о признании незаконными постановлений о предоставлении участков в аренду, признании недействительными договров аренды



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2012 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой О.А.

при секретаре Бузовкиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее ТУ Росимущества МО) к Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района (далее КУИ), Юрченко В.О., Ларину Д.Е., Гузенко Д.В., Парфенову В.Е., Петровой А.В., Мухановой В.С., Иванову С.Л., Музалеву М.Ю., Левицкому В.В., Марченкову Н.Н. о признании незаконными постановлений о предоставлении земельных участков гражданам в аренду, признании недействительными договоров аренды земельных участков, признании права собственности на земельные участки за РФ,

у с т а н о в и л:

ТУ Росимущества МО обратилось в суд с иском о признании незаконными Постановлений Главы Можайского муниципального района о предоставлении гражданам в аренду земельных участков, расположенных в д.Семеновское, д.Беззубово, д.Криушино Можайского района Московской области, признании недействительными договоров аренды, заключенных между КУИ и гражданами.

Свои требования истец обосновывает тем, что в ходе проверки фактического использования земельных участков, предоставленных ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» (далее Бородинский музей) было установлено, что граница территории Бородинского музея обозначена на местности памятными знаками, которые внесены в перечень объектов культурного наследия федерального значения. Решением исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов №480/11 от 03.05.1972 г. утверждена мемориально-охранная зона Бородинского музея, Решением Малого совета Московского областного Совета народных депутатов №6/12 от 27.05.2002 г. утверждены и словесно описаны границы территории музея, а также утверждены и словесно описаны границы охранной зоны музея, режим содержания территорий, территории населенных пунктов и территории утраченных деревень отнесены к зоне регулированной застройки с установленным режимом содержания. Территория Бородинского музея с расположенными на ней объектами исторического и культурного наследия отнесена к объектам исторического и культурного наследия народов РФ, объекты историко-культурного и природного наследия, вне зависимости от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности, отнесены исключительно к федеральной собственности.

Ссылаясь на то, что объекты культурного наследия народов РФ отнесены к землям историко-культурного назначения, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность несовместимую с основным назначением этих земель, предоставление земельных участков, расположенных в данной территории, под садоводство на каком-либо праве гражданам противоречит земельному законодательству, а также на то, что земли расположенные в д.Семеновское, д.Беззубово, д.Криушино Можайского района Московской области входят в границы территории Бородинского музея, т.е. являются землями федеральной собственности, соответственно Глава Можайского муниципального района не имел полномочий предоставлять гражданам спорные участки в собственность, истец просит удовлетворить требования.

В судебном заседании от 10.05.2012 г. представитель истца поддержала ранее заявленные требования и дополнила иск в части признании права собственности РФ на спорные земельные участки.

В настоящее судебное заседание истец не явился, заявления об отказе от иска либо об оставлении иска без рассмотрения не направил.

Согласно положениям ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Принимая во внимание, что представитель истца был извещен о дне и времени слушания дела, указанные в ходатайстве истца причины неявки представителя не являются законным основанием для отложения и для признания уважительной причины неявки юридического лица в судебное заседание, а также учитывая отсутствие заявления истца об отказе от иска и прекращении производства по делу, суд полагает возможным рассмотрение заявленные требований в отсутствие представителя истца.

Представители Администрации Можайского муниципального района, КУИ с исками не согласились, полагали земли в территории Бородинского музея относятся к землям не разграниченной госсобственности, все спорные участки находятся в границам населенных пунктов, земля была предоставлена гражданам в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, договоры аренды заключены на законных основаниях, просили применить к требованиям истца последствия пропуска срока исковой давности.

Ответчики Левицкий В.В., Марченков Н.И., представители ответчиков Юрченко В.О., Ларина Д.Е., Гузенко Д.В., Парфенова В.Е. с исками не согласились, поддержали письменные возражения, полагали Администрация района в пределах своих полномочий распорядилась землями неразграниченной госсобственности, договоры аренды заключены в соответствии с законом, истцом пропущен срок исковой давности.

Ответчики Петрова А.В., Муханова В.С., Иванов С.Л., Музалев М.Ю. в судебное заседание не явились, возражений не представили.

