о признании муниципального правового акта незаконным



Гр.дело №2-1151/12г.

к о п и я

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2012 года г.Можайск

Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В.,

с участием прокурора, ФИО10,

представителей Администрации Можайского муниципального района, ФИО11 и ФИО6,

представителя Совета депутатов Можайского муниципального района, ФИО12,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании муниципального правового акта незаконным (заинтересованные лица – Глава Можайского муниципального района, Администрация Можайского муниципального района, Совет депутатов Можайского муниципального района), -

у с т а н о в и л:

Можайский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании муниципального правового акта Главы Можайского муниципального района незаконным, указывая, что решением Совета депутатов Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -Р было утверждено Положение об Общественной палате Можайского муниципального района, в соответствии с которым общий состав членов палаты составляет 15 человек, треть из состава которых утверждаются постановлением главы муниципального образования, а окончательный список кандидатов в члены Общественной палаты размещается в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального района для всеобщего ознакомления и передается главой муниципального образования в Совет депутатов муниципального образования. Во исполнение указанных положений на интернет-сайте администрации Можайского муниципального района был опубликован окончательный список кандидатов в члены Общественной палаты в количестве 21 человека. Между тем, постановлением первого заместителя главы администрации Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об утверждении членов Общественной палаты Можайского муниципального района» членами указанной палаты были утверждены гр-не ФИО8 и ФИО9, которые в окончательном списке кандидатов в члены Общественной палаты не значились. ДД.ММ.ГГГГ Можайской городской прокуратурой указанной постановление зам.главы администрации Можайского муниципального района было опротестовано, однако, протест был оставлен без рассмотрения, в связи с чем, прокурор просит суд признать вышеназванное постановление первого заместителя главы администрации Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -П незаконным и отменить его в части утверждения ФИО8 и ФИО9 членами Общественной палаты.

Прокурор, ФИО10, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления.

Заинтересованное лицо, Глава Можайского муниципального района, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, возражений на заявление не представил.

Представители Администрации Можайского муниципального района, ФИО11 и ФИО6, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления прокурора, полагая его необоснованным.

Представитель Совета депутатов Можайского муниципального района, ФИО12, в судебном заседании полагала заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд считает, заявление Можайского городского прокурора подлежит удовлетворению.

В силу положений ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В судебном заседании из пояснений участников процесса и материалов дела установлено, что решением Совета депутатов Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -Р было утверждено Положение об Общественной палате Можайского муниципального района (л.д.29), которое было официально опубликовано в спецвыпуске газеты «Новая жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ и, в соответствии с его статьей 27, вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Администрации Можайского муниципального района было размещено информационное сообщение о формировании Общественной палаты Можайского муниципального района. Регистрация кандидатов в члены Общественной палаты производилась сотрудниками администрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-47). Также на официальном сайте Администрации Можайского муниципального района был размещен окончательный список кандидатов в члены Общественной палаты, состоящий из 21 кандидата (л.д.7). Постановлением первого заместителя Главы администрации Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -П пять лиц, включая гр-н ФИО9 и ФИО8, были утверждены членами Общественной палаты Можайского муниципального района (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации Можайского муниципального района Можайским городским прокурором был внесен протест на указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10) с требованием о его отмене в связи с допущенными нарушениями порядка формирования Общественной палаты, который, однако, был оставлен без удовлетворения с направлением прокурору сообщения о наличии технической ошибки при размещении окончательного списка кандидатов в члены палаты на официальном сайте администрации (л.д.11-12).

В соответствии со ст.28 Положения об Общественной палате Можайского муниципального района (далее – Положение), формирование первого состава Общественной палаты инициируется Главой муниципального образования не позднее чем через 10 дней со дня вступления в силу настоящего Положения и проводится в порядке и сроки, установленные статьями 9 и 10 настоящего Положения.

