. Дело № 2-93/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 января 2012 года Можайский городской суд Московской области в составе Председательствующего судьи Зимиловой Т.Н. При секретаре Ермошенковой М.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Можайский муниципальный район Московской области и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Можайского муниципального района У С Т А Н О В И Л : Можайский городской прокурор в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Можайский муниципальный район Московской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным заявлением; просит признать незаконным отказ должностных лиц Администрации Можайского муниципального района в предоставлении сотруднику прокуратуры доступа к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Можайского муниципального района; обязать должностных лиц Администрации Можайского муниципального района предоставить по требованию прокурора сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Можайского муниципального района за 2009-2010 годы. В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что им проводилась проверка исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции Администрации Можайского муниципального района, в ходе которой прокурору было отказано в предоставлении сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Можайского муниципального района за 2009-2010 годы заместителем Главы Администрации Можайского муниципального района К.А.В.., начальником Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района С.В.В., начальником отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района К.Т.В. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле Морозов Д.Б., заявление поддержал. Заинтересованное лицо – представители Администрации Можайского муниципального района Кузнецов А.В., Радушкевич Л.С.,действующие по доверенности, заявление не признали, ссылаясь на то, что прокурору предоставлялись указанные сведения в запечатанных конвертах. Сведения были помещены в конверты и запечатаны в соответствии с Постановлением Главы Можайского муниципального района за № 444-П от 20.05.2010г. Однако прокурором не были предоставлены обоснованные доводы по вскрытию указанных конвертов. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд находит заявление Можайского городского прокурора подлежащим удовлетворению исходя из следующего: Пунктом 6 статьи 5 Федерального Закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона). Противодействие коррупции – деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции),а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушение ( пункт 2 подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008гг. №273-ФЗ). Анализ правовых норм названного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов (статьи 3,6,7-11) свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы. Согласно подпункту «б» пункта 4 Национального плана противодей ствия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2008г. № Пр-1568, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено организовать рассмотрение вопроса о работе прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам поручено также усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (подпункты «а», «б» пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы). Пунктом 8.2. приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07 декабря 2007г. № 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции. Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно пункта 6 ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О муниципальной службе в Российской Федерации") проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ,вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона. Из материалов дела судом установлено, что Можайской городской прокуратурой проводилась проверка соблюдения Администрацией Можайского муниципального района требований Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,Закона Московской области от 24.07.2007г. № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» и Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации ведении его личного дела. В ходе проверки помощником Можайского городского прокурора Морозовым Д.Б. с выходом в Администрацию Можайского муниципального района запрашивались сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Можайского муниципального района за 2009-2010 годы, однако начальником отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района К.Т.В.запрашиваемые сведения представлены запечатанными в конвертах; при этом сотруднику прокуратуры была представлена информация об особом режиме вскрытия конвертов, содержащих указанные сведения. По мнению должностных лиц Администрации Можайского муниципального района - заместителя Главы Администрации Можайского муниципального района К.А.В., начальника отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района К.Т.В.сотрудником прокуратуры не представлены обоснованные доводы по вскрытию вышеуказанных конвертов (л.д.6-7). Указанные доводы изложены в переписке Можайского городского прокурора и Администрации Можайского муниципального района (л.д.6-7). Суд находит, что таким образом должностными лицами Можайского муниципального района выражен отказ в предоставлении прокурору запрашиваемых им сведений. Право Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных им прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено частью 3 статьи 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований сотрудника Можайской городской прокуратуры действующему законодательству. В соответствии с Постановлением Главы Можайского муниципального района от 20.05.2010г. за № 444-П (л.д.21) на уполномоченное лицо отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы возложена обязанность запечатывания сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в конверты с приобщением последних к личному делу главы Можайского муниципального района и муниципальных служащих; при этом место склеивания конверта скрепляется оттиском печати указанного отдела.На конверте указываются фамилия, имя, отчество лица, представившего сведения, дата их представления, подпись уполномоченного лица, принявшего сведения.(л.д.21) Из пояснений представителей Администрации Можайского муниципального района установлено, что указанная обязанность возложена на начальника отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района К.Т.В. Суд находит, что для проведения проверки прокурором исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции, данные сведения должны быть представлены должностными лицами Администрации Можайского муниципального района в распечатанных конвертах. Для соблюдения порядка вскрытия указанных конвертов суд считает возможным возложить обязанности вскрытия указанных конвертов и представления сведений, содержащихся в них, прокурору на должностных лиц Администрации Можайского муниципального района - Главу Можайского муниципального района Б.Д.М., заместителя Главы Администрации Можайского муниципального района К.А.В., начальника Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района С.В.В., начальника отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района К.Т.В. Поскольку целью истребования указанной информации являлась проверка выполнения Главой муниципального района и муниципальными служащими установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, то есть на выявление и пресечение коррупционных правонарушений, суд находит, что прокурор вправе проводить проверку указанной информации и при отсутствии данных, свидетельствующих о фактах нарушения законов Главой муниципального района и муниципальными служащими. На основании вышеизложенного, Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Заявление Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Можайский муниципальный район Московской области и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Можайского муниципального района удовлетворить. Признать незаконным отказ должностных лиц Администрации Можайского муниципального района в лице заместителя Главы Администрации Можайского муниципального района К.А.В., начальника Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района С.В.В., начальника отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района К.Т.В.в предоставлении сотруднику прокуратуры доступа к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Можайского муниципального района. Обязать Главу Можайского муниципального района Б.Д.М., заместителя Главы Администрации Можайского муниципального района К.А.В., начальника Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района С.В.В., начальника отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Администрации Можайского муниципального района К.Т.В. предоставить сотруднику прокуратуры доступ к сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Можайского муниципального района за 2009-2010 годы, распечатав конверты, в которых данные сведения находятся, в рамках проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции. Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский горсуд в течение месяца со дня постановления в окончательной форме. С У Д Ь Я. Мотивированное решение изготовлено 16 января 2012 года С У Д Ь Я . .