решение о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и понуждении к восстановлению учета



Гр.дело №2-34/12г.

к о п и я

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2012 года г.Можайск

Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В.,

с участием представителя ответчика, Д.А.А.,

при секретаре Хмелевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Н.А., Ш.Т.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.Н.А. к Администрации М. муниципального района о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, понуждении к восстановлению учета, -

у с т а н о в и л:

Ш.Н.А. и Ш.Т.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.Н.А. обратились в суд с указанным иском к Администрации М. муниципального района, обосновывая свои требования тем, что они состояли в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма с 2000 года, но в ноябре 2011 года получили уведомление о снятии Ш.А.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, истицы просят суд признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации М. района №5 от 29.08.2011 года о снятии семьи Ш.А.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении незаконным и обязать ответчика восстановить семью Ш.А.Д. на указанном учете.

В ходе судебного разбирательства истицы уточнили исковые требования и, настаивая на удовлетворении первоначальных исковых требований, просят суд также признать незаконным и отменить постановление Главы М. муниципального района от 06.09.2011г. №1433, в части снятия семьи Ш.А.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении (л.д.34-35).

Истицы, Ш.Н.А. и Ш.Т.А., в судебном заседании настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований.

Представитель ответчика, Д.А.А., в судебном заседании уточненные исковые требования Ш. не признал.

Суд считает, уточненный иск подлежит удовлетворению.

В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что Ш.А.Д. проходил службу в Армии с 16 ноября 1970 года по 18 июля 1996 года (л.д.74) и был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (л.д.75) с календарной выслугой 25 лет 6 месяцев (л.д.76). С 27.11.1972г. по 17.07.1996г. Ш.А.Д. проживал на территории обособленного военного городка в гарнизоне закрытого типа, за пределами которого жилья не имел (л.д.73). 01 апреля 1993 года Ш.А.Д. на семью из 3-х человек, включая супругу – Ш.Н.А. (л.д.66) и дочь – Ш.Т.А. (л.д.67), была предоставлена квартира в доме по <адрес>), находящаяся в ведомственном фонде закрытого военного городка Министерства обороны РФ (л.д.71), в которой истицы, а также несовершеннолетняя Ш.Н.А., проживают по настоящее время (л.д.6, 7, 49, 56).

На основании постановления главы Администрации М. района от 01.02.2000 №120-П Ш.А.Д. был поставлен на учет для улучшения жилищных условий на льготную очередь военнослужащих в составе семьи из 2-х человек (л.д.23).

Вступившим в законную силу решением Можайского городского суда от 30.03.2007 года внучка – Ш.Н.А. (л.д.70) – была признана членом семьи Ш.А.Д., за которым признано право состоять на учете для получения государственного жилищного сертификата в рамках реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» на семью из четырех человек (л.д.77).

15 июля 2007 года, 21 сентября 2010 года и 04 апреля 2011 года Ш.А.Д. администрацией М. муниципального района направлялись уведомления о необходимости предоставления документов, подтверждающих его нуждаемость в получении жилья (л.д.24-27), которые, однако, были проигнорированы Ш.А.Д.

29 августа 2011 года общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации М. муниципального района было принято решение о снятии Ш.А.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении, в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.9-14).

Постановлением главы М. муниципального района от 06.09.2011 №1433-П Ш.А.Д. снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации М. муниципального района, в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.31-32).

Согласно сообщениям М. филиала ГУП МО «МОБТИ» и Управления Росреестра по Московской области Ш.А.Д., Н.А., Т.А. и Н.А. какого-либо жилья в собственности не имели и не имеют (л.д.78-82).

В соответствии с п.п.1 и 2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В силу положений пп.«а» п.6, пп.«г» п.7, п.п.12 и 25 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в частности, наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках. Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления. Не могут быть сняты с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий вдовы (вдовцы) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, при условии, что они по-прежнему признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и не вступили в другой брак.

При таких обстоятельствах, когда Ш.А.Д. был уволен в запас из Вооруженных Сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имея продолжительность военной службы более 25 лет, и на момент увольнения проживал в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка – <адрес>, суд считает, что на момент постановки Ш.А.Д. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, - для этого имелись основания, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно п.26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; решения жилищной проблемы; заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил; выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Статьей 55 ЖК РФ установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно положениям ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Между тем, в ходе судебного разбирательства судом не были установлены вышеуказанные основания для снятия семьи Ш.А.Д. с учета нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и утрата ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, указанная ответчиком в решении жилищной комиссии и оспариваемом постановлении.

При таких обстоятельствах, когда указанные в п.26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 и ст.56 ЖК РФ случаи снятия семьи Ш.А.Д. с очереди на получение жилого помещения не наступили, а жилье последним предоставлено не было, суд полагает, что у ответчика не имелось достаточных и объективных оснований для снятия семьи Ш.А.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, суд не может признать решение в данной части общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации М. муниципального района от 29.08.2011 года и Постановление главы Администрации М. муниципального района от 06.09.2011 №1433-П в соответствующей части законными.

Пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Учитывая изложенное, проверив материалы дела, принимая во внимание, что истицы и несовершеннолетняя Ш.Н.А. являются членами семьи Ш.А.Д. умершего после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, продолжительность которой составляет более 10 лет, что дает им основание для сохранения права на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели до смерти последнего, суд считает требования истиц – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, с у д ь я

р е ш и л:

уточненный иск Ш.Н.А. и Т.А. удовлетворить.

Признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации М. района №5 от 29.08.2011 года о снятии семьи Ш.А.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении незаконным.

Признать постановление Главы М. муниципального района от 06.09.2011г. №1433, в части снятия семьи Ш.А.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении, незаконным и отменить его.

Обязать Администрацию М. муниципального района восстановить членов семьи Ш.А.Д., умершего 18.02.2012 года, - супругу Ш.Н.А., дочь Ш.Т.А. и несовершеннолетнюю внучку Ш.Н.А. на учете нуждающихся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья подпись В.В.Хлюстов

Решение в окончательной форме вынесено 25 февраля 2012 года.

Копия верна: судья ______________________

Решение вступило в законную силу «___» _________________ 2012 года.

Судья ___________________ Секретарь ____________________