решение о предоставлении жилого помещения



Гр.дело №2-744/12г.

к о п и я

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2012 года г.Можайск

Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В.,

с участием представителя ответчика – Администрации Можайского муниципального района, Б.А.А.,

представителя ответчика – Минобразования МО, и 3-го лица – Отдела опеки и попечительства, С.Д.Э.,

представителя 3-го лица – Уполномоченного по правам человека в МО, Т.Т.А.,

при секретаре Хмелевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ц.А.З. к Администрации Можайского муниципального района, Министерству финансов Московской области, Министерству образования Московской области, 3-и лица – Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Можайскому муниципальному району, Администрация сельского поселения Юрловское, Уполномоченный по правам человека в Московской области, Администрация г.Гагарин Смоленской области, о предоставлении жилого помещения, -

у с т а н о в и л:

Ц.А.З. обратился в суд с указанным иском к Администрации Можайского муниципального района, Минфину МО, Минобразования МО, 3-и лица – Отдел опеки и попечительства Минобразования МО по Можайскому муниципальному району, Администрация с/п Юрловское, Уполномоченный по правам человека в МО, Администрация г.Гагарин СО, обосновывая свои требования тем, что решением Можайского городского суда от 13.01.2004 года его родители были лишены родительских прав в отношении него, истец на основании Постановления главы территориальной администрации Губинского сельского округа от 17.03.2003 года был передан под опеку своей бабушке, Ф.А.А., и за ним было закреплено право пользования жилым помещением по месту жительства и регистрации – в доме <адрес> Можайского района. По достижении совершеннолетия попечительство над истцом было прекращено. В 2009 году истец поступил на обучение в ГОУ НПО ПУ №97 г.Можайска, с 22.04.2010г. по 22.04.2011г. проходил срочную службу в рядах ВС РФ, в настоящее время проходит дальнейшее обучение в ГОУ НПО ПУ №97 г.Можайска. После обращения органа опеки и попечительства в 2009 году в администрацию с/п Юрловское с ходатайством о признании истца нуждающимся во внеочередном обеспечении жилым помещением и постановке его на соответствующий учет, стало известно о том, что истец является сособственником квартиры в доме по <адрес> в г.Гагарин Смоленской области на основании договора мены квартир, совершенной его матерью, Ц.Л.В., 29 марта 2001 года. Межведомственной комиссией г.Гагарин Смоленской области указанная квартира признана непригодной для проживания, в связи с чем, истец обратился в администрацию с/п Юрловское с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, однако, постановлением №60-П от 04.05.2012 года главы с/п Юрловское в постановке на соответствующий учет ему было отказано, в связи с чем, ссылаясь на п.2 ст.8 Закона МО «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», истец просит суд признать за ним право на однократное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области предоставить ему жилое помещение вне очереди по установленным социальным нормам за счет средств бюджета Московской области.

Истец, Ц.А.З., в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации Можайского муниципального района, Б.А.А., в судебном заседании исковые требования не признала, полагая их необоснованными в связи с наличием у истца права собственности на жилое помещение.

Представитель ответчика – Минобразования МО, участвовавший в деле также в качестве представителя 3-го лица – Отдела опеки и попечительства, С.Д.Э., в судебном заседании считал требования Ц.А.З. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Ответчик, Минфин МО, в адресованном суду отзыве на исковое заявление просил о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя, полагает Минфин МО ненадлежащим ответчиком по делу, а заявленные истцом требования – необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д.42-46).

Представитель 3-го лица – Уполномоченного по правам человека в МО, Т.Т.А., в судебном заседании полагала требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

3-е лицо, Администрация с/п Юрловское, ходатайствовало о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя, при разрешении спора полагается на усмотрение суда (л.д.84).

3-е лицо, Администрация г.Гагарин Смоленской области, в адресованном суду ходатайстве просило о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя, не возражает против удовлетворения иска (л.д.65).

Суд считает, иск подлежит удовлетворению.

В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что Ц.А.З., родился <данные изъяты> года в <данные изъяты> (л.д.9). Постановлением Главы территориальной администрации Губинского сельского округа Можайского района от 17.03.2003 года №16 над несовершеннолетним Ц.А.З. установлена опека, опекуном назначена бабушка последнего, Ф.А.А., определено проживание несовершеннолетнего в жилом доме опекуна (л.д.11). Решением Можайского городского суда от 13.01.2004 года родители истца – Ц.З.В. и Ц.Л.В. – были лишены родительских прав в отношении него (л.д.10). В 2009 году истец был зачислен на 1-й курс ГОУ НПО Профессиональное училище №97 г.Можайска (л.д.98), с 22 апреля 2010 года по 22 апреля 2011 года Ц.А.З. проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил России (л.д.8), а с 01 сентября 2011 года по 30 июня 2012 года – продолжил обучение в ГОУ НПО Профессиональное училище №97 г.Можайска (л.д.12).

С 1998 года по настоящее время Ц.А.З. постоянно проживает и зарегистрирован в жилом доме <адрес> Можайского района Московской области, принадлежащем бывшему опекуну – Ф.А.А. (л.д.7), в котором также проживают взрослые дети последней со своими семьями (л.д.88).

При обращении Ц.А.З. в администрацию с/п Юрловское Можайского муниципального района по месту его постоянного проживания с заявлениями о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении (л.д.20), сообщением от 30.12.2009 года (л.д.19), а затем и Постановлением от 04.05.2012г. №60-П (л.д.21) в принятии на соответствующий учет ему было отказано, в связи с наличием в собственности 1/3 доли квартиры в доме по <адрес> в г.Гагарин Смоленской области.

Лишь по достижении совершеннолетия Ц.А.З. стало известно о заключении его матерью, Ц.Л.В., 29 марта 2001 года договора мены, принадлежавшей Ц.Л.В. и несовершеннолетним Ц.А.З. и Ц.Д.З. на праве собственности в равных долях, по 1/3 доле каждому (л.д.82, 83), квартиры в доме д<адрес> Можайского района Московской области на квартиру в доме по <адрес> в г.Гагарин Смоленской области (л.д.13-16, 76-78), разрешение на совершение которого было дано Главой Можайского района в Постановлении от 23.03.2001г. №476-П (л.д.79). Указанное разрешение мены благоустроенной квартиры в <адрес> на квартиру в доме барачного типа в г.Гагарин было дано без осмотра жилого помещения в г.Гагарин, предлагавшегося к обмену.

Администрацией Губинского сельского округа Можайского района, на территории которого находилась <адрес>, постановлений о разрешении сделки мены квартир с участием несовершеннолетних Ц. не выносилось (л.д.52).

Из сообщения заместителя главы Можайского муниципального района от 09.03.2010 года усматривается, что Ц.А.З. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2010 году за счет средств бюджета Московской области по Можайскому муниципальному району (л.д.90), однако, до настоящего времени указанное жилое помещение истцу не предоставлено.

24 января 2012 года межведомственной комиссией г.Гагарин Смоленской области было проведено обследование квартиры в доме по <адрес> в г.Гагарин (л.д.18), по результатам которого, указанное жилое помещение заключением №9 от 24.01.2012 года было признано непригодным для проживания (л.д.17).

К аналогичному выводу пришел орган опеки и попечительства Администрации муниципального образования «Гагаринский район», что подтверждается актом от 12.01.2012 года (л.д.103).

Между тем, в сообщении от 02.03.2012 года заместитель главы Можайского муниципального района указывает на отсутствие оснований для обеспечения Ц.А.З. жилым помещением (л.д.107).

Согласно п.1 ст.28 ГК РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

В силу положений п.2 ст.37 ГК РФ, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену имущества подопечного.

Пунктом 9 статьи 53 Закона РФ от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (действовавшего как на момент совершения сделки по обмену жилья, так и на моменты назначения опеки над истцом и лишения его родителей родительских прав) назначение опекунов и попечителей, и контроль выполнения ими своих обязанностей отнесены к полномочиям поселковой, сельской администрации.

Пунктами 6 и 7 статьи 64 того же Закона, обеспечение устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан, а также руководство опекой и попечительством в районе закреплены в ведение районной администрации.

Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения, в том числе решение вопросов опеки и попечительства, определяются взаимосвязанными положениями Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), содержащимися в пунктах 7 и 9 статьи 53, пунктах 6 и 7 статьи 64, пунктах 6 и 7 статьи 75, и Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащимися в пунктах 1 и 2 статьи 56, а также Федеральным законом от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющим общие для всех субъектов Российской Федерации правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и вступающим в силу (за исключением ряда положений) с 1 января 2006 года. Причем положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года, которые вступили в силу 8 октября 2003 года, установлено, что к вопросам местного значения относятся опека и попечительство, оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями (пункт 16 части 1 статьи 14, пункт 13 части 1 статьи 15, пункт 21 части 1 статьи 16).

Конституционный Суд РФ в Определении от 06.02.2004 №52-О указал, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7, ч.2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38, ч.1). Из названных положений во взаимосвязи со ст.2 Конституции Российской Федерации, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства, и ст.18, закрепляющей, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что забота о благополучии и развитии детей, включая нуждающихся в опеке и попечительстве, защита их прав и интересов – обязанность не только органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению.

В силу положений статьи 121 Семейного кодекса РФ (в редакции от 02.01.2000г., действовавшей на момент выявления истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей), защита прав и интересов детей в случаях лишения родителей их родительских прав, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.121 СК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ, действующей по настоящее время), органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Из представленного суду договора мены от 29.03.2001г. усматривается, что квартира в доме <адрес> Можайского района Московской области принадлежала Ц.Л.В., Ц.А.З. и Ц.Д.З. в равных долях на основании договора №228 передачи жилья в собственность граждан от 10.11.1998 года, зарегистрированного в установленном порядке 16.11.1998 года (л.д.13-15). Между тем, уже 19 ноября 1998 года Ц.Л.В. сняла 7-летнего Ц.А.З. с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировала его в доме <адрес>, что свидетельствует о наличии у нее умысла на отчуждение приватизированного жилья.

Также из договора мены квартир усматривается, что квартира в доме по <адрес> в г.Гагарин Смоленской области была приобретена стороной договора мены за немногим более месяца до обмена, квартира расположена в деревянном доме барачного типа, не имеющем каких-либо удобств, что свидетельствует о ее приобретении без цели последующего проживания в ней.

Как в постановлении главы территориальной администрации Губинского сельского округа от 17.03.2003г. №16 (л.д.11), так и в решении Можайского городского суда от 13.01.2004г. (л.д.10) указано, что Ц.Л.В. на протяжении длительного времени содержанием и воспитанием сына не занималась, пьянствовала и бродяжничала.

При таких обстоятельствах, суд не может признать согласие органа опеки и попечительства в лице Администрации Можайского муниципального района на указанный обмен квартир отвечающим интересам несовершеннолетнего Ц.А.З., т.к. при его совершении взамен благоустроенной квартиры со всеми удобствами в многоквартирном жилом доме последний получил неблагоустроенную квартиру с печным отоплением в деревянном доме барачного типа в другом субъекте РФ (л.д.86), не являющемся его местом жительства.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что Ц.А.З. в квартире в г.Гагарин не проживал ни дня, данное жилое помещение при назначении опеки над истцом, равно как и при последующем лишении его родителей родительских прав в отношении него, за Ц.А.З. не закреплялось, и каких-либо мер по обеспечению сохранности этого жилья до совершеннолетия истца органами опеки и попечительства в лице Администрации Можайского района Московской области, либо Администрации г.Гагарин Смоленской области, а затем и органами опеки и попечительства Московской либо Смоленской областей не предпринималось, доказательств надлежащего извещения администрацией Можайского района Администрации г.Гагарин о получении Ц.А.З., имеющего жилье в г.Гагарин, статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей – суду не представлено.

Оценивая представленные суду доказательства, принимая во внимание отсутствие в материалах дела какого-либо акта осмотра состояния квартиры в г.Гагарин на момент совершения договора мены, длительное неисполнение органами местного самоуправления обязанности по обеспечению сохранности указанного жилого помещения и поддержания его надлежащего состояния, учитывая также признание данного жилого помещения непригодным для проживания, суд полагает объективно установленным возникновение у Ц.А.З. оснований для признания его лицом, нуждающимся в жилом помещении, на момент установления над ним опеки и сохранение этих оснований на момент окончания им муниципального образовательного учреждения – «Преснецовская средняя общеобразовательная школа».

В соответствии с ч.1 ст.148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.п.1 и 2 ч.2 и ч.5 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009г. №376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В силу правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011г. №746-0-0, пункт 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 ст.49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 ст.57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Таким образом, Ц.А.З. обладает статусом лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, как прибывший после окончания общеобразовательного учреждения, а в 2012 году окончивший ГОУ НПО ПУ №97 г.Можайска, в отношении которого в силу достижения совершеннолетия прекращено попечительство, состоящий в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан из их числа, как нуждающийся в жилом помещении (л.д.90), что согласно ч.1 ст.20 Конвенции ООН «О правах ребенка» дает ему право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по норме предоставления.

Факт того, что у Ц.А.З. имеется доля в праве собственности на непригодное для проживание жилое помещение, не освобождает орган местного самоуправления по месту выявления истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить его во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма, поскольку материалами дела подтверждается объективная нуждаемость истца в благоустроенном применительно к данной местности жилом помещении. При этом, суд принимает во внимание, что обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.

Также следует учитывать, что Ц.А.З. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, при осуществлении своей деятельности орган государственной власти субъекта РФ должен реализовать государственную социальную политику, направленную на защиту интересов таких лиц.

Так, согласно абз.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с п.24 ч.2 ст.26.3 которого вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ч.6 ст.26.3 этого Закона указанными государственными полномочиями законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Согласно ч.2 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.

Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 кв.м.

Согласно п.2 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области (утв.Постановлением Правительства МО от 16.06.2010г. №451/24), предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам: не имеющим закрепленного жилого помещения, т.е. не являющимся нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма и (или) не являющимся собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения; признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья до вступления в силу Закона Московской области № 81/2009-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», т.е. на 28.07.2009 года.

Учитывая изложенное, суд считает требования истца – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.10 Закона Московской области от 29.12.2007 №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Законом полное государственное обеспечение, дополнительные гарантии и дополнительные виды социальной поддержки являются расходными обязательствами Московской области.

Согласно ст.11 данного Закона МО органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

В силу ст.13 вышеназванного Закона Московской области, государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий, указанных в абзацах втором - шестом части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования.

Как следует из положений вышеуказанного Закона Московской области, средства на приобретение жилья, необходимого для предоставления детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из их числа выделяются Администрации Можайского муниципального района именно Министерство финансов Московской области, а Министерство образования Московской области обязано контролировать реализацию Администрацией Можайского муниципального района государственных полномочий, указанных в абзацах 2-6 части 1 статьи 11 настоящего Закона МО.

При таких обстоятельствах, довод представителя Минфина МО о том, что Минфин МО является не надлежащим ответчиком, суд полагает необоснованным.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, с у д ь я

р е ш и л:

иск Ц.А.З. – удовлетворить.

Признать за Ц.А.З., <данные изъяты> года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на однократное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области предоставить Ц.А.З. вне очереди жилое помещение по установленным социальным нормам за счет средств бюджета Московской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья подпись В.В.Хлюстов

Копия верна: судья ___________________

Решение вступило в законную силу «___» ______________ 2012 года.

Судья _________________ Секретарь __________________