о признании постановления незаконным



Дело № 2-102/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2012 года

Можайский городской суд Московской области в составе

Председательствующего судьи Зимиловой Т.Н.

при секретаре Толкуновой А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее ТУ ФАУГИ по МО) к Столяров Н.Е., Кинжалова Е.Н., Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района, 3-и лицам – ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, Министерству культуры Российской Федерации, Администрации сельского поселения Бородинское о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок и признании права собственности на земельный участок

у с т а н о в и л:

ТУ ФАУГИ по МО обратилось в суд с вышеуказанным иском; после уточнения исковых требований просит признать незаконным постановления Главы Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении гр.Столярову Н.Е. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения садоводства», признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КУИ Можайского района и Столяровым Н.Е., признать недействительным договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Столяровым Н.Е.и Кинжаловой Е.Н., прекратить право собственности Кинжаловой Е.Н. на спорный земельный участок; признать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Свои требования истец обосновывает тем, что в ходе проверки фактического использования земельных участков, предоставленных ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» было установлено, что граница территории музея обозначена на местности памятными знаками, которые внесены в перечень объектов культурного значения федерального значения; решением исполкома Московского областного Совета народных депутатов №480/11 от 03.05.1972г. утверждена мемориально-охранная зона Бородинского музея; решением Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов №6/11 от 27.05.1992г. утверждены и словесно описаны границы охранной зоны музея, режим содержания территорий, территории населенных пунктов и территории утраченных деревень отнесены к зоне регулированной застройки с установленным режимом содержания, территория Бородинского музея с расположенными на ней объектами исторического и культурного наследия отнесена к объектам исторического и культурного наследия народов РФ; объекты культурного и природного наследия, вне зависимости от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности, отнесены исключительно к федеральной собственности. Предоставление земельных участков, расположенных на данной территории, под садоводство гражданам противоречит земельному законодательству, земли, расположенные в д.Новое Село входят в границы территории Бородинского музея и являются землями федеральной собственности. Между тем, Постановлением Главы Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ гр-ну Столярову Н.Е. за плату был предоставлен в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м в <адрес> с кадастровым номером из категории земель поселений, предназначенный для ведения садоводства, и между КУИ Можайского муниципального района и Столяровым Н.Е. был заключен договор купли-продажи данного земельного участка. Впоследствии – ДД.ММ.ГГГГ- между ответчиками Столяровым Н.Е. и Кинжаловой Е.Н.был заключен договор купли-продажи (купчая) данного земельного участка, зарегистрированный в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ Полагая, что Глава Можайского муниципального района был не вправе распоряжаться землями, находящимися в федеральной собственности, истец просит суд признать вышеуказанные постановление и договоры купли-продажи земельного участка незаконными и прекратить право собственности Кинжаловой Е.Н.на земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером ,признать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.

Представитель ответчиков – Администрации Можайского муниципального района и КУИ Можайского муниципального района, Солдатенков В.В., в судебном заседании уточненные исковые требования не признал в полном объеме, полагая их необоснованными. Одновременно, представителем ответчиков заявлено о применении к исковым требованиям последствий пропуска срока исковой давности по оспариванию договоров купли-продажи спорного земельного участка, а также пропуска срока обращения в суд по оспариваемому постановлению.

Ответчик Столяров Н.Е. в судебное заседание не явился,о дне слушания дела извещен надлежаще.

Соответчик Кинжалова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежаще.

Представитель ответчика Кинжаловой Е.Н. Кинжалов Г.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал

Представитель 3-го лица – ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник», Фролов И.Д., в настоящем судебном заседании возражал против удовлетворения уточненного иска, однако, в ходе судебного разбирательства полагал иск подлежащим удовлетворению.

3-е лицопредставитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО в судебное заседание не направлен,о дне слушания дела извещен надлежаще.

3-е лицо- представитель Управления Росреестра по МО в судебное заседание не направлен; ранее в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

3-е лицо – представитель Минкультуры РФ в судебное заседание не направлен; ранее в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

3-е лицо –представитель Администрации сельского поселения Бородинское, привлеченной судом к участию в деле,в судебное заседание не направлен,о дне слушания дела извещен надлежаще.

Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Из представленных материалов установлено, что на основании постановления Главы Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Столярову Н.Е. был предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым из категории земель «земли поселений», расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для ведения садоводства » (л.д.89 т.1).

На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между КУИ Можайского района и Столяровым Н.Е. заключен договор купли-продажи земельного участка, который был зарегистрирован в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ(л.д.90-96 т.1).

ДД.ММ.ГГГГмежду ответчиками Столяровым Н.Е. и Кинжаловой Е.Н.был заключен договор купли-продажи (купчая) данного земельного участка, зарегистрированный в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ(л.д.81-85 т.1).

Из представленных в материалы дела правовых актов, картографических материалов установлено, что спорный земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» (л.д.43-45,52-53 т.2, л.д.95-133 т.3 ).

В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» «Бородинское поле и памятники на нем» отнесено к памятнику истории государственного значения.

Постановлением Совмина РСФСР от 31 мая 1961 г. № 683 Бородинское поле объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-­исторического музея. В соответствии с данным актом памятник истории государственного значения «Бородинское поле и памятники на нем» вошел в состав Государственного Бородинского военно-исторического музея- заповедника.

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 64 «О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник(включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры) включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

В соответствии с п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации являются объектами, составляющими основу национального богатства страны, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со ст.99 Земельного кодекса РФ(ЗК РФ) от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры) отнесены к землям историко-культурного назначения, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.

В соответствии со ст.3 ЗК РФ установлено, что к отношениям по использованию и охране, в том числе объектов культурного наследия народов Российской Федерации, применяется законодательство об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

Решением Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 27.05.1992 №6/11 были утверждены и словесно описаны границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, а также его зоны охраны и особого режима содержания. Согласно описанию указанных границ, данному в приложениях №№1 и 3 к указанному Решению, д.Новое село входит в территорию музея-заповедника (л.д.97-102 т.2).

Данные обстоятельства подтверждаются также научно-проектной документацией Минкультуры РСФСР ( л.д.104-120 т.2).

В силу положений ч.2 и п.4 ч.5 ст.27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Согласно ст.94 ЗК РФ земли историко-культурного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.

Судом также установлено,что на момент вынесения оспариваемого Постановления и заключенных договоров не были приняты и надлежаще утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки сельского поселения Бородинское,что свидетельствует о том,что границы населенного пункта <адрес> не установлена на территории музея-заповедника. Данное обстоятельство подтверждается и представителем ответчиков Администрации Можайского муниципального района и КУИ Можайского района Солдатенкова В.В. в письменном отзыве на иск (л.д. 31 т.4).

Учитывая изложенные нормы действовавшего на момент вынесения оспариваемого истцом постановления законодательства, а также установленные судом обстоятельства отсутствия установленных в предусмотренном земельным и градостроительным законодательствами порядке границ населенного пункта – <адрес>, суд считает объективно установленным отсутствие у главы Можайского района полномочий и правовых оснований для изменения черты (границы) данного населенного пункта с одновременным изменением категории земельного участка и последующего распоряжения спорным земельным участком в виде его предоставления за плату ответчику Столярову Н.Е. путем издания оспариваемого постановления.

Так как суд находит установленным незаконное и необоснованное предоставление спорного земельного участка ответчику Столярову Н.Е.,надлежит признать незаконным и необоснованным его отчуждение ответчиком Столяровым Н.Е. ответчице Кинжаловой Е.Н.

При таких обстоятельствах, когда Администрация Можайского района издала оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГв нарушение действующего законодательства, суд полагает необходимым признать и заключенный на основании данного постановления договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между КУИ Можайского района и Столяровым Н.Е. недействительным в силу его ничтожности (ст.168 ГК РФ).

Последующая сделка по отчуждению указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ,заключенная между ответчиками Столяровым Н.Е. и Кинжаловой Е.Н.,также является недействительной в силу ее ничтожности (ст.168 ГК РФ).

Согласно ст.301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу положений п.1 ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Учитывая изложенное, суд считает требования истца об истребовании сформированного и поставленного на кадастровый учет спорного земельного участка из незаконного владения ответчика Кинжаловой Е.Н. путем прекращения ее права собственности на земельный участок и признания права собственности на него Российской Федерации – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению; право собственности Кинжаловой Е.Н. на спорный земельный участок, зарегистрированное в ЕГРП, подлежит прекращению (запись от ДД.ММ.ГГГГ).

Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земли, составляющие территорию Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, вопреки мнению ответчиков, не умаляют права федеральной собственности на эти земли, установленного в силу прямого указания в Законе.

Рассматривая же заявления представителя ответчиков Солдатенкова В.В., и представителя ответчика Кинжаловой Е.Н.Кинжалова Г.В. о применении к требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности по оспариванию договоров купли-продажи спорного земельного участка, а также пропуска срока обращения в суд по оспариваемому постановлению, суд полагает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу п.1 ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В судебном заседании установлено, что истец стороной в оспариваемой сделке не являлся и об отчуждении спорного земельного участка органом местного самоуправления гражданину ему стало известно лишь в июне 2011 года из решения по итогам совещания рабочей группы по координации надзора и государственного контроля за исполнением законодательства на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея заповедника (т.1 л.д.42-44). Одновременно истцу стало известно и об издании главой Можайского района оспариваемого постановления.

В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание обращение ТУ Росимущества по МО с настоящим иском в суд ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.2-8), суд считает, что как 3-месячный срок на обращение в суд по требованию о признании незаконным решения органа местного самоуправления о продаже спорного земельного участка, так и 3-летний срок исковой давности по истребованию этого участка из чужого незаконного владения истцом не пропущен.

Кроме того, и доводы представителя ответчиков Солдатенкова В.В. о необходимости прекращения производства по данному делу, в связи с отсутствием у истца каких-либо полномочий на предъявление исков в защиту интересов Российской Федерации, представляется суду несостоятельной, т.к. она прямо опровергается Положением о ТУ ФАУГИ по МО (т.1 л.д.22-35).

Одновременно, и ссылку представителя Бородинского музея-заповедника, Фролова И.Д., на приказ Минкультуры РФ от 19.03.2012г. №194, как на основание для отказа истцу в удовлетворении иска, суд полагает несостоятельной, т.к. данный акт также не устанавливает границы населенного пункта – д.Новое село.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования ТУ Росимущества по МО законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

исковые требования ТУ Росимущества в МО удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Главы Можайского муниципального района Московской области -П от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность за плату гр. Столярову Н.Е. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения садоводства».

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка из земель поселений площадью 1000 кв.м для ведения садоводства с кадастровым из категории земель «земли поселений», расположенного по адресу: <адрес>, предназначенный для ведения садоводства », заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Можайским муниципальным районом Московской области в лице Комитета по управлению имуществом Можайского муниципального района Московской области и Столяров Н.Е..

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка из земель поселений площадью 1000 кв.м для ведения садоводства с кадастровым из категории земель «земли поселений», расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения садоводства,заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Столяров Н.Е. и Кинжалова Е.Н..

Право собственности Кинжалова Е.Н. на вышеуказанный земельный участок, зарегистрированное в ЕГРП ( запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ) прекратить.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

С У Д Ь Я

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2012 года

С У Д Ь Я