РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 октября 2010 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Исаевой Н.К., с участием прокурора Батоевой А.Д., при секретаре Ключевской О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Могоча гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Матвиенко Татьяны Сергеевны к Администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Матвиенко Т.С. с вышеуказанным иском ссылаясь на следующее. Межрайонной прокуратурой по обращению Матвиенко Т.С. проведена прокурорская проверка соблюдения ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что Матвиенко Т.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать – М.Л.Д. умерла Дата обезличена года, отец – М.С.В. находится в местах лишения свободы. Матвиенко Т.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в городском поселении «Могочинское» под номером 88. Матвиенко Т.С. является выпускником профессионального училища № 30 п. Кокуй Сретенского района Забайкальского края, до настоящего времени не обеспечена жильем, в связи с чем вынуждена проживать в п. Кокуй. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Матвиенко Т.С. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в интересах Матвиенко Т.С., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Истец Матвиенко Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в детстве проживала с матерью и братом в г. Могоча, жили на каких-то съемных квартирах, где точно, не помнит. Своего жилья не было. После того, как они с подругой ушли на вокзал их направили в больницу, оттуда в приют в г. Чита, где она пробыла примерно год, а затем в интернат г. Петровск-Забайкальский. Родители ею не интересовались, мать лишили родительских прав, отец несколько раз отбывал наказание в местах лишения свободы, никто из них связи с нею не поддерживал. После окончания 9 классов ее из интерната направили для учебы в училище Номер обезличен ..., которое закончила в июне 2010 г. По настоящее время она зарегистрирована в общежитии при училище. В настоящее время она сожительствует с мужчиной, родила от него ребенка, вместе проживали на съемной квартире в п. Кокуй, последнее время живут в небольшом доме матери сожителя, где места очень мало. Она желает проживать в г. Могоча, однако в г. Могоча жить ей негде. При наличии маленького ребенка она желала бы жить в благоустроенной квартире. Представитель ответчика Администрации муниципального района «Могочинский район» Мирина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что на данный период в предоставлении жилья нуждается 206 граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве субвенции на предоставление жилья району перечислено 1 700 000 рублей, последняя сумма в размере 1 100 000 рублей перечислена в октябре 2010 г. Из перечисленных сумм 600 000 рублей потрачено на приобретение двух жилых помещений. На оставшуюся сумму средств подана заявка на участие в конкурсе приобретения жилой площади. При этом жилая площадь будет приобретаться лицам, в отношении которых вынесено решение суда по аналогичному иску. Иные средства не перечислялись. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признала, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Администрации муниципального района «Могочинский район» на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края перечислена субвенция в сумме 1 700 000 рублей. Просила суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признала, указывая на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, свои обязательства по предоставлению из бюджета Забайкальского края соответствующих субвенций бюджету муниципального района «Могочинский район» выполнило в полном объеме, перечислив 1 700 000 рублей. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на органы местного самоуправления. Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать, как не являющемуся надлежащим ответчиком. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма. В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия. В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Матвиенко Татьяна Сергеевна, Дата обезличена года рождения, является лицом до 23 лет из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать М.Л.Д. решением ... суда от Дата обезличена г. была лишена родительских прав, умерла Дата обезличена года. Отец М.С.В. длительное время находился в местах лишения свободы, точные сведения о месте нахождения в настоящее время отсутствуют. С декабря 2000 г. и в течение года истец находилась в приюте ..., затем была направлена в интернат ..., где закончила 9 классов. Закрепленного за нею жилья не имеется, поскольку таковое у ее родителей отсутствовало. Собственного жилого помещения у нее также не имеется. С 30 июня 2010 г. Матвиенко Т.С. является выпускником профессионального училища № 30 п. Кокуй Сретенского района Забайкальского края, нуждается в предоставлении жилого помещения. После окончания пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ей не предоставлялось. В мае 2010 г. у истицы родился ребенок, вместе с ним и гражданским мужем она проживает в п. Кокуй Сретенского района на съемной квартире. Желает проживать в г. Могоча. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Матвиенко Т.С., как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В конкретном случае, таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район». Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Судом также не установлено, что размер перечисленных субвенций достаточен для обеспечения жильем нуждающихся в этом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Могочинского района, число которых увеличивается из года в год. Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Матвиенко Т.С., подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № 28 от 29 марта 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Матвиенко Татьяне Сергеевне жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение десяти дней. Судья: Исаева Н.К.