решение о признании незаконным бездействия, выраженного в несоблюдении установленного законом порядка и условий содержания в изоляторе временного содержания ЛОВД ст. Могоча, и обязании к совершению действий по их устранению



Дело № 2-171-2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Могоча 19 мая 2010 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Каверина С.А.,

при секретаре судебного заседания Бабенко Л.В.,

с участием процессуального истца – Могочинского транспортного прокурора Щербакова А.В.,

а также ответчика – начальника ЛОВД на ст.Могоча Череско В.Д., представителей ответчика Валюковой О.Ю., Нарышкина К.В., Овчинникова Ю.И., Трофимовой М.С., по доверенности,

представителя соответчика – юрисконсульта юридического отдела Могочинского отделения Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», Луньковой И.Ю., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к начальнику ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России о признании незаконным бездействия, выраженного в несоблюдении установленного законом порядка и условий содержания в изоляторе временного содержания ЛОВД на ст.Могоча, и обязании к совершению действий по их устранению в срок до 01 сентября 2012 года,

УСТАНОВИЛ:

Могочинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к начальнику ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России (далее ЛОВД на ст.Могоча) о признании незаконным бездействия, выраженного в несоблюдении установленного законом порядка и условий содержания в изоляторе временного содержания ЛОВД на ст.Могоча, а также о принуждении к выполнению законных требований. Просит обязать ответчика: 1) принять в штат медицинского работника для проведения медицинских обследований задержанных; 2) установить дезинфекционную камеру; 3) создать условия для принятия еженедельного душа задержанными; 4) удалить набрызг «шуба» со стен камер №1 и №2; 5) организовать санпропускник; 6) установить санитарные узлы в камерах с соблюдением необходимых требований приватности.

В обоснование заявленных требований указал, что Могочинской транспортной прокуратурой в ходе проведенных в 2009 году в порядке надзора, в соответствии со ст.32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проверок, в поднадзорном изоляторе временного содержания, расположенного в здании Линейного отдела внутренних дел по ул.Комсомольская, 2, г.Могоча (далее ИВС ЛОВД на ст.Могоча), были выявлены многочисленные нарушения требований закона, предъявляемых к качеству систем водоснабжения и канализации, освещению и отделке камер, медицинскому обслуживанию задержанных, дезинфекционной обработке их одежды и личных вещей, а также указано на отсутствие штатного медработника.

По результатам проведенной 17 января 2010 года комиссионной проверки ИВС ЛОВД на ст.Могоча установлено, что в нарушение требований специальных нормативно-правовых актов в ИВС нет медицинского работника, медицинского кабинета, в журнале санитарного содержания ИВС нет информации о проведении в помещении генеральных уборок; отсутствует журнал проведения дезинфекционных мероприятий; в сейфе с медикаментами имеются лекарственные препарата с истекшим сроком годности; - доставленные для содержания в ИВС лица не проходят обязательную санитарную обработку, нет санпропускника; - отсутствуют условия для проведения помывки лиц, содержащихся в ИВС; - имеется бактерицидный кварцевый облучатель, но не используется; - журнал по регистрации работы кварцевого облучателя отсутствует; - администрацией ИВС не определена камера для содержания лиц с подозрением на инфекционное или психическое заболевание; - в 2009 году в ИВС приобретена дезинфекционная камера, на момент проверки не установлена, отсутствуют договоры на проведение дезинфекционных работ, в том числе и камерной обработки постельных принадлежностей, на проведение стирки постельного белья, которое выдается лицам, содержащимся в ИВС; - при проведении текущей уборки помещений не соблюдаются правила хранения, разведения, применения дезинфицирующих средств (хлорная известь); - нет инструкции по разведению, применению, о мерах личной безопасности при работе с дезинфекционными средствами; - помещение, оборудованное под душевую, грязное, захламлено, с отслоившимся штукатурным покрытием и кафельной плиткой; - в нарушение ведомственного приказа МВД РФ №140 от 07 марта 2006 года в камерах №1 и №2 ИВС стены оштукатурены набрызгом «шуба».