Представитель третьего лица Бородинского музея в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск с требованиями не согласился, полагал все земельные участки вошли в территорию музея в зону существующей застройки населенных пунктов, на земельные участки распространяются особые режимы содержания, которые не влияют на ранее возникшие права граждан.

Представители Минкультуры РФ, Управления Росреестра МО и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО в судебное заседание не явились, в заявлениях, адресованных суду, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из заявленных требований установлено, что ТУ Росимущества МО оспариваются постановления о предоставлении гражданам земельных участков, принятые в период 2005-2009 гг. При этом из ходатайств представителя ТУ Росимущества МО о восстановлении срока на обжалование постановлений усматривается, что о принятых постановлениях стало известно на совещании рабочей группы 28.06.2011 г., ранее оспариваемые постановления в адрес истца не направлялись.

Из материалов дела установлено, что заявления в суд об оспаривании постановлений были поданы представителем ТУ Росимущества в августе 2011 г., т.е. в установленный законом трехмесячный срок для обжалования.

Статьи 254 и 255 ГПК РФ устанавливают, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из представленных материалов дела, пояснений сторон установлено, что на основании Постановления Совмина РСФСР от 30.08.1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» Памятники-монументы участникам Бородинского сражения 1812 г. и Великой Отечественной войны отнесены к памятникам культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.

Постановлением Совмина РСФСР от 31.05.1961 г. №683 Бородинское поле объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея.

На основании Указа Президента РФ от 30.11.1992 г. №1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ» и Указа Президента РФ от 24.01.1995 г. №64 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ» Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры) включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ» музеем-заповедником считается музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.

Территорией музея-заповедника являются земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности. Объекты культурного и природного наследия, земельные, водные, лесные и иные ресурсы, объекты недвижимости могут быть отданы в безвозмездное и бессрочное пользование государственному музею-заповеднику, переданы ему в оперативное управление или включены в границы территории музея-заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации при условии установления для них особого режима содержания и использования.

Установлено, что на основании Распоряжения Совета Министров РСФСР № 495-р от 04.02.1959 г. Государственному Бородинскому военно-историческому музею под охранные зоны памятников и исторических мест Бородинского поля отведено 21,2 га, в том числе из земель колхозов и госземфонда.

На основании Решения Исполкома Мособлсовета №930/26 от 28.09.1970 г. и Распоряжения Совета Министров РСФСР №2440-р от 20.11.1970 г. произведено изъятие земель от совхозов и колхозов, согласно прилагаемым спискам, в том числе для Бородинского музея всего 26,61 га.

Решением Исполкома Можайского городского Совета депутатов трудящихся №58/2 от 22.01.1975 г. утверждены границы земельных участков общей площадью 47,21 га, отведенных Бородинскому музею.

Решением Малого Совета Мособлсовета от 27.05.1992 г. №6/11 в целях сохранения и использования Бородинского поля как уникального памятника истории и культуры России были утверждены границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, территории охранной зоны, а также режимы их содержания. Установлено, что земли в границах Бородинского музея являются особо охраняемой территорией, территория населенных пунктов в существующих границах, а также территории утраченных деревень отнесены к зоне регулирования застройки с определенным режимом содержания.

Распоряжением Правительства РФ №701-р от 18.05.1994 г. произведена корректировка зон охраны Бородинского музея, установлено, что площадь территории музея составляет 109,7 кв.км.

На основании постановления Главы Можайского района №839-П от 29.05.2000 г., с учетом изменений в постановлении от 02.10.2007 г. №1816-П, утверждены отведенные в натуре границы Бородинского музея площадью 109,7 кв.км без изъятия из землепользования.

Согласно акту ТУ Росимущества МО от 06.05.2011 г. по проверке фактического использования земельных участков, предоставленных Бородинскому музею, проведенной специалистами ТУ Росимущества МО по результату анализа документов и при фактическом осмотре участков установлено, что площадь территории музея составила 109,7 кв.км. территория разнообразна по составу и включает в себя все категории земель, определенные ЗК РФЕ земли сельскохозяйственного назначения 5100 га, 650 га фермерских земель, земли населенных пунктов (24 населенных пункта) около 9060 га, земли энергетики, транспорта, земли обороны и иного спецназначения, земли особо охраняемых территорий и объектов около 170 га, земли лесного фонда около 3200 га, земли водного фонда, земли запаса. При этом установлено, что сведений о земельном участке общей площадью 109,7 кв.км, как о ранее учтенному в ГКН отсутствуют, право собственности РФ на земельный участок площадью 109,7 кв.км не зарегистрировано. Проверкой установлено, что объекты федерального значения, закрепленные за Бородинским музеем на праве оперативного управления размещены на земельных участках, поставленных на ГКН, данные участки относятся к федеральной собственности, земельные участки с расположенными на них объектами культурного наследия используются в соответствии с видом разрешенного использования.

