признание потсановления незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2012 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Русаковой Г.С.

при секретаре Назаровой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее ТУ Росимущества в МО) к Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района, Салех А.Н о признании незаконным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка,

у с т а н о в и л:

ТУ Росимущества в МО обратилось в суд с иском о признании незаконным постановления Главы Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Салех А.Н. в долгосрочную аренду сроком на ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, признании недействительным договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КУИ и Салех А.Н. Свои требования истец обосновывает тем, что в ходе проверки фактического использования земельных участков, предоставленных ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» (далее Бородинский музей) было установлено, что граница территории музея обозначена на местности памятными знаками, которые внесены в перечень объектов культурного наследия федерального значения. Решением исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждена мемориально-охранная зона Бородинского музея, Решением Малого совета Московского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и словесно описаны границы территории музея, а также утверждены и словесно описаны границы охранной зоны музея, режим содержания территорий, территории населенных пунктов и территории утраченных деревень отнесены к зоне регулированной застройки с установленным режимом содержания. Территория Бородинского музея с расположенными на ней объектами исторического и культурного наследия отнесена к объектам исторического и культурного наследия народов РФ, объекты историко-культурного и природного наследия, вне зависимости от того на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности, отнесены исключительно к федеральной собственности.

Ссылаясь на то, что объекты культурного наследия народов РФ отнесены к землям историко-культурного назначения, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность несовместимую с основным назначением этих земель, предоставление земельных участков, расположенных в данной территории, под садоводство гражданам противоречит земельному законодательству, а также на то, что земли расположенные в <адрес> входят в границы территории Бородинского музея, т.е. являются землями федеральной собственности, соответственно Глава Можайского муниципального района не имел полномочий предоставлять гражданам земельные участки в границах территории в аренду либо в собственность, истец просит удовлетворить требования.

В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчиков Администрации и КУИ Можайского муниципального района полагал, иск ТУ Росимущества в МО не подлежащим удовлетворению. При этом им заявлено о пропуске срока исковой давности по оспариванию договора аренды спорного земельного участка, а также о пропуске <данные изъяты>-месячного срока обращения в суд по оспариваемому постановлению.

Ответчица Салех А.Н. возражала против иска ТУ Росимущества в МО.

Представитель третьего лица Бородинского музея также возражал против удовлетворения исковых требований ТУ Росимущества в МО.

Представители третьих лиц Минкультуры РФ, Управления Росреестра по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по <адрес> в заявлениях, адресованных суду, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Суд полагает исковые требования ТУ Росимущества в МО подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных материалов установлено, что на основании постановления Главы Можайского муниципального района -П от ДД.ММ.ГГГГ Салех А.Н. был предоставлен в долгосрочную аренду сроком на ДД.ММ.ГГГГ лет земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым из категории земель «земли населенных пунктов», расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»(л.д.34,т.1).

На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ между КУИ и Салех А.Н. заключен договор аренды , который был зарегистрирован в установленном порядке и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано обременение земельного участка в виде аренды.

Из представленных в материалы дела правовых актов, картографических материалов и проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы установлено, что спорный земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник»(л.д.2-54, т.3).

В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» «Бородинское поле и памятники на нем» отнесено к памятнику истории государственного значения.

Постановлением Совмина РСФСР от 31 мая 1961 г. № 683 Бородинское поле объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-­исторического музея. В соответствии с данным актом памятник истории государственного значения «Бородинское поле и памятники на нем» вошел в состав Государственного Бородинского военно-исторического музея- заповедника.

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 64 «О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник(включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры) включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

В соответствии с п.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации являются объектами, составляющими основу национального богатства страны, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со ст.99 Земельного кодекса РФ(ЗК РФ) от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры) отнесены к землям историко-культурного назначения, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.

В соответствии со ст.3 ЗК РФ установлено, что к отношениям по использованию и охране, в том числе объектов культурного наследия народов Российской Федерации, применяется законодательство об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

В соответствии со ст.55 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, и физическим или юридическим лицом.

Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, которое оформляется органом


исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия).

Таким образом, глава Можайского муниципального района Московской области не имел полномочий и правовых оснований для издания оспариваемого постановления, а также заключения оспариваемого договора аренды земельного участка.

Заявление ответчиков о пропуске <данные изъяты>-летнего срока исковой давности по оспариванию договора аренды спорного земельного участка, а также о пропуске <данные изъяты>-месячного срока обращения в суд по оспариваемому постановлению подлежит отклонению.

Оспариваемое постановление по существу является обязательной составляющей заключенной между ответчиками сделки, что сторонами не оспаривалось.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В силу ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Согласно положениям ст. 166 ГК РФ законодатель не требует оспаривания в суд ничтожной сделки (она ничтожна независимо от признания ее таковой), а указывает лишь на возможность подачи иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

В соответствии с п. 32 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», срок исковой давности, установленный пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяется на требования о признании недействительными ничтожных сделок.

Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела, между Комитетом по управлению имуществом Можайского района Московской области и Салех А.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером по адресу: <адрес>

По условиям договора арендная плата за землю вносится арендатором Салех А.Н. ежемесячно на счет Управления Федерального казначейства Московской области (Министерства имущественных отношений Московской области).

Таким образом, правоотношения по исполнению оспариваемого истцом заключенного между ответчиками договора относится к длящимся правоотношениям, которые действуют до настоящего времени, что исключает применение к данным правоотношениям срока исковой давности.

При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования ТУ Росимущества в МО подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

удовлетворить иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Администрации Можайского муниципального района, Комитету по управлению имуществом Можайского муниципального района, Салех А.Н. о признании незаконным постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка;

признать незаконным Постановление Главы Можайского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду за плату гр. Салех А.Н. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства»;

признать недействительным договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский суд в течение месяца со дня постановления в окончательной форме.

Судья:

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: