решение о признании права на внеочередное предоставление жилой площади и понуждении к предоставлению жилого помещения



Гр.дело №2-753/12г.

к о п и я

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2012 года г.Можайск

Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В.,

с участием прокурора, Комлевой О.А.,

представителя истца, О.Т.Д.,

представителя ответчика, Л.Л.Ю.,

при секретаре Хмелевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можайского городского прокурора в интересах О.А.Д. к Администрации городского поселения Можайск о признании права на внеочередное предоставление жилой площади и понуждении к предоставлению жилого помещения, -

у с т а н о в и л:

Можайский городской прокурор в интересах О.А.Д. обратился в суд с указанным иском к Администрации г/п Можайск, обосновывая свои требования тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения жилищных прав инвалидов было установлено, что инвалид первой группы с детства О.А.Д., <данные изъяты> года рождения, страдающий детским церебральным параличом, глубоким спастическим гемипарезом справа и эпилепсией с частыми припадками, проживает в одной комнате с матерью, О.Т.Д., поставленной постановлением главы Можайского района от 11.04.2000 №536-П на общую льготную очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по городскому поселению Можайск. Постановлением же главы Можайского района от 13.02.2003 №284-П квартира общей площадью 19,4 кв.м в доме по <адрес> была передана О.Т.Д. и О.А.Д. в общую собственность по 1/2 доле каждому. О.А.Д. страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, однако, общественной комиссией при Администрации г/п Можайск 17.06.2011 года было принято решение об отказе в выделении последнему жилого помещения вне очереди, со ссылкой, что он не относится ни к одной из категорий граждан, указанных в ст.57 ЖК РФ, в связи с чем, ссылаясь на ст.ст.51 и 57 ЖК РФ, ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и непредставление О.А.Д. вплоть до настоящего времени, прокурор просит суд признать данное бездействие Администрации г/п Можайск незаконным, признать за О.А.Д. право на внеочередное предоставление отдельной жилой площади и обязать Администрацию г/п Можайск предоставить О.А.Д. вне очереди жилое помещение на территории городского поселения Можайск площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории г/п Можайск.

Прокурор, Комлева О.А., и представитель истца, О.Т.Д., в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика, Л.Л.Ю., в судебном заседании иск прокурора не признала в полном объеме, полагая его необоснованным.

Суд считает, иск подлежит удовлетворению.

В судебном заседании из пояснений прокурора, представителей истца и ответчика, и материалов дела установлено, что О.А.Д., <данные изъяты> года рождения (л.д.7, 8), является инвалидом первой группы с детства (л.д.9, 10) и страдает рядом хронических заболеваний: ДЦП, глубокий спастический гемипарез справа, эпилепсия симптоматическая с частыми эпилептическими приступами, в связи с чем нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д.19, 32), проживает с матерью, О.Т.Д., в однокомнатной квартире дома по <адрес>, имеющей общую площадь 19,4 кв.м, в том числе жилой – 11,9 кв.м, переданной им в порядке приватизации, по 1/2 доле, каждому на основании постановления главы Можайского района от 13.02.2003 №284-П (л.д.14) и договора №10 от 16.01.2003 года (л.д.17) с регистрацией права собственности в установленном законом порядке 11 декабря 2003 года (л.д.16).

Постановлением главы Можайского района от 11.04.2000 №536 О.Т.Д., проживавшая по адресу: <адрес>, была поставлена на учет семьей из двух человек (она и сын) для улучшения жилищных условий на общую очередь под номером 391, а также на льготную очередь под номером 173, т.к. проживала в одной комнате с сыном, инвалидом с детства (л.д.13).

Согласно индивидуальной программе реабилитации (л.д.11-12), О.А.Д. нуждается в постоянном применении инвалидных кресел-колясок (комнатной и прогулочной).

Сообщением Администрации г/п Можайск от 17.06.2011 года №346/О О.Т.Д. было отказано во внеочередном предоставлении жилого помещения О.А.Д., как не относящемуся к категориям граждан, указанных в п.п.1, 2, 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ (л.д.20).