Установлено, что на основании приказа Росохранкультуры №7-р от 08.04.2011 г. с изменениями по приказу №42-р от 01.07.2011 г. в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) была поставлена зона с особыми условиями «территория объекта культурного наследия федерального значения «Бородинское поле и памятники на нем».

Приказом Минкультуры России от 19.03.2012 г. №194 утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем», земельные участки в границах территории отнесены к землям историко-культурного назначения, также утверждены характер использования территории, требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места, режимы использования земель.

Из представленных материалов установлено, что на основании постановления главы Можайского муниципального района № 2405-П от 18.12.2007 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Левицким В.В. был заключен договор аренды от 14.01.2008 г., согласно которого Левицкому В.В. для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым , общей площадью 2400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 04.02.2008 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №2404-П от 18.12.2007 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Марченковым Н.И. был заключен договор аренды от 18.01.2008 г., согласно которого Марченковым Н.И. для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым , общей площадью 2400 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 12.02.2008 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №824-П от 12.08.2010 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Юрченко В.О. был заключен договор аренды от 12.10.2010 г., согласно которого Юрченко В.О. для дачного строительства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым , общей площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 02.11.2010 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №1005-П от 14.09.2010 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Лариным Д.Е. был заключен договор аренды от 14.09.2010 г., согласно которого Ларину Д.Е. для дачного строительства предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым , общей площадью 2499 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 02.11.2010 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №823-П от 12.08.2010 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Гузенко Д.В. был заключен договор аренды от 12.10.2010 г., согласно которого Гузенко Д.В. для дачного строительства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым , общей площадью 2167 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 02.11.2010 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №822-П от 12.08.2010 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Парфеновым В.Е. был заключен договор аренды от 12.10.2010 г., согласно которого Парфенову В.Е. для дачного строительства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым общей площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 02.11.2010 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №378-П от 27.04.2010 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Петровой А.В. был заключен договор аренды от 27.04.2010 г., согласно которого Петровой А.В. для дачного строительства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым общей площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 03.06.2010 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №377-П от 27.04.2010 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Мухановой В.С. был заключен договор аренды от 27.04.2010 г., согласно которого Мухановой В.С. для дачного строительства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым , общей площадью 1300 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 18.06.2010 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №379-П от 27.04.2010 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Ивановым С.Л. был заключен договор аренды от 27.04.2010 г., согласно которого Иванову С.Л. для дачного строительства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым общей площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д.Криушино, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 14.05.2010 г.

На основании постановления главы Можайского муниципального района №380-П от 27.04.2010 г. «о предоставлении в аренду земельного участка» между Можайским муниципальным районом в лице КУИ и Музалевым М.Ю. был заключен договор аренды от 27.04.2010 г., согласно которого Музалеву М.Ю. для дачного строительства предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым общей площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов». Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 14.05.2010 г.

Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО указанные земельные участки расположены на территории зоны с особыми условиями использования, поставленной на кадастровый учет на основании приказов Росохранкультуры в 2011 г.

Допрошенный в судебном заседании специалист по карт-схемам филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО пояснила, что согласно утвержденным Приказом Минкультуры №194 режимам использования земель на территории Бородинского музея, спорные земельные участки, расположены на территории жилой застройки в деревнях, в жилой застройке в поселках, в зоне природно-исторического ландшафта, в связи с чем земельные участки должны использоваться в соответствии с установленными режимами.

Согласно ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.4 ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Статья 5 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» устанавливает, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.

В силу положений статей 9.1, 33, 34 названного Федерального закона включение земельного участка в состав зоны охраны объекта культурно-исторического наследия означает установление особого режима использования земельного участка, но не влечет за собой запрета либо ограничения его в обороте.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде органы власти субъектов РФ вправе устанавливать ограничения на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с положениями ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли в том числе историко-культурного назначения. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 46 названного закона, в том числе в редакциях действовавших на момент принятия оспариваемых постановлений, устанавливает, что физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством РФ и законом соответствующего субъекта РФ

В соответствии со ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

Часть 4 данной статьи устанавливает, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Таким образом, что спорные участки, хотя и входят в зону «Территория объекта культурного наследия федерального значения «Бородинское поле и памятники на нем», но не относятся к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте и должны использоваться в соответствии с целевым назначением земель историко-культурного назначения. Доказательств использования спорных участков с нарушением установленных режимов использования суду не представлено.

В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие ЗК РФ» (в редакции, действующей на момент издания спорного ненормативного акта) распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст.16 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктом 6 ст.36 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.4 Постановления №11 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственности или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В соответствии со ст.2 Закона Московской области №23/96-ОЗ от 07.06.1996 г. «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в редакции, действующей на момент издания спорного ненормативного акта) органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов - земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Утверждение представителя истца о том, что Верховный Совет РСФСР Постановлением от 27.12.1991 г. №3020-1 делегировал полномочия по распоряжению и управлению государственным имуществом предприятий, а также земельными участками, находящимися в федеральной собственности исключительно Госкомимуществу РФ, суд находит необоснованным, поскольку указанное Постановление Верховного Совета СССР касалось только объектов недвижимости и предприятий, в отношении же земельных участков в абз.3 п. 1 преамбулы Постановления установлено, что «виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации», т.е. они определяются другими нормативными актами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления были вправе осуществлять распоряжение не только муниципальными землями, но и относящимися к территории муниципального образования землями, находящимися в государственной собственности.

Вышеизложенное свидетельствует о необоснованности доводов истца о том, что оспариваемые постановления не соответствовали нормам действующего земельного законодательства в виду отсутствия у Главы Можайского муниципального района полномочий по распоряжению спорными земельными участками.

Также суд полагает, что несостоятелен довод представителя истца о нарушении оспариваемыми ненормативными актами прав и интересов Российской Федерации, поскольку ч.2 ст.9 ЗК РФ, на которую ссылается истец, закреплено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), тогда как управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения прав на землю, названной нормой права не регулируется.

Таким образом судом установлено, что Администрацией Можайского муниципального района в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением установленных законом процедур предоставления земли в собственность граждан, были приняты оспариваемые постановления, каких-либо иных оснований для признания недействительным постановлений о предоставлении гражданам за плату земельных участков, в судебном заседании не установлено, в связи с чем требования о признании незаконными постановлений о предоставлении земли в собственность граждан не подлежат удовлетворению.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (п.36 Постановления). Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Согласно п.45 названного Постановления, в силу ст.304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Согласно ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (действовавшего до 01.07.2006 г.) право собственности у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при разграничении государственной собственности на землю возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

В статье 6 указанного Закона определен порядок разграничения государственной собственности на землю, предусматривающий в том числе, утверждение Правительством РФ перечней земельных участков, на которые соответственно возникает право собственности у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в ст.3.1 устанавливает, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В материалы дела, представителями ТУ Росимущества и Бородинского музея были представлены ксерокопии свидетельств о госрегистрации правах собственности РФ на земельные участки, переданные Бородинскому музею т расположенные непосредственно под памятниками, но не на спорные земельные участки. Выписка из реестра федерального имущества, которая могла бы являться доказательством, подтверждающим право собственности истца на спорные объекты либо свидетельство о праве собственности истца на спорные земельные участки, также не представлена.

Из пояснений представителя истца и представленных материалов установлено, что право собственности РФ на спорные земельные участки не зарегистрировано, каких-либо правовых актов о передаче спорных участков в собственность РФ не принималось, на спорных участках нет зданий, строений и сооружений, принадлежащих РФ, спорные земельные участке какими-либо федеральными законами к собственности РФ не отнесены. В предыдущих заседаниях истцом не оспаривался тот факт, что все спорные земельные участки находятся в населенных пунктах, отнесены к категории «земли населенных пунктов».

