о признании незаконными постановлений о предоставлении участков в собственность, признании незаконными договоров купли-продажи, прекращении права собственности на земельные участки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2012 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой О.А.

при секретаре Бузовкиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее ТУ Росимущества МО) к Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района (далее КУИ), Сходневой Т.В., Большаковым А.С., Н.С., Хорошеву П.И., Усовой И.А., Синцову А.А., Саханенковой В.С. о признании незаконными постановлений о предоставлении земельных участков в собственность, признании недействительными договоров купли-продажи, прекращении права собственности на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за РФ,

у с т а н о в и л:

ТУ Росимущества МО обратилось в суд с иском о признании незаконными Постановлений Главы Можайского муниципального района о предоставлении в собственность гражданам земельных участков, расположенных в д.Криушино Можайского района Московской области, признании недействительными договоров купли-продажи, заключенных между КУИ и гражданами по приобретению спорных участков в собственность и прекращении права собственности граждан на спорные земельные участки. Свои требования истец обосновывает тем, что в ходе проверки фактического использования земельных участков, предоставленных ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» (далее Бородинский музей) было установлено, что граница территории Бородинского музея обозначена на местности памятными знаками, которые внесены в перечень объектов культурного наследия федерального значения. Решением исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов №480/11 от 03.05.1972 г. утверждена мемориально-охранная зона Бородинского музея, Решением Малого совета Московского областного Совета народных депутатов №6/11 от 27.05.1992 г. утверждены и словесно описаны границы территории музея, а также утверждены и словесно описаны границы охранной зоны музея, режим содержания территорий, территории населенных пунктов и территории утраченных деревень отнесены к зоне регулированной застройки с установленным режимом содержания. Территория Бородинского музея с расположенными на ней объектами исторического и культурного наследия отнесена к объектам исторического и культурного наследия народов РФ, объекты историко-культурного и природного наследия, вне зависимости от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности, отнесены исключительно к федеральной собственности. Ссылаясь на то, что территория Бородинского музея является особо охраняемой территорией, отнесена к землям историко-культурного назначения, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность несовместимую с основным назначением этих земель, предоставление земельных участков, расположенных в данной территории, гражданам противоречит земельному законодательству, земли в границах территории Бородинского музея являются землями федеральной собственности, соответственно Глава Можайского муниципального района не имел полномочий предоставлять спорные участки в собственность граждан, истец просил удовлетворить требования.

В судебном заседании от 10.05.2012 г. представитель истца поддержала ранее заявленные требования и дополнила иск в части признании права собственности РФ на спорные земельные участки.

В судебное заседание представитель истца не явился, заявления об отказе от иска либо об оставлении без рассмотрения не направил.

Согласно положениям ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Принимая во внимание, что представитель истца был извещен о дне и времени слушания дела, указанные в ходатайстве истца причины неявки представителя не являются законным основанием для отложения и для признания уважительной причины неявки юридического лица в судебное заседание, а также учитывая отсутствие заявления истца об отказе от иска и прекращении производства по делу, суд полагает возможным рассмотрение заявленные требований в отсутствие представителя истца.

Представители Администрации Можайского муниципального района, КУИ с исками не согласились, полагали земли в территории Бородинского музея относятся к землям не разграниченной госсобственности, все спорные участки находятся в границам населенных пунктов, земля была предоставлена гражданам в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, договоры купли-продажи заключены на законных основаниях, просили применить к требованиям истца последствия пропуска срока исковой давности.

Ответчики и их представители с исками не согласились, поддержали письменные возражения, полагали Администрация района в пределах своих полномочий распорядилась землями неразграниченной госсобственности, договоры купли-продажи заключены в соответствии с законом, истом пропущен срок исковой давности, поскольку договоры купли-продажи были исполнены в период 2005-2006 гг.

Представитель третьего лица Бородинского музея поддержал письменные возражения, с иском не согласился, пояснив, что все земельные участки вошли в территорию музея в зону существующей застройки населенных пунктов, на земельные участки распространяются особые режимы содержания, которые не влияют на ранее возникшее право собственности граждан.

Представители Минкультуры РФ, Управления Росреестра МО, ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО в судебное заседание не явились, в заявлениях, адресованных суду, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из заявленных требований установлено, что ТУ Росимущества МО оспариваются постановления о предоставлении гражданам земельных участков, принятые в период 2005-2009 гг. При этом из ходатайств представителя ТУ Росимущества МО о восстановлении срока на обжалование постановлений усматривается, что о принятых постановлениях стало известно на совещании рабочей группы 28.06.2011 г., ранее оспариваемые постановления в адрес истца не направлялись.