Пунктами 1, 2, 4 и 6 статьи 9 Положения установлено, что Глава муниципального образования до дня истечения срока полномочий действующего состава Общественной палаты объявляет о предстоящем формировании нового состава Общественной палаты и устанавливает период приема документов от граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, который не может составлять менее 30 и более 40 дней. В установленный Главой муниципального образования период кандидаты в члены Общественной палаты подают на имя Главы муниципального образования следующие документы: при самовыдвижении кандидата – заявление о согласии кандидата на утверждение его членом Общественной палаты (приложение №2 к Положению), анкету кандидата (приложение №1 к Положению). Окончательный список кандидатов в члены Общественной палаты размещается в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального образования для всеобщего ознакомления и передается Главой муниципального образования в Совет депутатов муниципального образования. Окончательный список кандидатов в члены Общественной палаты не может быть изменен до окончания срока полномочий состава Общественной палаты, сформированного на основании этого списка. Если по истечении установленного периода приема количество кандидатов в члены Общественной палаты окажется менее установленного настоящим Положением количества членов Общественной палаты или равным ему, Глава муниципального образования продлевает указанный период в целях дополнительного выдвижения кандидатов в члены Общественной палаты, но не более чем на 30 дней.

Согласно пунктам 1, 2, 3 и 6 статьи 10 Положения, общий состав членов Общественной палаты составляет 15 человек. Члены Общественной палаты утверждаются из числа лиц, включенных в окончательный список кандидатов в члены Общественной палаты. По одной трети от установленного пунктом 1 настоящей статьи числа членов Общественной палаты утверждаются соответственно постановлением Главы муниципального образования и решением Совета депутатов муниципального образования не позднее 15 рабочих дней со дня окончания срока приема документов, установленного пунктами 1 и 6 статьи 9 настоящего Положения. В течение 5 первых дней из указанного периода соответствующее постановлением принимает Глава муниципального образования, а в течение последующих 10 дней принимает соответствующее решение Совет депутатов муниципального образования. Если утверждение члена Общественной палаты невозможно по причине отсутствия в окончательном списке кандидатов в члены Общественной палаты, указанном в статье 9 настоящего Положения, либо срок полномочий нового члена Общественной палаты составляет менее 6 месяцев, новый член Общественной палаты не утверждается. Если при этом Общественная плата осталась в неправомочном для принятия решений составе, ее полномочия прекращаются и Глава муниципального образования объявляет о предстоящем формировании нового состава Общественной палаты в порядке, установленном статьей 9 настоящего Положения.

В силу положений ч.1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, в нарушение указанных положений процессуального закона ни Главой Можайского муниципального района, ни представителями Администрации Можайского муниципального района суду не представлены решение Главы Можайского муниципального района об установлении периода принятия документов от граждан, выдвигающихся кандидатами в члены Общественной палаты Можайского муниципального района, равно как и мотивированных решений о продлении указанного периода принятия документов.

Оценивая представленные суду доказательства, суд полагает установленным нарушения Главой Можайского муниципального района установленного статьями 9 и 10 вышеуказанного Положения порядка формирования Общественной палаты Можайского муниципального района, выразившиеся в неустановлении конкретных сроков первоначального периода приема документов от граждан, непринятии решения о последующем продлении этого периода на срок не более 30 дней, принятии документов от кандидатов в члены Общественной палаты за пределами установленных Положением сроков и принятии за пределами установленных Положением сроков постановления об утверждении в членах Общественной палаты граждан, не включенных в окончательный список кандидатов в члены Общественной палаты.

Так, учитывая вступление в силу Положения об Общественной палате Можайского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ и объявление Главой Можайского муниципального района о формировании Общественной палаты ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается началом регистрации кандидатов именно ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-47), датой окончания максимального 40-дневного срока периода приема документов от граждан должно было явиться ДД.ММ.ГГГГ, однако, на данную дату было зарегистрировано лишь 10 кандидатов, в связи с чем, Глава муниципального образования должен был принять решение о продлении периода приема документов на 30 дней, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, и на указанную дату число зарегистрированных кандидатов составило 13 человек, что должно было повлечь принятие Главой муниципального образования периода приема документов на срок не более 30 дней. По данным тетради регистрации кандидатов в члены Общественной палаты Можайского муниципального района (л.д.43-47) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество граждан, подавших соответствующие документы, достигло 21-го человека, именно которые и вошли в размещенный на официальном интернет-сайте Администрации Можайского муниципального района окончательный список кандидатов в члены Общественной палаты (л.д.7). Между тем, 09 и ДД.ММ.ГГГГ были приняты документы от еще трех граждан, в том числе от ФИО9 и ФИО8, которые не были внесены в окончательный список кандидатов, однако, впоследствии были утверждены первым заместителем Главы Можайского муниципального района в качестве членов Общественной палаты за пределами установленного Положением 5-дневного срока.