Таким образом, установлено, что в порядке, предусмотренном вышеназванными Законами, государственная собственность на спорные земельные участки, расположенные в д.Семеновское, д.Беззубово, д.Криушино Можайского муниципального района, на момент принятия спорных ненормативных актов и до настоящего времени не разграничена, спорные земельные участки находятся во владении ответчиков, а не истца, при этом суду не представлено каких-либо доказательств в подтверждение факта владения истцом спорными объектами недвижимого имущества.

Принимая во внимание, что истцом не представлено каких-либо доказательств предоставления спорных земельных участков в собственность РФ, основания для удовлетворения иска с учетом положений ст.304 ГК РФ отсутствуют, доказательств возникновения права собственности РФ на спорные земельные участки по основаниям, предусмотренным ст.17 ЗК РФ и п.1 ст.3.1 ФЗ «О ведение в действие ЗК РФ» также не представлено, в связи с чем, суд полагает несостоятельным довод истца о том, что спорные участки являются собственностью РФ и на них должно быть признано право собственности РФ.

Из заявленных требований установлено, что ТУ Росимущества МО ставится требование о признании недействительными договоров аренды земельных участок, заключенных между Администрацией Можайского муниципального района в лице КУИ и гражданами, в связи с тем, что они являются ничтожными в силу закона.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия данного решения.

Статья 422 ГК РФ устанавливает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

При этом, ст.195 ГК РФ устанавливает, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, который распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года. В силу ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Принимая во внимание, что исполнение договора аренды заканчивается по истечении срока аренды, суд полагает срок исковой давности не истек.

Из пояснений сторон установлено, что граждане в установленном порядке обратились в Администрацию Можайского муниципального района с заявлениями о предоставлении им земельных участков, в установленном законом порядке в рамках предоставленных полномочий по распоряжению землями госсобственности, Администрацией Можайского муниципального района были приняты решения о предоставлении спорых участков гражданам в аренду, заключены соответствующие договоры аренды земли, которые зарегистрированы в соответствии с законом.

При этом из представленных в дело договоров аренды усматривается, что договоры заключены в установленном законом порядке с учетом особенностей, предусмотренных земельным законодательством, с соблюдением существенные условий, права зарегистрированные в установленном порядке. С момента приобретения спорные земельные участки используются гражданами, гражданами оплачивается в установленном порядке и размере арендная плата.

Между тем в материалы дела представлены постановления Главы Можайского муниципального района об отмене некоторых постановлений. Так, постановлением №72-П от 02.02.2011 г. отменены: постановление №822-П от 12.08.2010 г. о предоставлении в аренду земельного участка Парфенову В.Е., постановление №823-П от 12.08.2010 г. о предоставлении в аренду земельного участка Гузенко Д.В., постановление №824-П от 12.08.2010 г. о предоставлении в аренду земельного участка Юрченко В.О., постановление №11005-П от 14.09.2010 г. о предоставлении в аренду земельного участка Ларину Д.Е.

Постановлением Главы Можайского муниципального района №2347-П от 16.12.2011 г. отменено постановление №377-П от 27.04.2010 г. о предоставлении а аренду земельного участка Мухановой В.С., 29.05.2012 г. в отдел Росреестра сдано соглашение о расторжении договора аренды.

Постановлением Главы Можайского муниципального района №2348-П от 16.12.2011 г. отменено постановление №378-П от 27.04.2010 г. о предоставлении а аренду земельного участка Петровой А.В., 29.05.2012 г. в отдел Росреестра сдано соглашение о расторжении договора аренды.

Постановлением Главы Можайского муниципального района №2349-П от 16.12.2011 г. отменено постановление №380-П от 27.04.2010 г. о предоставлении а аренду земельного участка Музалеву М.Ю., 29.05.2012 г. в отдел Росреестра сдано соглашение о расторжении договора аренды.

Постановлением Главы Можайского муниципального района №2350-П от 16.12.2011 г. отменено постановление №379-П от 27.04.2010 г. о предоставлении а аренду земельного участка Иванову С.Л., 29.05.2012 г. в отдел Росреестра сдано соглашение о расторжении договора аренды.

Принимая во внимание, что судом установлено, что оспариваемые истцом постановления были приняты в соответствии с действующим законодательством, между тем часть оспариваемых постановлений отменена, от истца заявлений об уточнении иска в данной части не поступало, суд полагает в удовлетворении иска в части признания недействительными отменных постановлений надлежит отказать.