Указанные нарушения, по мнению процессуального истца, свидетельствуют о систематическом и постоянном нарушении прав лиц, содержащихся в ИВС ЛОВД на ст.Могоча. Могочинской транспортной прокуратурой по данным нарушениям неоднократно выносились представления в адрес начальника ЛОВД на ст.Могоча, в том числе и на имя начальника МОБ Забайкальского УВДТ МВД России, но данные нарушения не были устранены. Невыполнение требований Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" влечет существенное нарушение прав и законных интересов лиц, содержащихся в ИВС. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. ИВС ЛОВД на ст.Могоча является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (подозреваемых, обвиняемых), состав которого постоянно меняется. Поскольку определить точный круг лиц, чьи прав и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, исковое заявление транспортным прокурором подано в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании процессуальный истец - Могочинский транспортный прокурор Щербаков А.В., действующий в интересах неопределенного круга лиц, заявленные исковые требования уточнил, просит суд признать бездействие начальника ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России, выраженное в несоблюдении установленного законом порядка и условий содержания в изоляторе временного содержания ЛОВД на ст.Могоча, незаконным, и обязать ответчика к совершению действий по их устранению в срок до 01 сентября 2012 года, а именно: - принять в штат медицинского работника для проведения медицинских обследований задержанных; - установить дезинфекционную камеру; - организовать санпропускник; - установить санитарные узлы в камерах с соблюдением необходимых требований приватности. К соответчику, а именно к Забайкальской железной дороге – филиалу ОАО «РЖД», как собственнику здания, в котором размещено ЛОВД на ст.Могоча, исковых требований не имеет. По обстоятельствам дела дал суду пояснения, аналогичные изложенному в иске, дополнив, что не просит суд обязать руководство ЛОВД на ст.Могоча к проведению капитального ремонта помещения ИВС, целью его действий является судебное понуждение ответчика именно к устранению выявленных нарушений прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в ИВС ЛОВД на ст.Могоча.

Ответчик – начальник ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России Череско В.Д., представители ответчика Валюкова О.Ю., Нарышкин К.В., Овчинников Ю.И., Трофимова М.С., действующие по доверенности, исковые требования транспортного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, не признали. Не отрицая факта наличия нарушений, указанных в уточненных исковых требованиях, кроме п.1 и п.4 ч.2 его просительной части (о включении в штат медицинского работника для проведения медицинских обследований задержанных, и установлении санитарных узлов в камерах с соблюдением необходимых требований приватности), каждый в отдельности, суду пояснили, что здание ЛОВД на ст.Могоча построено в 1960 году, находится на балансе Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», передано в безвозмездное пользование Забайкальскому УВДТ МВД России по договору от 29 сентября 2006 года, перезаключенному 01 января 2007 года, с дальнейшими дополнительными соглашениями от февраля 2008 года и от 01 ноября 2009 года, в связи с чем, денежные средства из федерального бюджета для ремонта и реконструкции ИВС не выделялись. Данные обстоятельства не позволили УВДТ получить денежные средства и в рамках Федеральной адресной программы «Финансирование за счет государственных капиталовложений», а также выделение средств из федерального бюджета. Капитальный ремонт указанного здания ЛОВД не проводился с момента постройки. ИВС ЛОВД на ст.Могоча входит в систему органов внутренних дел, находится в подчинении Забайкальского УВДТ МВД России, финансирование изоляторов временного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Для устранения недостатков требуется немалое вложение материальных средств, которыми ни ИВС, ни УВДТ в настоящее время не располагают. Руководство Забайкальского УВДТ в адрес руководства МВД России, Забайкальской железной дороги, Губернатора Забайкальского края и начальника Могочинского отделения дороги неоднократно направляло ходатайства о проведении ремонта в помещениях ИВС, выделении денежных средств. Не взирая на отсутствие помощи со стороны вышеуказанных органов, в пределах своей компетенции УВДТ принимает меры, направленные на устранение недостатков. Так, в 2009 году была изыскана возможность выделения для нужд ИВС денежных средств в размере 130000 рублей, на которые, в том числе, приобретена дорогостоящая дезинфекционная камера.

По п.2 и 3 ч.2 просительной части искового заявления (установка дезинфекционной камеры и организация санпропускника) суду уточнили, что устранить указанные нарушения не представляется возможным по причине отсутствия в здании ЛОВД на ст.Могоча помещений, предназначенных для этих целей.