По состоянию на 26.10.2011 года О.Т.Д. состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации г/п Можайск по номером 275, а О.А.Д. – на учете а администрации г/п Можайск в списке федеральных льготников под номером 33, однако, по мнению зам.главы администрации, права на внеочередное предоставление жилого помещения последний не имеет (л.д.31).

На момент же рассмотрения данного дела в администрации г/п Можайск О.Т.Д. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, под номером очереди 270, а О.А.Д. – в списке федеральных льготников под номером 25 (л.д.33).

Таким образом, жилым помещением О.А.Д. до настоящего времени не обеспечен.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 17.07.1999г., действовавшей на момент принятия О.А.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

В пункте 8 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 №214 и действовавшего на момент принятия О.А.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий) указаны органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.

Таким образом, на момент постановки О.А.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он относился к категории инвалидов, имеющих право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, т.к. страдал заболеванием центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок, и проживал в одной комнате жилой площадью 11,9 кв.м вместе с матерью.

Согласно ст.29 ЖК РСФСР (действовавшего на момент постановки О.Д.А. на учет), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В силу положений ст.39 ЖК РСФСР, сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.

Статьей 31 ЖК РСФСР было установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

В соответствии со ст.33 ЖК РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Пункт 3 статьи 36 ЖК РСФСР устанавливал, что лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий жилые помещения предоставляются в первую очередь.

При таких обстоятельствах, суд полагает постановку О.Д.А. администрацией Можайского района на льготную очередь на представление жилого помещения – соответствующей действовавшему законодательству.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.12.2009 №1549-О-П, положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 30.11.2011), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ указано, что Перечень хронических заболеваний, при которых совместное проживание с граждан в одной квартире невозможно, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 4 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 предусмотрена эпилепсия с частыми припадками.

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет, после указанной даты это право сохраняется.

Из ст.31 Федерального закона №181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Позиция же представителя ответчика, Л.Л.Ю., о том, что О.Д.А. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, указанным в п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, т.к. имеет в собственности жилое помещение, в котором проживает совместно с матерью, осуществляющей за ним постоянный уход, в котором он нуждается по медицинским показаниям, вследствие чего невозможность совместного проживания данных граждан отсутствует, что, в свою очередь препятствует применению в отношении О.Д.А. положений п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, - представляется суду несостоятельной, т.к. положения п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ содержат лишь ссылку на перечень заболеваний, предусмотренный п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а не на указанные в данной норме основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Кроме того, и позицию представителя ответчика о непредоставлении жилого помещения О.Д.А. по причине наличия очереди из 24 человек с аналогичными заболеваниями, суд считает несостоятельной, поскольку ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Учитывая изложенное, принимая во внимание наличие у ответчика в рассматриваемый период времени свободного жилья, что подтверждается предоставленными Администрацией г/п Можайск данными о сокращении количества очередников, учитываемых перед О.Д.А. с момента принятия его на учет до настоящего времени, суд не может признать бездействие ответчика, выражающееся в непредоставлении О.Д.А. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, законным, а поскольку свободное жилое помещение у ответчика в период состояния О.Д.А. на учете нуждающимся в жилых помещениях имелось, то в силу с ч.2 ст.206 ГПК РФ и ст.57 ЖК РФ, исковые требования прокурора суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, с у д ь я

р е ш и л:

иск Можайского городского прокурора – удовлетворить.

Признать бездействие Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, выразившееся в непредставлении О.А.Д. жилого помещения, - незаконным.

Признать за О.А.Д., <данные изъяты> года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на внеочередное предоставление отдельного жилого помещения.

Обязать Администрацию городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, предоставить О.А.Д. вне очереди жилое помещение на территории городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории городского поселения Можайск.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья подпись В.В.Хлюстов

Копия верна: судья ___________________

Решение вступило в законную силу «___» ______________ 2012 года.

Судья _________________ Секретарь __________________