Учитывая, что документов, подтверждающих право собственности РФ на спорные участки не представлено, оснований для признания права собственности РФ на спорные земельные участки не установлено, на момент предоставления в собственность спорные участки относились к землям неразграниченной государственной собственности и были в установленном законом порядке предоставлены гражданам, включение спорных земельных участков в территорию Бородинского музея и отнесение к зоне охраны объекта культурного наследия не ограничивает их в обороте, суд полагает договоры аренды спорных земельных участков заключены в соответствии с законом. Однако учитывая, что основанием к заключению договоров аренды с Юрченко В.О., Лариным Д.Е., Гузенко Д.В., Парфеновым В.Е., Петровой А.В., Мухановой В.С., Ивановым С.Л., Музалевым М.Ю. являлись постановления о предоставлении участков в аренду, которые в настоящее время отменены, суд полагает в данной части иск подлежит удовлетворению.

С учетом вышеизложенного суд полагает иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района, Юрченко В.О., Ларину Д.Е., Гузенко Д.В., Парфенову В.Е., Петровой А.В., Мухановой В.С., Иванову С.Л., Музалеву М.Ю., Левицкому В.В., Марченкову Н.Н. о признании незаконными постановлений о предоставлении земельных участков в собственность, признании недействительными договоров купли-продажи, прекращении права собственности на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за РФ удовлетворить частично;

расторгнуть договор аренды земельного участка №З.810/2010 от 12.10.2010 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Юрченко В.О. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>

расторгнуть договор аренды земельного участка №З.813/2010 от 14.09.2010 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Лариным Д.Е. о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 2499 кв.м с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

расторгнуть договор аренды земельного участка №З.809/2010 от 12.10.2010 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Гузенко Д.В. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2167 кв.м с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>

расторгнуть договор аренды земельного участка №З.808/2010 от 12.10.2010 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Парфеновым В.Е. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым :18:0030320:180, расположенного по адресу: <адрес>, д.Семеновское;

расторгнуть договор аренды земельного участка №З.779/2010 от 27.04.2010 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Петровой А.В. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>

расторгнуть договор аренды земельного участка №З.780/2010 от 27.04.2010 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Мухановой В.С. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1300 кв.м с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>

расторгнуть договор аренды земельного участка №З.778/2010 от 27.04.2010 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Ивановым С.Л. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2500 кв.м с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

расторгнуть договор аренды земельного участка №З.781/2010 от 27.04.2010 г., заключенный между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Музалевым М.Ю. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2000 кв.м с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

отказать в удовлетворении иска в части требований ТУ Росимущества МО о признании незаконными постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №824-П от 12.08.2010 г. о предоставлении в аренду Юрченко В.О. земельного участка с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>; постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №1005-П от 14.09.2010 г. о предоставлении в аренду Ларину Д.Е. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>; постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №823-П от 12.08.2010 г. о предоставлении в аренду Гузенко Д.В. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №822-П от 12.08.2010 г. о предоставлении в аренду Парфенову В.Е. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №378-П от 27.04.2010 г. о предоставлении в аренду Петровой Анне Владимировне земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>; постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №377-П от 27.04.2010 г. о предоставлении в аренду Мухановой В.С. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>; постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №379-П от 27.04.2010 г. о предоставлении в аренду Иванову С.Л. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>; постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №380-П от 27.04.2010 г. о предоставлении в аренду Музалеву М.Ю. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>

отказать в удовлетворении иска в части требований ТУ Росимущества МО о признании незаконным постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №2405-П от 18.12.2007 г. о предоставлении в аренду Левицкому В.В. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> и расторжения договора аренды земельного участка №З.346/2008 от 14.01.2008 г., заключенного между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Левицким Владимиром Владимировичем и признании незаконным постановления Главы Администрации Можайского муниципального района №2404-П от 18.12.2007 г. о предоставлении в аренду Марченкову Н.Н. земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> и расторжения договора аренды земельного участка №З.347/2008 от 18.01.2008 г., заключенного между Комитетом по управлению имуществом Можайского муниципального района и Марченкову Н.Н., а также о признании за Российской Федерацией права собственности на земельные участки с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись