об обязании внести изменения в Положение о КСП



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2012 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой О.А.

с участием прокурора Крючкова В.И.

при секретаре Бузовкиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «городское поселение Можайск» о признании недействующим в части Решения Совета депутатов городского поселения Можайск об утверждении Положения о контрольно-счетной палате (далее КСП), обязании внести изменения и дополнения в Положение о КСП,

у с т а н о в и л:

Можайский горпрокурор обратился в суд с заявлением об обязании Совета депутатов г/п Можайск внести изменения и дополнения в решение Совета депутатов №133/54 от 28.03.2012 г. «Об утверждении Положения о КСП г/п Можайск». Свои требования прокурор обосновывает тем, что названным решением было утверждено Положение о КСП, при этом в Положении отсутствуют указание о праве органов прокуратуры, в том числе Можайской горпрокуратуры, получать информацию, предусмотренную ст.11 Положения, привлекать сотрудников КСП для проведения проверок и поручать КСП проведение проверочных мероприятий, отсутствует указание на право направлять предложения по планированию работы КПС и внесению изменений в план работы, отсутствует указание на обязанность КСП направлять в прокуратуру сведения о принятых правовых актах и мерах реагирования.

Ссылаясь на то, что отсутствие в Положении КСП указанных норм нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при осуществлении своей деятельности КСП не руководствуется федеральным законом, нарушаются права органов прокуратуры на получение сведений, нарушаются права муниципального образования, поскольку на его территории действует нормативный акт, не соответствующий федеральному закону, прокурор просил обязать Совет депутатов г/п Можайск внести изменения и дополнения в Положение о КСП и изложить в следующей редакции:

- п.4 ст.4 дополнить словами «федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- п.3 ст.11 после слов «предложений и запросов главы г/п Можайск» дополнить словами «и Можайской горпрокуратуры»;

- п.4 ст.11 после слов «запросы главы г/п Можайск» дополнить словами «Можайской горпрокуратуры»;

- п.1 ст.14 дополнить под.13: «командирует должностных лиц Контрольно-счетной палаты в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области, а также муниципальными нормативными правовыми актами г/п Можайск Можайского муниципального района, по запросам органов прокуратуры, правоохранительных органов и органов государственного, муниципального финансового контроля для участия в проводимых ими контрольных мероприятиях»;

- п.2 ст.19 дополнить абзацем «Запросы и требования контролирующих (надзорных) органов о предоставлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившей информации о фактах нарушения закона, рассматриваются Контрольно-счетной палатой в соответствии с федеральным законодательством».

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования, на тех же основаниях просил признать решение Совета депутатов г/п Можайск №133/54 от 28.03.2012 г. недействующим в части п.4 ст.4, п.3, п.4 ст.11, п.1 ст.14; обязать внести изменения и дополнения в следующей редакции:

- п.4 ст.4 дополнить словами «федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- п.3 ст.11 после слов «предложений и запросов главы г/п Можайск» дополнить словами «и Можайской горпрокуратуры»;

- п.4 ст.11 после слов «запросы главы г/п Можайск» дополнить словами «Можайской горпрокуратуры»;

- п.1 ст.14 дополнить под.13: «командирует должностных лиц Контрольно-счетной палаты в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области, а также муниципальными нормативными правовыми актами г/п Можайск Можайского муниципального района, по запросам органов прокуратуры, правоохранительных органов и органов государственного, муниципального финансового контроля для участия в проводимых ими контрольных мероприятиях».

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования.

Представитель Совета депутатов г/п Можайск, в том числе как представитель Администрации г/п Можайск, с требованиями прокурора не согласилась, полагала прокурор не вправе вмешиваться в деятельность представительного органа муниципального образования и давать указания в какой форме должен приниматься тот или иной нормативный акт; Положение о КСП было разработано с учетом Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», в котором также нет специального указания на права органов прокуратуры, при этом в Положении указано, что КСП руководствуется в своей деятельность «иными федеральными законами», соответственно и ФЗ «О прокуратуре РФ», т.е. нет необходимости указывать отдельно на право прокурора обращаться в КСП и получать ответы, в случае же отказа в предоставлении сведений, прокурором может быть направлен соответствующий протест либо обжалованы действия КСП.

Суд полагает требования не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании из материалов дела и пояснений заявителя установлено, что Решением Совета депутатов г/п Можайск №133/54 от 28.03.2012 г. утверждено Положение о КСП г/п Можайск.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что Решение принято в соответствии с предоставленными полномочиями и соблюдением процедуры, между тем прокурор пояснил, что в указанном Положении отсутствует указание на специальный закон, которым руководствуется в своей деятельности КСП, а именно ФЗ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также указание о праве органов прокуратуры направлять запросы и предложения по деятельности КСП, в том числе изменение плана работы КСП, требовать участия работников КСП в проводимых проверках.

Из Положения о КСП усматривается, что правовое регулирование организации и деятельности КСП основывается на Конституции РФ и осуществляется Бюджетным кодексом РФ, ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными правовыми актами г/п Можайск, настоящим Положением.

Принимая во внимание, что в Положении содержится указание на регулирование деятельности КСП «иными федеральными законами», суд полагает оснований для внесения изменений в Положение в части указания специального закона ФЗ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нет необходимости.

При этом согласно ч.1 ст.6 ФЗ от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

С учетом указания в Положении о КСП о регулировании деятельности на основании «других федеральных законов», суд не усматривает оснований для внесения изменений и дополнений в части полномочий органов прокуратуры.

Кроме того, ст.10 Конституции РФ предусматривает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть осуществляют законодательные (представительные) органы, на уровне РФ - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), на уровне субъектов - законодательные (представительные) органы субъектов РФ, на уровне органов местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления.

На уровне РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (ч.1 ст.104 Конституции РФ).

Ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрены полномочия представительного органа местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов по вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 46 данного закона, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Ст.9 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре в РФ» предусмотрено, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Учитывая изложенное, суд полагает, что системное толкование норм федерального законодательства свидетельствует о том, что принцип разделения властей запрещает судам вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность по осуществлению нормативного правового регулирования в той или иной форме.

Таким образом, суд не вправе обязывать органы местного самоуправления вносить изменения в нормативный правовой акт органа местного самоуправления, тем самым подменяя собой, представительный орган местного самоуправления, полномочный в принятии, изменении нормативных правовых актов.

Анализ ст.104 Конституции РФ свидетельствует о том, что даже на федеральном уровне Генеральный прокурор РФ не включен в число субъектов законодательной (правотворческой) инициативы.

Ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» свидетельствует о том, что и на уровне муниципальных образований прокурор не относится к обязательным субъектам правотворческой инициативы.

В соответствии со ст.9 Федерального закона «О прокуратуре в РФ», прокурор в соответствии со своей компетенцией лишь вправе обратиться к субъектам, обладающим правом правотворческой инициативы с предложением об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, суд полагает, что правотворческая инициатива не заключается во внесении предложений о совершенствовании законодательства, она представляет собой право на внесение проектов нормативных правовых актов, а такое право прокурору не представлено законом.

С учетом изложенного, суд полагает, требования прокурора о внесении изменений и дополнений в решение «Об утверждении Положения о КСП» не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении заявления Можайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «городское поселение Можайск» о признании недействующим в части Решения Совета депутатов городского поселения Можайск об утверждении Положения о контрольно-счетной палате, обязании внести изменения и дополнения в Положение о контрольно-счетной палате.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Мотивированный текст решения изготовлен 30 октября 2012 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья О.А.Проскурякова

Подлинник решения подшит в гражданском деле №2-1336/12 г. Дело хранится в Можайском горсуде Московской области.