о признании постановления о предоставлении земли незаконным, прекращении права собственности на землю



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой О.А.

при секретаре Валько Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее ТУ Росимущества МО) к Полюдовой Н.М., Чайковой С.В., Егорову А.П., Зарецкой О.М., Голодневу А.Н., Исаеву В.В., Ладнюк Е.А., Ладнюк В.А., Ладнюк Н.А., Ладнюк А.А., Толстой А.М., Толстому В.М., Дементьевой О.В., Дементьеву Д.А., Григорьевой Е.В., Григорьевой К.В., Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района о признании недействительными постановлений о предоставлении в собственность за плату земельных участков, признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на землю,

у с т а н о в и л:

ТУ Росимущества МО обратилось в суд с иском о признании незаконными Постановлений Главы Можайского муниципального района о предоставлении в собственность гражданам земельных участков, расположенных в <адрес>, признании недействительными договоров купли-продажи, заключенных между КУИ и гражданами по приобретению спорных участков в собственность и прекращении права собственности граждан на спорные земельные участки.

Свои требования истец обосновывает тем, что в ходе проверки фактического использования земельных участков, предоставленных ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» (далее Бородинский музей) было установлено, что граница территории Бородинского музея обозначена на местности памятными знаками, которые внесены в перечень объектов культурного наследия федерального значения. Решением исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов №480/11 от 03.05.1972 г. утверждена мемориально-охранная зона Бородинского музея, Решением Малого совета Московского областного Совета народных депутатов №6/12 от 27.05.2002 г. утверждены и словесно описаны границы территории музея, а также утверждены и словесно описаны границы охранной зоны музея, режим содержания территорий, территории населенных пунктов и территории утраченных деревень отнесены к зоне регулированной застройки с установленным режимом содержания. Территория Бородинского музея с расположенными на ней объектами исторического и культурного наследия отнесена к объектам исторического и культурного наследия народов РФ, объекты историко-культурного и природного наследия, вне зависимости от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности, отнесены исключительно к федеральной собственности.

Ссылаясь на то, что объекты культурного наследия народов РФ отнесены к землям историко-культурного назначения, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность несовместимую с основным назначением этих земель, предоставление земельных участков, расположенных в данной территории, под садоводство гражданам противоречит земельному законодательству, а также на то, что земли расположенные в <адрес> входят в границы территории Бородинского музея, т.е. являются землями федеральной собственности, соответственно Глава Можайского муниципального района не имел полномочий предоставлять гражданам спорные участки в собственность, истец просит удовлетворить требования.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.

Ответчики и их представители с требованиями истца не согласились, поддержали возражения, изложенные в отзывах на иски, просили применить последствия пропуска срока исковой давности, поскольку сделки купли-продажи совершены в 2005-2008 гг.

Представитель Администрации Можайского муниципального района, в том числе как представитель КУИ поддержал возражения на иски, изложенные в отзыве, полагал требования истца не обоснованы, не подтверждены доказательствами, просил применить последствия пропуска срока исковой давности.

Представители Минкультуры РФ, Бородинского музея, Управления Росреестра по Московской области в заявлениях, адресованных суду, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Представитель ФБУ «Кадастровая плата по Московской области» с требованиями не согласилась, полагала, что земли населенных пунктов отнесены к неразграниченной госсобственности, полномочия по распоряжению данными участками предоставлено органам местного самоуправления, ограничений и запретов на момент предоставления земельных участков зарегистрировано не было, просила в иске отказать.

Представитель истца возражал против применения срока исковой давности, пояснив, что о совершенных сделках стало известно только 28.06.2011 г. на совещании рабочей группы, после чего в установленный срок были поданы иски в суд.

Из представленных материалов установлено, что на основании постановления Главы Можайского муниципального района №2052-П от 01.08.2005 г. «о предоставлении в собственность за плату земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Голодневым А.Н. 15.08.2005 г. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося государственной собственностью, предназначенного для ведения садоводства, из категории земель поселений (т.2 л.д.164). Право собственности Голоднева А.Н. зарегистрировано 13.09.2005 г., выдано свидетельство о госрегистрации права (т.2 л.д.172).

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №1984-П от 26.07.2005 г. «о предоставлении в собственность за плату земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Егоровым А.П. 18.08.2005 г. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым площадью 1202 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося государственной собственностью, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, из категории земель поселений (т.4 л.д.197,198). Право собственности Егорова А.П. зарегистрировано 12.10.2005 г., выдано свидетельство о госрегистрации права (т.4 л.д.184). На основании договора купли-продажи от 01.11.2005 г. Егоров А.П. продал земельный участок Чайковой С.В. (т.4 л.д.185), право собственности которой зарегистрировано 30.11.2005г.

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №1744-П от 28.06.2005 г. «о предоставлении в собственность за плату земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Полюдовой Н.М. 25.08.2005 г. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> из категории земель поселений, предназначенного для ведения садоводства, являющегося государственной собственностью (т.3 л.д.5,6). Право собственности Полюдовой Н.М. зарегистрировано 07.10.2005 г., выдано свидетельство о госрегистрации права (т.3 л.д.89).

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №521-П от 17.03.2006 г. «о предоставлении в собственность за плату земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Зарецкой О.М. 23.03.2006 г. г. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым площадью 836 кв.м из категории земель поселений, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения садоводства, являющегося государственной собственностью (т.2 л.д.149,150). Право собственности Зарецкой О.М. зарегистрировано 20.04.2006 г., выдано свидетельство о госрегистрации права (т.2 л.д.158).

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №522-П от 17.03.2006 г. «о предоставлении в собственность за плату земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Исаевым В.В. 24.03.2006 г. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося государственной собственностью, предназначенного для ведения садоводства, из категории земель поселений (т.2 л.д.22,80). Право собственности Исаева В.В. зарегистрировано 20.04.2006 г., выдано свидетельство о госрегистрации права (т.2 л.д.179).

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №1615-П от 02.10.2008 г. «о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Ладнюк Е.А., В.А., Н.А., А.А. 16.10.2008 г. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым площадью 1022 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство», являющегося государственной собственностью (т.3 л.д.206,208). Право собственности Ладнюк зарегистрировано 03.12.2008 г., выдано свидетельство о госрегистрации права (т.4 л.д.39).

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №55-П от 23.01.2009 г. «о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Толстыми А.М., В.М., Дементьевыми О.В., Д.А., Григорьевыми Е.В., К.В. 05.03.2009 г. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство», являющегося государственной собственностью (т.4 л.д.87,95), право собственности зарегистрировано 29.04.2009 г., выдано свидетельство о госрегистрации права (т.4 л.д.70).

При этом из представленных материалов установлено, что спорные земельные участки отнесены к категории «земли поселений», находятся в населенных пунктах, на земельных участках Чайковой С.В., Толстых, Ладнюк, Исаева В.В. располагаются жилые дома, в которых проживают данные граждане, земельные участки приобретались гражданами в порядке выкупа земли собственниками строений.

В силу действовавшего до 01.07.2006 г. Федерального закона от 17.07.2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в ст.3.1 устанавливает, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно ст.16 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Из пояснений представителя истца и представленных материалов установлено, что право собственности РФ на спорные земельные участки не зарегистрировано, каких-либо правовых актов о передаче спорных участков в собственность РФ не принималось, на спорных участках нет зданий, строений и сооружений, принадлежащих РФ, земельные участки находятся в населенных пунктах, отнесены к категории земель поселений, данные обстоятельства истцом не оспаривались.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки на момент их предоставления гражданам относились к землям неразграниченной государственной собственности, расположенным в границах населенного пункта.

В силу п.10 ст.3 ФЗ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 6 ст.36 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.4 Постановления №11 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственности или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

При этом, содержащееся в п.10 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» указание на возможность распоряжения земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона, после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное, не может ограничивать права собственников недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, на приватизацию последнего.

Из пояснений сторон установлено, что граждане обратились в установленном порядке в Администрацию Можайского муниципального района с заявлениями о приобретении в собственность за плату земельных участков, в том числе, участков, расположенных при жилых домах, в установленном законом порядке с рамках предоставленных полномочий по распоряжению землями госсобственности, Администрацией Можайского муниципального района были приняты решения о предоставлении участков гражданам, заключены соответствующие договора купли-продажи земли. Договора купли-продажи зарегистрированы, гражданам выданы свидетельства о госрегистрации права собственности на землю. С момента приобретения спорные земельные участки используются гражданами, на некоторых участках выстроены жилые дома, хозяйственные постройки, гражданами оплачивается земельный налог на данные участки.

