РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года. Можайский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Проскуряковой О.А. с участием прокурора Кривонис Е.В. при секретаре Мыколюк И.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можайского городского прокурора в интересах Яковлева Н.М. к Администрации Можайского муниципального района, Министерству Финансов Московской области, Министерству образования Московской области о признании права на предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, у с т а н о в и л: Можайский горпрокурор обратился в суд с иском в интересах Яковлева Н.М., ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным и отмене со дня издания постановления Главы Можайского муниципального района №1006-П от 27.06.2001 г. о закреплении за Яковлевым Н.М. жилого помещения; обязании Администрации Можайского муниципального района предоставить Яковлеву Н.М. вне очереди жилого помещения на территории с/п Клементьевское Можайского района площадью не менее 27 кв.м за счет средств бюджета Московской области. Свои требования прокурор обосновывает тем, что Яковлев Н.М. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании указанного постановления главы Можайского муниципального района за Яковлевым Н.М. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> находящееся в собственности ЗАО «Рассвет». Ссылаясь на то, что на момент закрепления жилого помещения в квартире помимо Яковлева Н.М. были зарегистрированы его братья Яковлев Д.В., и Яковлев С.В., Яковлев Д.В. страдает тяжелой формой туберкулеза, проживание совместно с ним создает опасность для здоровья третьих лиц, а также на то, что жилое помещение не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, отключена подача электроэнергии, закрепление данного жилья за несовершеннолетним Яковлевым Н.М. противоречила интересам ребенка-сироты, прокурор просит признать незаконным и отменить с момента издания оспариваемое постановление №1006-П от 27.06.2001 г. При этом ссылаясь на то, что Яковлев Н.М. не обеспечен жилым помещением, не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на предоставление жилья в соответствии со ст.8 Закона МО «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», прокурор просит удовлетворить иск в полном объеме. В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования и просил признать незаконным со дня издания постановление №1006-П от 27.06.2001 г. о закреплении жилья, признать за Яковлевым Н.М. право на получение жилого помещения за счет бюджета Московской области и обязать Администрацию Можайского муниципального района предоставить Яковлеву Н.М. вне очереди жилое помещение площадью не менее 27 кв.м на территории сельского поселения Бородинское. В судебном заседании прокурор и Яковлев Н.М. заявленные требования поддержали. В заявлении, адресованном суду, Яковлев Н.М. просил в дальнейшем рассматривать дело в его отсутствие. Представители Администрации Можайского муниципального района с требованиями не согласились, полагали, что в силу семейного законодательства при отбытии ребенка в учебное заведение за Яковлевым Н.М. обоснованно было закреплено спорное жилое помещение, что позволило обеспечить право несовершеннолетнего на возвращение в то жилое помещение, из которого он убыл, оснований к отмене постановления не имеется, также полагали не имеется оснований для обеспечения Яковлева Н.М. жилым помещением за счет средств бюджета Московской области, поскольку он имеет закрепленное жилье, не признан нуждающимся, имеет возможность реализовать свои права на обеспечение жильем в общем порядке. Представитель Министерства образования Московской области, в том числе как представитель Отдела опеки и попечительства по Можайскому муниципальному району, полагал иск подлежащим удовлетворению. Представитель Министерства финансов Московской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласился, полагал Минфинасов МО является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не нарушало прав Яковлева Н.М., кроме того Яковлев Н.М. имеет закрепленное за ним жилое помещение, которое не было признано непригодным к проживанию, оснований для обеспечения жильем за счет субвенций не имеется. Представители третьих лиц сельского поселения Бородинское и ЗАО «Рассвет» в судебное заседание не явились, возражений не представили. Суд полагает требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что 18.05.2011 г. Яковлев Н.М. обратился в Можайскую городскую прокуратуру с заявлением о нарушении его жилищных прав и просьбой об обращении с иском в его интересах. В судебном заседании из материалов дела, пояснений сторон установлено, что Яковлев Н.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, мать Яковлева М.Н. умерла 01.06.2001 г.(л.д.22), сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери (л.д.21), таким образом Яковлев Н.М. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления Главы Можайского района № 1006-П от 27.06.2001 г. несовершеннолетнему Яковлеву Н.М. была выделена путевка в детский дом и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.25). С 01.09.2009 г. по 30.06.2011 г. Яковлев Н.М. обучался в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональное училище №48 на полном гособеспечении (л.д.23). При это установлено, что на момент издания постановления в жилом помещении проживали и были зарегистрированы Яковлев Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения и Яковлев С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения (братья истца). Прокурор пояснила, что Администрация Можайского района не обоснованно закрепила за Яковлевым Н.М. жилое помещение, которое принадлежит ЗАО «Рассвет», данное закрепление препятствует реализации права Яковлева на обеспечение жильем за счет средств бюджета Московской области в силу закона о дополнительных гарантиях. Из представленных материалов установлено, что в соответствии с Постановлением Главы Можайского района №720-П от 03.05.2001 г.утвержден перечень имущества ЗАО «Рассвет», переданного ему бесплатно в собственность согласно плана приватизации, в том числе жилой дом по адресу: <адрес> В соответствии со ст.5 ЖК РСФСР, в жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. Из представленных материалов установлено, что спорный жилой дом принадлежит на праве собственности ЗАО «Рассвет», которое по своей организационно-правовой форме не являлось государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям, соответственно вывод прокурора о том, что спорное жилое помещение относилось к общественному жилищному фонду, суд полагает не обоснованным. Из пояснений сторон установлено, что спорное жилое помещение предоставлялось для проживания Яковлевой М.Н. (матери истца) с учетом членов семьи, однако документов, подтверждающих заключение договора соцнайма в письменной форме, суду не представлено. Между тем согласно ст.162 ГК РФ несоблюдении простой письменной формы сделки не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства. Из пояснений сторон установлено, что Яковлева М.Н. со своими детьми была зарегистрирована постоянно по данному адресу, проживала в спорной квартире, производила оплату квартплаты, т.е. несла все обязанности нанимателя по договору соцнайма. В силу ст.64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения. Таким образом передача жилого дома в собственность ЗАО «Рассвет» не повлекло прекращения фактического договора соцнайма либо его изменение. С учетом того, что оспариваемое постановление не порождает каких-либо иных прав Яковлева Н.М. на жилое помещение, кроме тех, которые у него возникли в связи с предоставлением спорной квартиры его матери, а только гарантирует сохранность права пользования жилым помещением на период его (Яковлева) обучения в учебном заведении и возможность возвращения в данное жилое помещение, суд полагает, что за сохранение за Яковлевым Н.М. права на жилое помещение, которое принадлежит на праве собственности иному лицу – ЗАО «Рассвет», не нарушило прав собственника, кроме того оно не имеет правового значения, так как нормы действующего законодательства не содержат такого ограничения прав собственника. При этом ЗАО «Рассвет» с требованиями об отмене постановления о закреплении спорной квартиры за несовершеннолетним Яковлевым Н.М. не обращалось. Согласно ст.149 СК РФ, действовавшего на момент издания оспариваемого постановления, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Согласно ст.155.3 СК РФ, в ред.от 04.05.2011 г., дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (далее Закон МО) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области. При этом законодательством не урегулирован порядок и форма принятия решения о закреплении жилого помещения за несовершеннолетним. В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в редакции действовавшей на момент издания оспариваемого постановления, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Принимая во внимание, что обязанность закрепления жилого помещения за несовершеннолетним предусмотрена законом, суд полагает администрация Можайского муниципального района при издании постановления №1006-П от 21.06.2001 г. действовала в интересах несовершеннолетнего, в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением положений действовавшего на тот момент законодательства, связи с чем суд не усматривает основания к отмене оспариваемого постановления. В соответствии с абз.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Часть 2 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области. Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 кв.метров. Согласно п.2 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области, утв. Постановлением Правительства МО от 16.06.2010 г. №451/24, предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам: не имеющим закрепленного жилого помещения, т.е. не являющимся нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма и (или) не являющимся собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения; признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья до вступления в силу Закона Московской области № 81/2009-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», т.е. на 28.07.2009 г. Согласно положениям п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что в обоих случаях не предполагается предоставление детям какого-либо другого жилого помещения взамен того, которое они ранее занимали. Если же жилые помещения, которые дети ранее занимали, не могут быть им возвращены, то им, хотя бы они и перестали быть детьми, вне очереди предоставляется другое жилое помещение. Из представленных материалов установлено, что за Яковлевым Н.М. закреплено жилое помещение, которое не признано в установленном порядке не пригодным к проживанию, кроме того он является членом семьи нанимателя жилого помещения. Также установлено, что Яковлев Н.М. не был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготный (внеочередное получение жилья) не вставал, за предоставлением ему жиль в орган местного самоуправления – Администрацию с/п Бородинское не обращался. Таким образом, Яковлев Н.М. имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди на основании договора соцнайма в порядке, предусмотренном ст.57 ЖК РФ, которое им не реализовано. На основании изложенного суд приходит к выводу, что Яковлев Н.М. не имеет права на предоставление жилья в рамках ст.8 Закона Московской области «О дополнительных гарантиях», в связи с чем в удовлетворении иска в данной части также надлежит отказать. В силу ст.10 указанного Закона МО, предусмотренные настоящим Законом полное государственное обеспечение, дополнительные гарантии и дополнительные виды социальной поддержки являются расходными обязательствами Московской области. Согласно ст.11 данного Закона МО органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок. В силу ст.13 вышеназванного Закона Московской области, государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий, указанных в абзацах втором - шестом части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования. Согласно ст.5 ФЗ-159, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. Как следует из положений вышеуказанного Закона Московской области средства на приобретение жилья, необходимого для предоставления детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из их числа выделяются Администрации Можайского муниципального района именно Министерство финансов Московской области, а Министерство образования Московской области обязано контролировать реализацию Администрацией Можайского муниципального района государственных полномочий, указанных в абзацах втором - шестом части 1 статьи 11 настоящего Закона МО. При таких обстоятельствах, довод представителя Минфинансов МО о том, что Минфинансов МО является не надлежащим ответчиком, суд полагает необоснованным. С учетом вышеизложенного суд полагает в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: в удовлетворении иска Можайского городского прокурора в интересах Яковлева Н.М. к Администрации Можайского муниципального района, Министерству финансов Московской области, Министерству образования Московской области о признании недействительным постановления №1006-П от 27.06.2001 г. о закреплении жилого помещения, признании права на предоставление жилья за счет средств бюджета и обязании предоставить вне очереди жилое помещение на территории Бородинского сельского поселения не менее 27 кв.м за счет средств бюджета Московской области отказать. Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский горсуд в течение 10 дней со дня постановления. Судья: подпись Мотивированный текст решения изготовлен 19 сентября 2011 года. Судья: подпись КОПИЯ ВЕРНА. Судья О.А. Проскурякова Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-914/10 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.