Из материалов дела установлено, что заявления в суд об оспаривании постановлений были поданы представителем ТУ Росимущества в августе 2011 г., т.е. в установленный законом трехмесячный срок для обжалования.

Статьи 254 и 255 ГПК РФ устанавливают, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из представленных материалов дела, пояснений сторон установлено, что на основании Постановления Совмина РСФСР от 30.08.1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» Памятники-монументы участникам Бородинского сражения 1812 г. и Великой Отечественной войны отнесены к памятникам культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.

Постановлением Совмина РСФСР от 31.05.1961 г. №683 Бородинское поле объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея.

На основании Указа Президента РФ от 30.11.1992 г. №1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ» и Указа Президента РФ от 24.01.1995 г. №64 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ» Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры) включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ» музеем-заповедником считается музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.

Территорией музея-заповедника являются земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности. Объекты культурного и природного наследия, земельные, водные, лесные и иные ресурсы, объекты недвижимости могут быть отданы в безвозмездное и бессрочное пользование государственному музею-заповеднику, переданы ему в оперативное управление или включены в границы территории музея-заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации при условии установления для них особого режима содержания и использования.

Установлено, что на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР № 495-р от 04.02.1959 г. Государственному Бородинскому военно-историческому музею под охранные зоны памятников и исторических мест Бородинского поля отведено 21,2 га, в том числе из земель колхозов и госземфонда.

На основании Решения Исполкома Мособлсовета №930/26 от 28.09.1970 г. и Распоряжения Совета Министров РСФСР №2440-р от 20.11.1970 г. произведено изъятие земель от совхозов и колхозов, согласно прилагаемым спискам, в том числе для Бородинского музея всего 26,61 га.

Решением Исполкома Можайского городского Совета депутатов трудящихся №58/2 от 22.01.1975 г. утверждены границы земельных участков общей площадью 47,21 га, отведенных Бородинскому музею.

Решением Малого Совета Мособлсовета от 27.05.1992 г. №6/11 в целях сохранения и использования Бородинского поля как уникального памятника истории и культуры России были утверждены границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, территории охранной зоны, а также режимы их содержания. Установлено, что земли в границах Бородинского музея являются особо охраняемой территорией, территория населенных пунктов в существующих границах, а также территории утраченных деревень отнесены к зоне регулирования застройки с определенным режимом содержания.

Распоряжением Правительства РФ №701-р от 18.05.1994 г. произведена корректировка зон охраны Бородинского музея, установлено, что площадь территории музея составляет 109,7 кв.км.

На основании постановления Главы Можайского района №839-П от 29.05.2000 г., с учетом изменений в постановлении от 02.10.2007 г. №1816-П, утверждены отведенные в натуре границы Бородинского музея площадью 109,7 кв.км без изъятия из землепользования.

Согласно акту ТУ Росимущества МО от 06.05.2011 г. по проверке фактического использования земельных участков, предоставленных Бородинскому музею, проведенной специалистами ТУ Росимущества МО по результату анализа документов и при фактическом осмотре участков установлено, что площадь территории музея составила 109,7 кв.км. территория разнообразна по составу и включает в себя все категории земель, определенные ЗК РФЕ земли сельскохозяйственного назначения 5100 га, 650 га фермерских земель, земли населенных пунктов (24 населенных пункта) около 9060 га, земли энергетики, транспорта, земли обороны и иного спецназначения, земли особо охраняемых территорий и объектов около 170 га, земли лесного фонда около 3200 га, земли водного фонда, земли запаса. При этом установлено, что сведений о земельном участке общей площадью 109,7 кв.км, как о ранее учтенному в ГКН отсутствуют, право собственности РФ на земельный участок площадью 109,7 кв.км не зарегистрировано. Проверкой установлено, что объекты федерального значения, закрепленные за Бородинским музеем на праве оперативного управления размещены на земельных участках, поставленных на ГКН, данные участки относятся к федеральной собственности, земельные участки с расположенными на них объектами культурного наследия используются в соответствии с видом разрешенного использования.

Установлено, что на основании приказа Росохранкультуры №7-р от 08.04.2011 г. с изменениями по приказу №42-р от 01.07.2011 г. в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) была поставлена зона с особыми условиями «территория объекта культурного наследия федерального значения «Бородинское поле и памятники на нем».

Приказом Минкультуры России от 19.03.2012 г. №194 утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем», земельные участки в границах территории отнесены к землям историко-культурного назначения, также утверждены характер использования территории, требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места, режимы использования земель.

