Дело № 2-1074/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 октября 2012 года Можайский городской суд Московской области в составе Председательствующего судьи Зимиловой Т.Н. При секретаре Назаровой Н.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Строчкина Л.И. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ № 34 по Москве и Московской области,3-ему лицу Управлению здравоохранения Администрации Можайского муниципального района о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости У С Т А Н О В И Л : Строчкина Л.И.обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит обязать ответчика включить в ее специальный стаж работы периоды ее работы в должности заведующей Милятинским фельдшерским и аптечным пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 02 мес.24 дня календарно) -отпуск по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. -01 год 04 мес.06 дней (календарно) -отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ -06 лет 07 мес.01 день (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес.); в должности заведующей-фельдшера Милятинского фельдшерско-акушерского пункта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -00 лет 03 мес.17 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -06 лет 11 мес.05 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -01 год 00 мес.00 дней (календарно);с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ-00 лет 11 мес.18 дней (календарно) - всего 17 лет 04 мес.11 дней; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В обоснование заявленных требований истца указывает, что спорные периоды работы в должности заведующей Милятинским фельдшерским и аптечным пунктом не включены в ее специальный стаж работы ответчиком по тем основаниям, что фельдшерский и аптечный пункт не поименован в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; периоды работы в должности заведующей-фельдшера Милятинским фельдшерским и акушерским пунктом не включены в стаж в связи с тем, что наименование медицинской должности истицы документально не установлено; лечебная деятельность не доказана. По мнению истицы, данные обстоятельства не могут влиять на ее право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тем, что в указанные периоды она фактически работала в должности фельдшера Милятинского фельдшерского и акушерского пункта; отдельно ей производилась доплата за заведование и продажу лекарств. В судебном заседании истица поддержала исковые требования. Ответчик - представитель ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ № 34 по Москве и Московской области исковые требования не признал по основаниям, отраженным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ за №. 3-е лицо - представитель Управления здравоохранения Администрации Можайского муниципального района исковые требования поддержал. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего: Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, установленное законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2). В соответствии со ст.7 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно пп.20 ст.27 вышеуказанного Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),а в необходимых случаях – с Правилами исчисления периодов работы (деятельности),утвержденных Правительством РФ. Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что истица Строчкина Л.И.обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в назначении такой пенсии истице отказано. В бесспорном порядке ответчик зачел в специальный стаж 08 лет 05 мес.19дней при требуемом стаже 25 лет, исключив при этом периоды работы истицы в должности заведующей Милятинским фельдшерским и аптечным пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 02 мес.24 дня календарно) -отпуск по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. -01 год 04 мес.06 дней (календарно) -отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ -06 лет 07 мес.01 день (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес.); в должности заведующей-фельдшера Милятинского фельдшерско-акушерского пункта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -00 лет 03 мес.17 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -06 лет 11 мес.05 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -01 год 00 мес.00 дней (календарно);с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ-00 лет 11 мес.18 дней (календарно) - всего 17 лет 04 мес.11 дней, ссылаясь на то, что фельдшерский и аптечный пункт не поименован в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; периоды работы в должности заведующей-фельдшера Милятинским фельдшерским и акушерским пунктом не включены в стаж в связи с тем, что наименование медицинской должности истицы документально не установлено; лечебная деятельность не доказана. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. Из трудовой книжки истца усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности заведующей Милятинского фельдшерского и аптечного пункта; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заведующей-фельдшера Милятинского фельдшерско-акушерского пункта (л.д.12-13). Дипломом истицы подтверждено, что в ДД.ММ.ГГГГ году она окончила Рузское медицинское училище по специальности фельдшер. В период работы истицы в должности заведующей Милятинского фельдшерского и аптечного пункта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГдействовали Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года за № 1397,которые утратили силу с 1 октября 1993 года в связи с введением в действие Списков 06 сентября 1991 года за № 464. В соответствии с указанными Списками в льготный стаж работы входила работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В спорные периоды времени истица работала в должности среднего медицинского персонала. С 1 ноября 1999 г. стало действовать постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066. В Списках, утвержденных данным постановлением, были указаны конкретные должности и учреждения, работа в которых засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. При этом, работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка засчитывалась в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе "Наименование учреждений" Списка. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 Списки должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусматривавшие включение ей в стаж, предоставляющие право назначения льготной пенсии по старости, период работы заведующей медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и введением нового правового регулирования условий и порядка назначения пенсии, в том числе и новых правил подсчета специального трудового стажа, улучшающих положение работника, законодателем фактически было предоставлено работнику право льготного исчисления специального трудового стажа, который он имел по ранее действовавшему законодательству. В постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 указал на пункт 3 Постановления N 1066, в соответствии с которым в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Наряду с этим, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанные периоды работы истицы подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии. В соответствии с пунктами 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и "Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", предусматривают исчисление трудового стажа по оспариваемым периодам в календарном порядке; периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -01 год 00 мес.00 дней;с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ-00 лет 11 мес.18 дней подлежат включению в специальный стаж календарно. Согласно разъяснениям,данным в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. При таких обстоятельствах суд находит, что периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 02 мес.24 дня календарно); в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. -01 год 04 мес.06 дней (календарно) подлежат включению в специальный стаж работы истицы,так как они имели место до ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного периоды работы истицы в должности заведующей Милятинским фельдшерским и аптечным пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 02 мес.24 дня календарно) -отпуск по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. -01 год 04 мес.06 дней (календарно) -отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ -06 лет 07 мес.01 день (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес.); в должности заведующей-фельдшера Милятинского фельдшерско-акушерского пункта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -00 лет 03 мес.17 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -06 лет 11 мес.05 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -01 год 00 мес.00 дней (календарно);с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ-00 лет 11 мес.18 дней (календарно) - всего 17 лет 04 мес.11 дней подлежат зачету в специальный стаж работы истицы. Так как ответчиком принят к зачету в специальный стаж стаж работы истицы в количестве 08 лет 05 мес.19дней,с учетом установленного судом стажа в количестве 17 лет 04 мес.11 дней, следует признать, что на момент обращения с заявлением к ответчику у истицы имелся необходимый для назначения пенсии по основаниям пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 25-летний стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Определяя дату назначения пенсии, судом принимаются во внимание разъяснения, данные в п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20.12.2005 N 25, согласно которым, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Поскольку суд пришел к выводу о том, что при обращении в пенсионный орган истица имела необходимый 25-летний стаж, дающий право на досрочную пенсию, с учетом нахождения ее в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, ДД.ММ.ГГГГ истица представила необходимые документы, следует признать необоснованным отказ пенсионного органа в назначении пенсии. На основании вышеизложенного, Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л : Исковые требования Строчкина Л.И. удовлетворить. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ № 34 по Москве и Московской области включить в специальный стаж работы Строчкина Л.И. периоды ее работы в должности заведующей Милятинским фельдшерским и аптечным пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 02 мес.24 дня календарно) -отпуск по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. -01 год 04 мес.06 дней (календарно) -отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ -06 лет 07 мес.01 день (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес.); в должности заведующей-фельдшера Милятинского фельдшерско-акушерского пункта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -00 лет 03 мес.17 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -06 лет 11 мес.05 дней (в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 мес); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -01 год 00 мес.00 дней (календарно);с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ-00 лет 11 мес.18 дней (календарно) - всего 17 лет 04 мес.11 дней. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ № 34 по Москве и Московской области назначить Строчкина Л.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 15 марта 2012 года на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский горсуд в течение месячного срока со дня постановления в окончательной форме. С У Д Ь Я Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2012 года С У Д Ь Я