Дело № 2-1237-2011 г. Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 года. Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Русаковой Г.С. при секретаре Андросенко А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можайского горпрокурора в интересах несовершеннолетних к Администрации Можайского муниципального района, Муниципальным образовательным учреждениям «*** средняя общеобразовательная школа» и «*** средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением и просит обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области выделить денежные средства на ограждение территорий муниципальных общеобразовательных учреждений «*** средняя общеобразовательная школа», «*** средняя общеобразовательная школа», а также обязать последних с момента перечисления денежных средств незамедлительно принять меры по ограждению школ забором. В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях. Представитель ответчика Администрации Можайского муниципального района возражал против иска. Представители ответчиков МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» и МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» полагались на усмотрение суда. Представители Финансово-казначейского управления и управления образования Администрации Можайского муниципального района, привлеченных в качестве третьих лиц в судебное заседание не явились. Суд считает, иск Можайского горпрокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. Согласно п. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного учреждения. Данные меры предполагают согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанность образовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитерно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - Требования). Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их бучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, определяют санитарно-гигиенические требования, в том числе и к территории общеобразовательного учреждения (пункт 1.1, 1.2 Требований). Согласно п.3.1 Требований территория общеобразовательного учреждения должна быть огорожена забором и озеленена. В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что прокуратурой проведена проверка готовности общеобразовательных учреждений Можайского муниципального района к 2011/2012 учебному году, в ходе, которой установлено отсутствие периметральных ограждений *** и *** средних общеобразовательных школ. Согласно Паспортам готовности к 2011/2012 учебному году, акту обследования технического укрепления объекта от 02.08.2011 г., установлено, что территории *** и *** школ не ограждены забором. Таким образом, установлены нарушения прав учащихся на безопасность и здоровье в результате незащищенности объекта образования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №196 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении. Согласно пункту 75 указанного Типового положения, деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями), в соответствии с договором между ними. Согласно п. 1.5 Уставов МОУ «*** средняя школа», МОУ «*** средняя общеобразовательная школа», утвержденного начальником Управления образования Администрации Можайского района Московской области 10.10.2005г., учредителем школы является Управление образования Администрации Можайского района(л.д.6-39, т.1,2). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в частности средства бюджета учредителя (учредителей) (пункт 6.3 Устава). В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основанного общего, среднего (полного) общего образования относится к вопросам местного значения муниципального района. Как пояснил прокурор Главе Можайского муниципального района, начальнику Управления образования администрации Можайского муниципального района неоднократно вносились представления, однако до настоящего времени действенные меры по устранению нарушений законодательства не предприняты. Согласно Порядку, утвержденного решением Совета депутатов Можайского муниципального района от 20.09.2011 г. №340\2011, глава Можайского муниципального района вносит на рассмотрение Совета депутатов муниципального района проект решения Совета депутатов Можайского муниципального района «О бюджете Можайского муниципального района на 2012 год» и его утверждения(л.д.111-113, т.2). Установлено, что главой Можайского муниципального района внесен и решением Совета депутатов от 22.12.2011 г. утвержден бюджет Можайского муниципального района на 2012 год(л.д.160, 164, т. 2). Бюджетом Можайского муниципального района на 2012 год предусмотрены в составе расходов на реализацию муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Можайском муниципальном районе на 2011-2013 годы» учтены средства на устройство ограждения *** средней школы - 700 тыс. руб., *** средней школы - 1300 тыс. руб. (л.д. 56-60, 160, т.2). Согласно сообщения ФКУ Администрации Можайского муниципального района финансирование указанных расходов будет осуществляться в 2012 г.(л.д.137, т.2). Таким образом, свои обязательства по выделению денежных средств Администрация муниципального образования в лице главы Можайского муниципального района выполнила полностью. Соответственно требования прокурора в части возложения на Администрацию Можайского муниципального района обязанности выделить денежные средства на ограждение территорий МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» и МОУ «*** средняя общеобразовательная школа», не подлежит удовлетворению. В части возложения на ответчиков МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» и МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» обязанности принятия мер по ограждению школ забором с момента перечисления денежных средств, суд полагает, требования прокурора подлежат удовлетворению по вышеизложенным основаниям. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковое заявление Можайского горпрокурора в интересах несовершеннолетних к Администрации Можайского муниципального района, Муниципальным образовательным учреждениям «*** средняя общеобразовательная школа» и «*** средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, удовлетворить частично; обязать Муниципальные образовательные учреждения «*** средняя общеобразовательная школа» и «*** средняя общеобразовательная школа» с момента перечисления денежных средств, принять меры по ограждению территорий школ; исковые требования в части возложения на Администрацию Можайского муниципального района обязанности выделить денежные средства на ограждение территорий МОУ «*** средняя общеобразовательная школа» и МОУ «*** средняя общеобразовательная школа», оставить без удовлетворения Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение 10-ти дней со дня его вынесения в окончательной форме. С У Д Ь Я: Мотивированный текст решения составлен 26 декабря 2011 года. С У Д Ь Я: