решение о внеочередном предоставлении жилого помещения



                                                      РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    15 ноября 2010 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Исаевой Н.К., с участием прокурора Батоевой А.Д., при секретаре Ключевской О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Могоча гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Бочкарникова Николая Аркадьевича к Администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о  внеочередном предоставлении жилого помещения,

                                                   УСТАНОВИЛ:

  Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бочкарникова Н.А. с  вышеуказанным иском ссылаясь на следующее.

 Межрайонной прокуратурой по обращению Бочкарникова Н.А. проведена прокурорская проверка соблюдения его жилищных прав, в  ходе которой установлено, что Бочкарников Н.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать – Б.Т.В. Дата обезличена года помещена в Хадабулакский психоневрологический дом-интернат, сведения об отце в свидетельстве в рождении указаны со слов матери. На основании решения исполкома ... Совета народных депутатов от Дата обезличена года Бочкарников Н.А. был помещен в дом ребенка в связи отсутствием родительского попечения.

 Бочкарников Н.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в городском поселении «Могочинское» с 15 декабря 2003 г.  

С 1 ноября 2004 года Бочкарников Н.А. является выпускником ГУ «Специальная коррекционная школа-интернат» в г. Могоча, до настоящего времени не обеспечен жильем органами местного самоуправления, его жилищные права нарушены. Поэтому просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Бочкарникову Н.А. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в  черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и  техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района  «Могочинский район»  из бюджета Забайкальского края, поскольку установлен факт ненадлежащего финансирования из бюджета края расходов, связанных с обеспечением жильем детей вышеуказанной категории.  

         В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в  интересах Бочкарникова Н.А., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении, дополнив, что Бочкарников Н.А. встал в очередь на получения жилья до достижения им возраста 23 лет, однако его право не реализовано до настоящего времени.

Истец Бочкарников Н.А. в  судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что своих родителей не знает, с раннего детства проживал в детских государственных учреждениях. В настоящее время он женат, имеет двух детей, проживает в г. Могоча в жилом помещении, права на которое не имеет, собственного жилья у него нет. В дальнейшем он также намерен проживать в г. Могоча.     

    Представитель ответчика Администрации муниципального района «Могочинский район» Ильин В.Я. в судебное заседание не явился, просил л рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признал, ссылаясь на то, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год. В предоставлении жилья по району нуждается 206 детей-сирот. На перечисленные субвенции приобретены квартира и жилой дом, объявлен открытый аукцион на приобретение квартиры и жилого дома для лиц, в отношении которых состоялось решение суда. Предоставленных субвенций для приобретения жилья недостаточно.  

          

  Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признала, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Администрации муниципального района «Могочинский район» на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края перечислена субвенция в сумме 1 700 000 рублей. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей вышеуказанной категории жилой площадью, выделяются в полном объеме. Просила суд в  иске к   Правительству Забайкальского края отказать.

          Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Филиппенко Д.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в  письменном возражении исковые требования не признал, указывая на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на органы местного самоуправления. Просит суд в  иске к   Министерству финансов Забайкальского края отказать.  

          Заслушав пояснения лиц, участвующих в  деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

          В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

          В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и  ее субъектов издаются федеральные законы и  принимаемые в  соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

         Статьей 8  ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года  №159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с  последующими изменениями, определено, что дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

          Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в  возрасте до 23 лет. 

 

          В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма.

          В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о  предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.

          Статьей 1  Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №304-ЗЗК  «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью»   органы местного самоуправления муниципальных районов и  городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в  виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

          В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия.

           В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

 Как установлено судом, Бочкарников Н.А., Дата обезличена года рождения, является лицом из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Б.Т.В. помещена в Хадабулакский психоневрологический дом-интернат. Отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. С Дата обезличена года истец был направлен в физиологический Дом ребенка .... С указанного времени находился в детских государственных учреждениях. Закрепленного за ним жилья не имеется, поскольку таковое у его матери отсутствовало. Собственного жилого помещения у него также не имеется.

С 2004 года Бочкарников Н.А. является выпускником Могочинской коррекционной школы-интерната, нуждается в предоставлении жилого помещения. После окончания пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ему не предоставлялось. В льготном списке на получение жилья стоит с 15.12.2003 года под №58, то есть с 19-летнего возраста. Право на получение жилья до настоящего времени не реализовано. Проживает с женой и двумя детьми в жилом помещении, которое находится в собственности иного лица. В дальнейшем также желает проживать в г. Могоча.

          

          Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Бочкарникову Н.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и который до 23 лет жильем не был обеспечен, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма.

           В конкретном случае, таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район».

         Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

          Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

      Судом также не установлено, что размер перечисленных субвенций достаточен для обеспечения жильем нуждающихся в этом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Могочинского района.

          Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Бочкарникова Н.А., подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № 28 от 29 марта 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское».

         На основании изложенного и  руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

          Обязать Администрацию муниципального района «Могочинский район»  предоставить Бочкарникову Николаю Аркадьевичу жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к  данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение десяти дней.

          Судья:                                         Исаева Н.К.