Установлено, что на основании постановления Главы Можайского муниципального района №3077-П от 14.12.2006 г. Сходневой Т.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 1000 кв.м, категория земли «земли поселений», разрешенный вид использования «для ведения садоводства» с кадастровым в границах с/п Бородинское, расположенный по адресу: <адрес> 25.12.2006 г. между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Сходневой Т.В. заключен договор купли-продажи земельного участка; право собственности Сходневой Т.В. зарегистрировано 20.01.2007 г., выдано свидетельство о госрегистрации права.

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №968-П от 19.04.2006 г. Большакову А.С., Большаковой Н.С. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым , являющийся государственной собственностью, предназначенный для ведения садоводства, из категории земель поселений, расположенный по адресу: <адрес>. 24.04.2006 г. между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Большаковыми А.С., Н.С. заключен договор купли-продажи земельного участка; право собственности Большаковых на 1/2 долю земельного участка за каждым зарегистрировано 22.05.2006 г., выданы свидетельства о госрегистрации права.

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №3927-П от 22.12.2005 г. Хорошеву П.И. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым из категории земель поселений, предназначенный для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>. 30.12.2005 г. между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Хорошевым П.И. заключен договор купли-продажи земельного участка; право собственности Хорошева П.И. зарегистрировано 16.02.2006 г., выдано свидетельство о госрегистрации права.

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №1035-П от 25.04.2006 г. Усовой И.А. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 700 кв.м с кадастровым являющийся государственной собственностью, предназначенный для ведения садоводства, из категории земель поселений, расположенный по адресу: <адрес> 28.04.2006 г. между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Усовой И.А. заключен договор купли-продажи земельного участка; право собственности Усовой И.А. зарегистрировано 05.05.2006 г., выдано свидетельство о госрегистрации права.

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №3518-П от 25.11.2005 г. Синцову А.А. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 1300 кв.м с кадастровым , являющийся государственной собственностью, предназначенный для ведения садоводства, из категории земель поселений, расположенный по адресу: <адрес> 14.04.2006 г. между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Синцовым А.А. заключен договор купли-продажи земельного участка; право собственности Синцова А.А. зарегистрировано 12.05.2006 г., выдано свидетельство о госрегистрации права.

На основании постановления Главы Можайского муниципального района №1249-П от 16.05.2006 г. Саханенковой В.С. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 600 кв.м с кадастровым из категории земель поселений, являющийся государственной собственностью, предназначенный для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес> 16.05.2006 г. между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Саханенковой В.С. заключен договор купли-продажи земельного участка; право собственности Саханенковой В.С. зарегистрировано 22.06.2006 г., выдано свидетельство о госрегистрации права.

Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО указанные земельные участки расположены на территории зоны с особыми условиями использования, поставленной на кадастровый учет на основании приказов Росохранкультуры в 2011 г.

Согласно ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.4 ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Статья 5 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» устанавливает, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.

В силу положений статей 9.1, 33, 34 названного Федерального закона включение земельного участка в состав зоны охраны объекта культурно-исторического наследия означает установление особого режима использования земельного участка, но не влечет за собой запрета либо ограничения его в обороте.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде органы власти субъектов РФ вправе устанавливать ограничения на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с положениями ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли в том числе историко-культурного назначения. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 46 названного закона, в том числе в редакциях действовавших на момент принятия оспариваемых постановлений, устанавливает, что физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством РФ и законом соответствующего субъекта РФ

В соответствии со ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

Часть 4 данной статьи устанавливает, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Таким образом, что спорные участки, хотя и входят в зону «Территория объекта культурного наследия федерального значения «Бородинское поле и памятники на нем», но не относятся к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте и должны использоваться в соответствии с целевым назначением земель историко-культурного назначения. Доказательств использования спорных участков с нарушением установленных режимов использования суду не представлено.

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие ЗК РФ» (в редакции, действующей на момент издания спорного ненормативного акта) распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст.16 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктом 6 ст.36 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.4 Постановления №11 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственности или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В соответствии со ст.2 Закона Московской области №23/96-ОЗ от 07.06.1996 г. «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в редакции, действующей на момент издания спорного ненормативного акта) органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов - земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Утверждение представителя истца о том, что Верховный Совет РСФСР Постановлением от 27.12.1991 г. №3020-1 делегировал полномочия по распоряжению и управлению государственным имуществом предприятий, а также земельными участками, находящимися в федеральной собственности исключительно Госкомимуществу РФ, суд находит необоснованным, поскольку указанное Постановление Верховного Совета СССР касалось только объектов недвижимости и предприятий, в отношении же земельных участков в абз.3 п. 1 преамбулы Постановления установлено, что «виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации», т.е. они определяются другими нормативными актами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления были вправе осуществлять распоряжение не только муниципальными землями, но и относящимися к территории муниципального образования землями, находящимися в государственной собственности.

