о признании незаконным постановления главы с/п Бородинское по изменению вида разрешенного использовния земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2012 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой О.А.

с участием прокурора Морозова Д.Б.

при секретаре Бузовкиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можайского городского прокурора в интересах РФ в лице Минкультуры РФ и неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления Главы сельского поселения Бородинское об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

у с т а н о в и л:

Можайский горпрокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы сельского поселения Бородинское -П от 10.02.2010 г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым площадью 66 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 200 м по направлению на юг от ориентира <адрес> с вида «сельскохозяйственного производства» на вид «под дачное строительство», обосновывая свои требования тем, что изменение вида разрешенного использования «сельскохозяйственного производства» на «под дачное строительство» могло быть произведено только с изменением категории земли, однако вопрос об изменении категории земли по спорному участку не рассматривался. Кроме того, спорный земельный участок входит в охранную зону Федерального бюджетного учреждения культуры «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» (далее Бородинский музей), который относится к особо ценным объектам культурного наследия, в силу установленного режима содержания территории Бородинского музея и его охранной зоны, на территории музея запрещается любая деятельность, наносящая ущерб, порчу или искажение отдельным памятникам, расположенным на территории, зонам отчуждения и оранным знакам, в том числе строительство новых населенных пунктов, дачных поселков и поселков коллективного дачного садоводства; строительство жилых и производственных зданий любого рода, занятие организациями и лицами любых зданий или помещений в зданиях, принадлежащих музею, и земель на территории заповедника, а также передача их в аренду без согласования с администрацией музея.

Ссылаясь на то, что при проведении публичных слушаний глава с/п Бородинское не затребовала необходимую информацию из Минкультуры и Бородинского музея, изменение вида разрешенного использования «под дачное строительство» на землях, относящихся к категории «земли сельскохозяйственного назначения» не предусмотрено законом и допускается только при изменении категории земли, в связи с чем глава поселения не имела оснований и полномочий к изданию оспариваемого постановления, а также на то, что спорный участок входит в охранную зону Бородинского музея и изменение вида разрешенного использования приведет к неконтролируемой застройке территории музея, прокурор просил удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по МО с требованиями не согласилась, пояснив, что закон предусматривает возможность изменения вида разрешенного использования земель «для сельскохозяйственного назначения» на вид «под дачное строительство», данные полномочий предоставлены органам местного самоуправления, на момент внесения сведений в ГКН об изменении вида разрешенного использования земли в ГКН отсутствовали сведения о границах Бородинского музея, по настоящее время нет сведений о границах охранной зоны.

Представитель заинтересованного лица Хихинашвили Л.М. с требованиями не согласился, пояснив, что д.Новомихайловка, согласно Решению №6/11 от 1992 г. находится в режиме содержания зоны регулирования застройки приложение 5, где разрешено строительство домов без согласования с Бородинским музеем и Минкультурой, имеется градопроработка, имеется акт выбора участка, участок не входит в зону охраны музея.

Представитель Минкультуры РФ в заявлении, адресованном суду, поддержал ранее представленный отзыв о согласии с требованиями прокурора, просил рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель Администрации Можайского муниципального района в заявлении, адресованном суду, просил рассматривать дело в его отсутствие, возражений не представил.

Представители Администрации с/п Бородинское и Управления Росреестра МО в заявлениях, адресованных суду просили рассмотреть дело в их отсутствие, при решении вопроса полагались на усмотрение суда.

Представитель Бородинского музея в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора поддержал.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Московской области (ТУ Росимущества МО) в судебное заседание не явился, возражений не представил, хотя и был извещен о дне и времени слушания дела.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ субъектов РФ, муниципальных образований.