Статьи 254 и 255 ГПК РФ устанавливают, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, судом не установлено оснований для признания недействительными постановлений о предоставлении гражданам за плату земельных участков, в связи с чем, в данной части требования истца не подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.45 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 г. Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснили, что в силу ст.304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В материалы дела, представителем ТУ Росимущества представлены ксерокопии свидетельств о госрегистрации праве собственности РФ на земельные участки, расположенные непосредственно под памятниками, но не на спорные земельные участки. Выписка из реестра федерального имущества, которая могла бы являться доказательством, подтверждающим право собственности истца на спорные объекты либо свидетельство о праве собственности истца на спорные земельные участки, также не представлена.

Таким образом, установлено, что спорные земельные участки находятся во владении ответчиков, а не истца, при этом суду не представлено каких-либо доказательств в подтверждение факта владения истцом спорными объектами недвижимого имущества, следовательно, оснований для удовлетворения иска по основаниям ст.304 ГК РФ не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные ТУ Росимущества требования фактически направлены на защиту права государственной собственности путем восстановления владения указанным имуществом.

Статья 195 ГК РФ устанавливает, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, который распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года.

Статья 200 ГК РФ устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

В силу ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Истцом оспариваются договора купли-продажи земельных участков от 15.08.2005 г., 18.08.2005 г., 25.08.2005 г., 17.03.2006 г., 24.03.2006 г., 16.10.2008 г. и 23.01.2009 г., которые были исполнены, права граждан зарегистрированы в установленном порядке.

За приобретение земельных участков гражданами на счет ТУ Минимущества по МО, в последующем ТУ Росимущества МО, по коду бюджетной классификации (КБК) 166 06 03 0000 01 0000 430 «продажа земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которой расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности» были уплачены денежные средства: Зарецкая О.М. (т.2 л.д.157), Голоднев А.Н. (т.2 л.д.171), Исаев В.В. (т.2 л.д.180), Полюдова Н.М. (т.3 л.д.88); по КБК 011114 06014 10 0000 430 «доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений» - Ладнюк (т.4 л.д.66) Толстые (т.4 л.д.94); по КБК 011 06 01 0000 03 0000 430 «поступления от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, зачисляемые в местные бюджеты» - Егоров А.П.(т.5 л.д. ).

В связи с чем, суд полагает необоснованным довод представителя истца о том, что денежные средства относились к невыясненным платежам, и ТУ Росимущество не было известно о совершенных сделках.

В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В связи с созданием Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Московской области функции по осуществлению прав собственника имущества Российской Федерации, находящегося на территории Московской области, в 2002 году перешли к этому структурному подразделению федерального органа исполнительной власти. С 2004 г. в связи с упразднением Министерства имущественных отношений РФ его территориальные органы переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и на дату обращения в суд с настоящим иском данные полномочия осуществляло ТУ Росимущества в Московской области.

Из указанных норм права следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти. Следовательно, последующее перераспределение функций по управлению государственным имуществом между такими органами не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованию, заявленному в защиту интересов этого публичного образования.

Кроме того, истцом по делу выступает орган государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости.

Пунктом 2 ст.199 ГК РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таким образом, органы государственной власти должны были знать об обстоятельствах выбытия спорных объектов недвижимого имущества из государственной собственности до даты проведения совещания рабочей группы 29.06.2011 г., на которое ссылается истец, в связи с чем истцом пропущен срок исковой давности по оспариванию сделок купли-продажи и прекращению права собственности на спорные участки, в связи с чем в данной части иска также надлежит отказать.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, в удовлетворении требований ТУ Росимущества надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Полюдовой Н.М., Чайковой С.В., Егорову А.П., Зарецкой О.М., Голодневу А.Н., Исаеву В.В., Ладнюк Е.А., Ладнюк В.А., Ладнюк Н.А., Ладнюк А.А., Толстой А.М., Толстому В.М., Дементьевой О.В., Дементьеву Д.А., Григорьевой Е.В., Григорьевой К.В., Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района о признании недействительными постановлений о предоставлении в собственность за плату земельных участков, признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков, прекращении права собственности на землю.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский суд в течение 10 дней со дня постановления.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья О.А. Проскурякова

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-1266/11 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.