Дело № 2-349 (2012 г.) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Могойтуй 10 сентября 2012 года Могойтуйский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Лубсановой Д.Г., при секретаре Доржиеве Ц.Д., с участием истца Васильева А.Ю., представителя истца –заместителя прокурора Могойтуйского района Лхасарановой М.Л., представителя ответчика - администрации муниципального района «Могойтуйский район» Ринчинова Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Могойтуйского района в защиту прав и законных интересов Васильева <данные изъяты> к администрации муниципального района «Могойтуйский район» об обязании предоставить Васильеву А.Ю. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте с. Боржигантай, отвечающее установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям, к Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края об обязании своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Могойтуйский район» на приобретение жилого помещения Васильеву А.Ю., УСТАНОВИЛ: Прокурор Могойтуйского района в интересах Васильева А.Ю. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что на основании обращения Васильева А.Ю. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по результатам которой ими установлено следующее. Васильев А. Ю. является лицом из числа детей-сирот. Мать – ФИО2 лишена родительских прав по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ. Отец записан со слов матери. Постановлением главы администрации Шелопугинского района от 10.07.1996 № над Васильевым учреждена опека. В настоящее время Васильев проживает на съемной квартире, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Решением жилищной комиссии сельского поселения «Боржигантай» от 25.10.2006 г. поставлен на учет по предоставлению жилого помещения. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю сведения о правах отдельного лица на имеющиеся объекты недвижимости у Васильева А.Ю. отсутствуют. Согласно сведениям Могойтуйского филиала Краевого государственного унитарного предприятия «Забайкальское БТИ» по данным реестра объектов технического учета на территории Могойтуйского района у Васильева А.Ю. зарегистрированных прав на объекты жилого назначения не имеется. Васильев закрепленного за ним жилья не имеет. Просит обязать администрацию муниципального района «Могойтуйский район» предоставить Васильеву А.Ю. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте с. Боржигантай Могойтуйского района, отвечающее установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Могойтуйский район» на приобретение жилого помещения Васильеву А.Ю. В судебном заседании представитель истца прокуратуры <адрес> заместитель прокурора Лхасаранова М.Л. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Истец Васильев А.Ю. требования прокурора, заявленные в его интересах, поддержал и настаивает на их удовлетворении. Суду пояснил, что он состоит в списке детей-сирот. Своего жилья он не имеет, проживает в съемной квартире в п. Могойтуй. Самостоятельно не мог добиться защиты своих прав и был вынужден обратиться прокурору. Действительно, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилищных условиях администрацией сельского поселения «Боржигантай». Но после службы в армии он стал постоянно работать и проживать в п. Могойтуй, где и намерен в дальнейшем остаться. Поэтому хотел бы, чтобы жилье ему предоставили в данном населенном пункте – п. Могойтуй. Представитель ответчика – администрации муниципального района «Могойтуйский район» Ринчинов Б.Ц., действующий на основании доверенности, требования прокурора находит правомерными. Пояснил, что администрация МР «Могойтуйский район» не отказывается предоставить жилье Васильеву А.Ю., являющемуся лицом из числа детей - сирот, однако ввиду отсутствия поступлений денежных средств из бюджета Забайкальского края муниципальное образование не может исполнить данное требование. Выделяемых из бюджета Забайкальского края денежных средств недостаточно для обеспечения всех детей-сирот жилыми помещениями. На учете состоят более 200 детей-сирот, нуждающихся в жилье. Соответчик – представитель Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, просил рассмотреть дело без его участия, направил письменное возражение, в котором указал следующее. Согласно действующему законодательству и в соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальный район «Могойтуйский район». Законом Забайкальского края от 23.12.2011 г. № 611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Могойтуйский район» предусмотрено 2006, 0 тыс. рублей. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является органом, который в соответствии с бюджетным законодательством может представлять интересы казны в судах. Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. В связи с указанным просит признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком. В адрес суда направлено дополнение к вышеуказанным возражениям, в котором указывается, что 13 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда апелляционным определением удовлетворил заявление прокурора Забайкальского края о признании незаконным бездействия Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края, выразившемся в неисполнении в полном объеме государственных полномочий по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениям, не имеющих закрепленного жилого помещения, у которых наступило право на обеспечение жильем. Определено обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить указанных выше лиц вне очереди жилыми помещениями в срок до 31.12.2015 года. Таким образом, в настоящее время в отношении всех состоящих на учете на территории Забайкальского края детей-сирот и лиц из их числа имеется вступившее в силу судебное постановление. Указывает на ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. Представитель соответчика – Министерства финансов Забайкальского края Мельников С.В., действующий на основании доверенности, на судебное заседание не явился, направил возражение на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия. В своем возражении представитель указал, что Министерство финансов не согласно с исковыми требованиями по следующим основаниям. Согласно Закону Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Согласно Порядку предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов, предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм, предусмотренных в бюджете края на соответствующие цели. На 2012 год Законом Забайкальского края от 23 декабря 2011 года № 611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья предусмотрено 50638, 8 тыс. руб. Администрации муниципального района «Могойтуйский район» предусмотрены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 2000000, 0 руб. Отмечают, что правоотношения по финансированию данных расходов распространяются между органами государственного власти и органами местного самоуправления Забайкальского края. Заявители имеют право на получение жилого помещения в натуре и не имеют право требовать финансирования из бюджета Забайкальского края расходов на приобретение жилья, как в муниципальную собственность, так и в личную. Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти Забайкальского края, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма органом местного самоуправления. Считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган местного самоуправления – администрацию муниципального района «Могойтуйский район». Указывает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие либо недостаточность финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Кроме того, указывает, что апелляционным определением Забайкальского краевого суда признано незаконным бездействие Правительства Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края, связанное с неисполнением в полном объеме государственных полномочий по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, не имеющих закрепленных жилых помещений, у которых наступило право на обеспечение жильем. Постановлено также обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить, указанных выше лиц, вне очереди жилыми помещениями в срок до 31.12.2015 года. Полагает, что имеются основания прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 220 ГПК РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу и принятое по спору о том же предмете и по тем же основаниям решение суда. Просит отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству финансов Забайкальского края, за необоснованностью. Выслушав объяснения представителя истца, истца, представителя ответчика, изучив и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, Васильев <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, мать – ФИО2 лишена родительских прав (л.д.8). Из справки Тонтойского сельского совета (л.д.10) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произведена запись № о рождении ребенка Васильева А.Ю. Сведений об отце не имеется. Постановлением главы администрации Шелопугинского района от 10.07.1996 г. над несовершеннолетним Васильевым А.Ю.назначен опекун. Согласно справкам Управления образования и молодежной политики администрации муниципального района «Могойтуйский район» и администрации сельского поселения «Боржигантай» (л.д.14-15) Васильев А.Ю., действительно, состоит на учет по предоставлению жилого помещения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости у Васильева А.Ю. отсутствуют (л.д.12). Из уведомления КГУП «Забайкальское БТИ» следует, что по данным реестра технического учета на территории Могойтуйского района на Васильева А.Ю. прав на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано (л.д.13). В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч.2 ст.57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. ст. 49, 52 ЖК РФ). Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12. 2009 г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона). В силу ст. 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Таким образом, суд считает, что требования прокурора Могойтуйского района в интересах Васильева А.Ю. к администрации муниципального района «Могойтуйский район», Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края правомерны и обоснованны, поэтому подлежат удовлетворению. Истец просит предоставить ему жилое помещение по месту его проживания, т.е. в черте п. Могойтуй Могойтуйского района, поясняя, что в течение нескольких лет постоянно проживает и работает в указанном поселке, имеет временную регистрацию до 2013 года. Суд, разрешая данный вопрос, исходит из следующего. Согласно вышеназванным законам жилье детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется по месту жительства. В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Васильев проживает в п. Могойтуй, в квартире по договору найма, зарегистрирован по месту пребывания, работает в организации, которая находится на территории данного населенного пункта. При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия возражений представителя администрации МР «Могойтуйский район», суд считает возможным удовлетворить требование истца о предоставлении ему жилья в черте п. Могойтуй Могойтуйского района. Доводы представителей соответчиков о том, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, не основаны на законе по вышеизложенным основаниям. Также является необоснованной ссылка представителей ответчиков на наличие принятого решения – апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 июня 2012 года, которым признано незаконным бездействие Правительства и Министерства финансов Забайкальского края по неисполнению в полном объеме государственных полномочий по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, возложена обязанность на Правительство и Министерство финансов Забайкальского края в срок до 31 декабря 2015 года обеспечить вне очереди жилыми помещениями указанных лиц. Поскольку в соответствии со ст.220 ГПК РФ производство по делу прекращается в том случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Между тем, сторонами по настоящему гражданскому делу являются другие лица, требования заключаются в обязании администрации МР «Могойтуйский район» предоставить жилое помещение по договору социального найма, обязании Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать расходы на приобретение жилого помещения Васильеву. Таким образом, считать, что иск предъявлен повторно и имеется тождество исков, оснований нет. У суда не возникло сомнений в достоверности представленных истцом доказательств, поскольку они согласуются между собой и соответствуют доводам истца, представителя истца, в связи с чем суд признает их допустимыми доказательствами. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Могойтуйского района удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Могойтуйский район» предоставить Васильеву <данные изъяты> жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте пос. Могойтуй Могойтуйского района Забайкальского края, отвечающее установленным социальным нормам, санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации муниципального района «Могойтуйский район» на предоставление Васильеву Алексею Юрьевичу жилого помещения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия. Председательствующий судья Д.Г. Лубсанова Верно. Судья Лубсанова Д.Г.