Вышеизложенное свидетельствует о необоснованности доводов истца о том, что оспариваемые постановления не соответствовали нормам действующего земельного законодательства в виду отсутствия у Главы Можайского муниципального района полномочий по распоряжению спорными земельными участками.

Также суд полагает, что несостоятелен довод представителя истца о нарушении оспариваемыми ненормативными актами прав и интересов Российской Федерации, поскольку ч.2 ст.9 ЗК РФ, на которую ссылается истец, закреплено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), тогда как управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения прав на землю, названной нормой права не регулируется.

Таким образом судом установлено, что Администрацией Можайского муниципального района в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением установленных законом процедур предоставления земли в собственность граждан, были приняты оспариваемые постановления, каких-либо иных оснований для признания недействительным постановлений о предоставлении гражданам за плату земельных участков, в судебном заседании не установлено, в связи с чем требования о признании незаконными постановлений о предоставлении земли в собственность граждан не подлежат удовлетворению.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (п.36 Постановления). Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Согласно п.45 названного Постановления, в силу ст.304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Согласно ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (действовавшего до 01.07.2006 г.) право собственности у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при разграничении государственной собственности на землю возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

В статье 6 указанного Закона определен порядок разграничения государственной собственности на землю, предусматривающий в том числе, утверждение Правительством РФ перечней земельных участков, на которые соответственно возникает право собственности у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в ст.3.1 устанавливает, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В материалы дела, представителями ТУ Росимущества и Бородинского музея были представлены ксерокопии свидетельств о госрегистрации правах собственности РФ на земельные участки, переданные Бородинскому музею т расположенные непосредственно под памятниками, но не на спорные земельные участки. Выписка из реестра федерального имущества, которая могла бы являться доказательством, подтверждающим право собственности истца на спорные объекты либо свидетельство о праве собственности истца на спорные земельные участки, также не представлена.

Из пояснений представителя истца и представленных материалов установлено, что право собственности РФ на спорные земельные участки не зарегистрировано, каких-либо правовых актов о передаче спорных участков в собственность РФ не принималось, на спорных участках нет зданий, строений и сооружений, принадлежащих РФ, спорные земельные участке какими-либо федеральными законами к собственности РФ не отнесены. В предыдущих заседаниях истцом не оспаривался тот факт, что все спорные земельные участки находятся в населенных пунктах, отнесены к категории «земли населенных пунктов».

Таким образом, установлено, что в порядке, предусмотренном вышеназванными Законами, государственная собственность на спорные земельные участки, расположенные д.Криушино Можайского муниципального района, на момент принятия спорных ненормативных актов и до настоящего времени не разграничена, спорные земельные участки находятся во владении ответчиков, а не истца, при этом суду не представлено каких-либо доказательств в подтверждение факта владения истцом спорными объектами недвижимого имущества.

Принимая во внимание, что истцом не представлено каких-либо доказательств предоставления спорных земельных участков в собственность РФ, основания для удовлетворения иска с учетом положений ст.304 ГК РФ отсутствуют, доказательств возникновения права собственности РФ на спорные земельные участки по основаниям, предусмотренным ст.17 ЗК РФ и п.1 ст.3.1 ФЗ «О ведение в действие ЗК РФ» также не представлено, в связи с чем, суд полагает несостоятельным довод истца о том, что спорные участки являются собственностью РФ и на них должно быть признано право собственности РФ.

Из заявленных требований установлено, что ТУ Росимущества МО ставится требование о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участок, заключенных между Администрацией Можайского муниципального района в лице КУИ и гражданами, в связи с тем, что они являются ничтожными в силу закона.

По смыслу ст.36 ЗК РФ приобретение земли в собственность гражданами осуществляется на основании договора купли-продажи с учетом принятия решения органом местного самоуправления о предоставлении земли в собственность и особенностей заключения договора купли-продажи, установленных ст.37 ЗК РФ.

Статья 422 ГК РФ устанавливает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

При этом, ст.195 ГК РФ устанавливает, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, который распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года. В силу ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Установлено, что оспариваемые истцом договоры купли-продажи были исполнены в момент регистрации права собственности, т.е. 20.01.2007 г. (Сходнева Т.В.), 22.05.2006 г. (Большаковы А.С., Н.С.), 16.02.2006 г. (Хорошев П.И.), 05.05.2006 г. (Усова И.А.), 12.05.2006 г. (Синцов А.А.), 22.06.2006 г. (Саханенкова В.С.).

С учетом изложенного, суд полагает в удовлетворении иска в части признания недействительными договоров купли-продажи с указанными гражданами надлежит отказать, в виду пропуска срока исковой давности.

Принимая во внимание, что документов, подтверждающих право собственности РФ на спорные участки не представлено, оснований для признания права собственности РФ на спорные земельные участки не установлено, на момент предоставления в собственность спорные участки относились к землям неразграниченной государственной собственности и были в установленном законом порядке предоставлены гражданам в собственность, включение спорных земельных участков в территорию Бородинского музея и отнесение к зоне охраны объекта культурного наследия не ограничивает их в обороте, а также то, что иных оснований для признания договор купли-продажи земли не установлено, суд полагает договоры купли-продажи спорных земельных участков заключены в соответствии с законом и оснований для признания сделок от 25.12.2006 г. (Сходнева Т.В.); от 24.04.2006 г. (Большаковы А.С., Н.С.), от 30.12.2005 г. (Хорошев П.И.), от 28.04.2006 г. (Усова И.А.), от 14.04.2006 г. (Синцов А.А.), от 16.05.2006 г. (Саханенкова В.С.) недействительными не имеется.

Из представленных материалов установлено, что денежные средства по договорам купли-продажи земельных участков зачислялись на лицевой счет ТУ Росимущества МР в Управлении Федерального казначейства Московской области.

В соответствии с пунктом 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Поступления от продажи земли относятся к источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ и отражаются по соответствующим кодам классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, указанным в приложении 7 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 г. №114н.

Согласно статье 6 Федерального закона от 15.08.1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» администратором источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов является орган государственной власти, орган местного самоуправления, имеющий право в соответствии с законодательством РФ осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, в том числе операции, связанные с реализацией земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности.

Приказом Минфина России от 10.12.2004 г. №14н установлено, что по источникам, администрируемым федеральными органами государственной власти РФ и органами государственных внебюджетных фондов, используются коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ в соответствии с приложением 12 к настоящим Указаниям.

Доходы от продажи земли с 2003 года подлежали зачислению на распределительный счет органов Федерального казначейства (№ 40101) в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), действовавшим в 2005-2006 гг.

Пунктом 6 Порядка определено, что учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в расчетных документах, с учетом соответствия кода администратора поступлений в бюджет и кода вида дохода, установленного для администратора законодательством РФ.

Из платежных документов на оплату земельных участков усматривается, что в квитанциях были отражены соответствующие коды бюджетной классификации РФ (в том числе и код администратора источника финансирования дефицита федерального бюджета).

В соответствии с положениями совместного приказа Федерального казначейства и Росимущества от 14.04.2005 г. №4н/116 управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ ежедневно подготавливался архивный файл, предназначенный для передачи в управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по субъекту РФ. В состав данного архивного файла входила информация из расчетных документов, прилагаемых к выписке учреждения банка по счету № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ», по платежам, администрируемым Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, с выпиской из сводного реестра поступивших доходов.

При этом Выписка из сводного реестра поступивших доходов (Форма по ОКУД 0512088) содержала информацию о наименовании и номере платежного документа, ИНН и КПП плательщика, коде бюджетной классификации и сумме денежных средств.

Кроме того, в указанном совместном приказе отражен перечень кодов бюджетной классификации РФ по платежам, контроль за поступлением которых в бюджетную систему РФ осуществляет Росимущество и его территориальные управления. В состав этого перечня входят КБК, по которым производилась оплата по сорным земельным участкам.

Таким образом, истцу было известно о поступлении денежных средств за приобретение спорных земельных участков и о совершенных сделках, в связи с чем, суд полагает необоснованным довод представителя истца о том, что денежные средства, поступившее на счет ТУ Росимущества МО относились к невыясненным платежам.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района, Сходневой Т.В., Большаковым А.С., Н.С., Хорошеву П.И., Усовой И.А., Синцову А.А., Саханенковой В.С. о признании незаконными постановлений о предоставлении земельных участков в собственность, признании недействительными договоров купли-продажи, прекращении права собственности на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Мотивированный текст решения изготовлен 04 июля 2012 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья О.А.Проскурякова

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-477/12 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.