решение о внеочередном представлении жилого помещения



Дело № 2-376-2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Могоча Дата обезличена года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Каверина С.А.,

с участием процессуального истца - старшего помощника Могочинского межрайонного прокурора Батоевой А.Д.,

представителя ответчика - главного специалиста юридического отдела администрации муниципального района «Могочинский район» Мириной Н.В., по доверенности,

при секретаре судебного заседания Уфимцевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Токарева Андрея Михайловича, к администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой по обращению Токарева Андрея Михайловича проведена прокурорская проверка соблюдения его жилищных прав, в ходе которой установлено, что заявитель является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - ФИО6 умерла Дата обезличена года, отец - ФИО5 лишен родительских прав.

Постановлением Главы администрации городского поселения «Могочинское» от Дата обезличена года за Номер обезличен Токарев A.M. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Токарев A.M. является выпускником профессионального училища Номер обезличен ... края, до настоящего времени не обеспечен жильем органами местного самоуправления. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Токареву A.M. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

Присутствующий в судебном заседании старший помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в интересах Токарева A.M., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Истец Токарев A.M. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, интересы которого в судебном заседании представляет участвующий в деле прокурор.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Могочинский район» Мирина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 03 декабря 2009 года №285-ЗЗК, субвенция на обеспечение конкретного истца жилым помещением муниципальному району «Могочинский район» не предусмотрена, в связи с этим в районном бюджете на 2010 год данные средства также не предусмотрены. На данный период нуждающимися в предоставлении льготного жилья в районе числятся 178 детей-сирот, однако, обеспечить всех жильем на полученные в 2010 году 600000 рублей бюджетных ассигнований, выделенных бюджету муниципального района «Могочинский район» на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация района не в состоянии. Фактически, Закон Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года №304 -ЗЗК не введен в действие в 2010 году, и, следовательно, администрация муниципального района «Могочинский район» не может быть обязана в предоставлении жилого помещения Токареву A.M.

Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в письменном возражении исковые требования прокурора, действующего в интересах Токарева A.M., не признала, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Просила суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Филипенко Д.С., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, в письменном возражении исковые требования не признал, указывая на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья является соответствующий орган местного самоуправления. Ссылаясь на положения действующего законодательства, указал на то обстоятельство, что Токарев A.M. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в жилом помещении. Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и   детей, оставшихся без попечения родителей», с      последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, а   также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма.

В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.

Статьей 1 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года №-304 -ЗЗК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия.

В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое
обеспечение осуществления органами местного самоуправления
государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой
площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам

муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Токарев Андрей Михайлович, Дата обезличена года рождения, является лицом до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать - ФИО6 умерла Дата обезличена года л.д. 9), его отец - ФИО5 на основании решения ... суда ... от Дата обезличена года лишен родительских прав. л.д. 10-11)

Постановлением Главы администрации городского поселения «Могочинское» от Дата обезличена года за Номер обезличен Токарев A.M. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении под Номер обезличен. л.д. 8)

Токарев A.M. является выпускником профессионального училища Номер обезличен ... края, однако, до настоящего времени не обеспечен жильем органами местного самоуправления.

Токарев A.M. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку после окончания пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ему не предоставлялось.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Токареву A.M., как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма.

В конкретном случае таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район».

Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в     зависимость от финансового обеспечения предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и   отсутствие


финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Токарева A.M., подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» Номер обезличен от Дата обезличена года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское».




На основании изложенного и  руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:


1. Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора,
действующего в интересах Токарева Андрея Михайловича, удовлетворить.

2. Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Токареву Андрею Михайловичу жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

3. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения - с Дата обезличена года.

Судья С.А. Каверин