Позиция же представителей Администрации Можайского муниципального района о наличии некоей технической ошибки при размещении окончательного списка на сайте администрации представляется суду надуманной и несостоятельной, т.к. она не подтверждена какими-либо достоверными и объективными доказательствами, и опровергается пояснениями представителя Совета депутатов Можайского муниципального района о передаче Главой муниципального образования Совету окончательного списка кандидатов в члены Общественной палаты именно в количестве 21 человека и без указания в нем гр-н ФИО9 и ФИО8

В соответствии с положениями ч.15 статьи 28 Устава Можайского муниципального района (в редакции решения Совета депутатов Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ), в случае временного отсутствия Главы Можайского муниципального района на период отпуска, болезни, командировки, Глава Можайского муниципального района возлагает исполнение полномочий Главы Можайского муниципального района, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 9, 11, 13 части 10 статьи 28 настоящего Устава, на первого заместителя Главы администрации Можайского муниципального района (л.д.48-104).

Из представленного суду распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -к усматривается, что Глава Можайского муниципального района в период с 30 июля по ДД.ММ.ГГГГ находился в ежегодном основном оплачиваемом отпуске, с возложением выполнения исполнительно-распорядительных полномочий в указанный период на первого заместителя Главы администрации Можайского муниципального района (л.д.105).

Между тем, в данном распоряжении отсутствует указание на возложение на первого заместителя Главы администрации Можайского муниципального района именно полномочий Главы Можайского муниципального района, что является нарушением положений ч.15 ст.28 Устава Можайского муниципального района.

При таких обстоятельствах, когда полномочиями Главы Можайского муниципального района первый заместитель Главы администрации Можайского муниципального района в установленном порядке наделен не был, суд полагает, что у последнего отсутствовали полномочия на принятие оспариваемого прокурором постановления, относящегося к исключительной компетенции Главы муниципального образования, которое, к тому же, подписано от лица первого заместителя Главы администрации Можайского муниципального района, а не от временно исполняющего полномочия Главы муниципального образования.

Позиция же представителей Администрации Можайского муниципального района о неправомерном обращении прокурора в суд с данным заявлением, в связи с отсутствием невозможностью нарушения оспариваемым постановлением интересов неопределенного круга лиц, представляется суду также несостоятельной, т.к. она противоречит целям создания Общественной палаты, указанным в ст.1 Положения об Общественной палате Можайского муниципального района, которыми, в частности, являются: обеспечение взаимодействия граждан, проживающих на территории Можайского муниципального района, с органами местного самоуправления; учет общественно значимых интересов граждан и защита их прав и свобод при формировании и реализации муниципального политики по наиболее важным вопросам экономического и социального развития района; защита законных прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций, действующих на территории муниципального района, - в связи с чем, нарушение порядка формирования Общественной палаты, безусловно, влечет нарушение прав и законных интересов граждан и общественных организаций, действующих и проживающих на территории муниципального района, круг которых однозначно не определен, тогда как в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные судом нарушения порядка принятия оспариваемого судом постановления, суд полагает заявление Можайского городского прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, в связи с чем, считает необходимым признать постановление первого заместителя главы Администрации Можайского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об утверждении членов Общественной палаты Можайского муниципального района» незаконным и отменить его полностью, с одновременным возложением на Главу Можайского муниципального района обязанности по устранению допущенных нарушений путем формирования Общественной палаты Можайского муниципального района в строгом соответствии с порядком, установленным главой 2 Положения об Общественной палате Можайского муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198, 258 ГПК РФ, с у д ь я

р е ш и л:

заявление Можайского городского прокурора – удовлетворить.

Признать постановление первого заместителя главы Администрации Можайского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ -П «Об утверждении членов Общественной палаты Можайского муниципального района» – незаконным и отменить его.

Обязать Главу Можайского муниципального района устранить допущенные нарушения путем формирования Общественной палаты Можайского муниципального района в строгом соответствии с порядком, установленным главой 2 Положения об Общественной палате Можайского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья подпись В.В.Хлюстов

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна: судья _________________

Решение вступило в законную силу «___» ________________ 2012 года.

Судья ___________________ Секретарь ________________