Принимая во внимание, предоставленные Минкультуры РФ полномочия в сфере обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а также то, что граждане имеют право на использование объекта культурного наследия Бородинского музея с учетом его исторического ландшафтного окружения, изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид использования, который предполагает изменение объекта культурного наследия, в том числе, ландшафта, затрагивает права неопределенного круга лиц, суд полагает, прокурор имеет право на обращение в суд в защиту интересов РФ в лице Минкультуры РФ и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что Хихинашвили Л.М. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 66400 кв.м с кадастровым расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 200 м по направлению на юг от ориентира <адрес>

На основании заявления предыдущего собственника от 09.12.2008 г. об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков, протоколов публичных слушаний, публикаций в газете «Новая жизнь» о результатах публичных слушаний, постановлением главы с/п Бородинское -П от 10.02.2010 г. был изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка с вида «сельскохозяйственного производства» на вид «под дачное строительство».

Из представленных материалов установлено, что в настоящее время спорный участок отнесен к категории «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «под дачное строительство».

В силу ст.37 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с положениями ч.3 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» (ред. действовавшей на момент принятия оспариваемых постановлений) вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01.01.2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

В судебном заседании прокурор пояснил, что право собственности на спорный земельный участок и процедура проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, а также полномочия главы поселения на право принятия решения по итогам публичных слушаний не оспариваются, однако с учетом того, что категория земли «земли сельскохозяйственного назначения» не предусматривает возможность изменения вида разрешенного использования «под дачное строительство», а также то, что участок входит в границы охранной зоны Бородинского музея, установленные Решением Малого Совета Московского областного совета народных депутатов №6/11 от 27.05.1992 г., глава с/п Бородинское должна была истребовать сведения из Бородинского музея и Минкультуры и с учетом публичных слушаний, должна была отказать в изменении вида разрешенного использования спорного участка.

Представители заинтересованных лиц полагали довод прокурора о том, что категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» не предусматривает возможность изменения вида разрешенного использования «под дачное строительство» не соответствует действующему законодательству и практике установления вида разрешенного использования земли.

Положения ст.77 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) во взаимосвязи с положениями ст.78 ЗК РФ устанавливают, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, которые могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ-101) настоящий закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

При этом согласно п.1 ч.3 ст.1 ФЗ-101 одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков. Вместе с тем в данном ФЗ-101 отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем в данном случае применяются правила, установленные ЗК РФ и ГрК РФ.

Статья 7 ЗК РФ устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Из сообщения Администрации с/п Бородинское установлено, что генеральный план поселения и правила застройки и землепользования отсутствуют.

В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.7 ст.36 ГрК РФ).

Таким образом, с учетом положений ч.3 ст.4 ФЗ «О введении в действие ГрК РФ», предоставляющего право органу местного самоуправления с учетом публичных слушаний принимать решение об изменении вида разрешенного использования, а также отсутствия в законодательстве прямого запрета на установление земельному участку, относящемуся к категории «земель сельскохозяйственного назначения» вида разрешенного использования «под дачное строительство», суд приходит к выводу, что при соблюдении установленных процедур законодательство позволяет определять вид разрешенного использования «под дачное строительство» для земель категории «для сельскохозяйственного производства» без изменения самой категории земель, в связи с чем суд полагает необоснованным довод прокурора о том, что не допускается изменение вида разрешенного использования спорного участка без изменения категории земли.

Аналогичная позиция изложена в письмах Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 08.04.2010 г. №Д23-1219, от 22.12.2010 г. №Д23-5299, от 29.12.2010 г. N Д23-5405, от 17.05.2011 г. №Д23-2051.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее ФЗ-66) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

При этом ФЗ-66 в указанной статье регулирует отношения по предоставлению земельных участков некоммерческим объединениям граждан. Ближайшей аналогией названной зоны являются территориальные зоны, допускающие ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В судебном заседании из пояснений сторон и представленных материалов установлено, что по настоящее время зонирование территории в установленном порядке не проведено.

В силу ч.1 ст.2 данного Закона настоящий Федеральный закон регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством РФ.

Таким образом, требования к зонированию территории, определенные гл.III ФЗ-66, установлены исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применению нормы земельного и градостроительного законодательства. В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ-66 граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Земельным законодательством необходимость подготовки схем зонирования территорий при предоставлении земельных участков в целях, не связанных со строительством, в том числе в целях ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в индивидуальном порядке, не предусмотрена (Письма Минэкономразвития РФ от 10.08.2010 г. №Д23-3075, от 16.08.2011 г. №Д23-3441).

Принимая во внимание, что земельный участок находится в собственности гражданина, не являющегося членом дачного некоммерческого объединения, суд полагает, довод прокурора, о том, что не было проведено зонирование территории спорного участка, необоснован.

Между тем из материалов дела и пояснений сторон установлено, что в соответствии с постановлениями Совмина РСФСР от 30.08.1960 г. №1327 и №683 от 31.05.1961 г., Указом Президента РФ №176 от 20.02.1995 г., а также на основании Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее ФЗ-73) Бородинский музей является памятником культурного наследия федерального значения.

Решением Малого Совета Мособлсовета от 27.05.1992 г. №6/11 в целях сохранения и использования Бородинского поля как уникального памятника истории и культуры России были утверждены границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, территории охранной зоны, а также режимы их содержания. Установлено, что земли в границах Бородинского музея являются особо охраняемой территорией.

Представители филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО в судебном заседании пояснила, что 28.07.2011 г. в ГКН, на основании приказа Росохранкультуры, была поставлена на учет зона объекта культурного наследия федерального значения «Бородинское поле и памятники на нем», спорный участок в данную зону не входит, однако Решением №6/11 утверждены границы территории охранной зоны Бородинского музея площадью 645 кв.км, которые имеют словесно описание, но не поставлены в ГКН, в связи с чем на данный момент не возможно определить входит ли спорный участок в охранную зону музея.

Из Решения №6/11 от 27.05.1992 г. усматривается, что в приложении №3 содержится описание границ охранной зоны Бородинского музея площадью 645 кв.км. Из представленной в материалы дела схемы зон охраны музея, составленной на основании Решения №6/11, усматривается, что д.Новомихайловка и прилагающая территория, в том числе спорный земельный участок, расположенный в 200 м на юг от д.Троица, входят в охранную зону музея.

Согласно вышеназванному Решению №6/11 на территории музея-заповедника запрещается: любая деятельность, наносящая ущерб, порчу или искажение отдельным памятникам, расположенным на территории, зонам отчуждения и охранным знакам; строительство новых населенных пунктов, дачных поселков и поселков коллективного садоводства; строительство жилых и производственных зданий и сооружений любого рода, занятие организациями и лицами любых зданий или помещений в зданиях, принадлежащих музею, и земель на территории заповедника, а также передача их в аренду без согласования с администрацией музея-заповедника.

Режим содержания территории охранной зоны Бородинского музея устанавливает, что на территории охранной зоны подлежат согласованию с администрацией музея-заповедника и Минкультуры и туризма РФ проекты планировки и застройки населенных пунктов, объектов отдыха и туризма, существующих и вновь создаваемых населенных пунктов, размещение садоводческих и дачных поселков.

В силу положений статей 9.1, 33, 34 ФЗ-73 в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде органы власти субъектов РФ вправе устанавливать ограничения на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объекта культурного наследия. Включение земельного участка в состав зоны охраны объекта культурно-исторического наследия означает установление особого режима использования земельного участка, но не влечет за собой запрета либо ограничения его в обороте.

Статья 46 названного закона, в том числе в редакциях действовавших на момент принятия оспариваемого постановления, устанавливает, что физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством РФ и законом соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с положениями ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка с вида «сельскохозяйственного производства» на вид «под дачное строительство», предусматривающего возможность строительства без какого-либо разрешения и согласования, нарушает установленные режимы содержания и использования объекта культурного наследия федерального значения Бородинского музея-заповедника. При таких обстоятельствах суд полагает требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

требования Можайского городского прокурора удовлетворить;

признать незаконным и отменить постановление Главы сельского поселения Бородинское -П от 10.02.2010 г. «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 66 400 кв.м с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 200 м по направлению на юг от ориентира <адрес>».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Мотивированный текст решения изготовлен 07 августа 2012 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья О.А.Проскурякова

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-893/12 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.