Считают, что доказательств совершения ответчиком незаконных действий, а равно как и бездействия, истцом не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель соответчика - юрисконсульт юридического отдела Могочинского отделения Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», Лунькова И.Ю., выступающая по доверенности, привлеченная по инициативе суда к участию в деле, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», не является надлежащим ответчиком по делу. По обстоятельствам дела суду показала, что 29 сентября 2006 года был заключен гражданско-правовой договор (далее Договор), перезаключенный 01 января 2007 года, безвозмездного пользования недвижимым имуществом ОАО «РЖД», находящегося в г.Могоча, по ул.Комсомольская, 2, Забайкальского края, между ОАО «РЖД» и государственным учреждением Забайкальское управление внутренних дел на транспорте МВД РФ с дальнейшим действующим Соглашением от февраля 2008 года и дополнительным соглашением №280 от 01 ноября 2009 года к Договору. Предметом указанного Договора явилась передача недвижимого имущества в безвозмездное пользование, для использования под служебное помещение. Ссудополучатель использует данное помещение под изолятор временного содержания, однако, планировка здания не позволяет разместить дополнительные помещения, необходимые для приведения ИВС в соответствие с требованиями нормативных документов МВД России. Указала, что в период с 1999 года по 2004 год Могочинской дистанцией гражданских сооружений (НГЧ-4) проводился выборочный капитальный ремонт по зданию ЛОВД, расположенному в г.Могоча, ул.Комсомольская, 2, сумма его ремонта в период с 1999 по 2004 год составила 907 тысяч рублей, в том числе 1999 год – 22000 рублей, 2001 год – 26000 рублей, 2002 год – 560000 рублей, 2003 год – 105000 рублей, 2004 год – 194000 рублей.

Согласно ст.695 ГК РФ, Положения о порядке управление и распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» №100 от 09 июля 2004 года, а также п.п. 3.3.1, 3.3.4 п.3.3. дополнительного соглашения к нему от 01 ноября 2009 года, обязательным условием Договора является возложение на ссудополучателя затрат на содержание недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование, поддержание его в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Считает, что ссудополучатель не предпринял меры по выполнению своих обязательств, тем самым нарушил нормы ГК РФ, условия заключенного Договора по отношению к ссудодателю, а также ряд специальных нормативных актов по своей деятельности, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Могочинской транспортной прокуратурой в ходе проведенных в 2009-2010 годах в порядке надзора, в соответствии со ст.32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.51 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», комплексных проверок, в поднадзорном Изоляторе временного содержания, расположенном в здании Линейного Отдела внутренних дел на ст.Могоча по ул.Комсомольская, 2, г.Могоча, были выявлены многочисленные нарушения требований закона, предъявляемых к качеству систем водоснабжения и канализации, освещению и отделке камер, медицинскому обслуживанию задержанных, дезинфекционной обработке их одежды и личных вещей, а также указано на отсутствие штатного медработника.

На основании результатов данных проверок Могочинской транспортной прокуратурой 03 сентября 2009 года в адрес начальника ЛОВД на ст.Могоча, а 09 февраля 2010 года в адрес начальника МОБ Забайкальского УВДТ МВД России, вносились представления с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

Согласно ответа начальника ЛОВД на ст.Могоча от 16 сентября 2009 года за №4/5928 на представление Могочинского транспортного прокурора от 03 сентября 2009 года «Об устранении нарушений законодательства при содержании лиц в ИВС ЛОВД на ст.Могоча», следует, что доводы прокурора в части отсутствия в ИВС обязательной санитарной обработки в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей лиц, доставленных для содержания, отсутствия условий для помывки лиц, содержащихся в ИВС, нашли свое полное подтверждение. Однако устранить выявленные нарушения не представляется возможным по объективным причинам, в частности, в виду отсутствия необходимых денежных средств для проведения капитального ремонта и установки новой сантехники, а также отсутствия помещения в здании для размещения дезинфекционного шкафа. (л.д. 23-24)

Из ответа заместителя начальника Забайкальского УВДТ МВД России от 18 февраля 2010 года за №5/253 на представление Могочинского транспортного прокурора от 09 февраля 2010 года следует, что комиссионное обследование ИВС ЛОВД на ст.Могоча, согласно требованиям ведомственного приказа, проводилось в 2009 года два раза, а именно 30 марта и 24 ноября, в ходе которых действительно был зафиксирован ряд существенных недостатков в конструктивном и материально-техническом обустройстве ИВС, а также сделано заключение о несоответствии ИВС ЛОВД на ст.Могоча санитарно-гигиеническим и инженерно-техническим нормам.

Изолятор временного содержания размещен в не типовом здании, планировка которого не позволяет разместить дополнительные помещения, необходимые для приведения его в соответствие с требованиями нормативных документов МВД России.

Системы водоснабжения и канализации находятся в аварийном состоянии, поэтому невозможно использовать душ, помывка задержанных производится в тазах.

Указанные недостатки являются нарушением требований Федерального закона от 15 июля 1995 года за №103-ФЗ, приказов МВД России от 22 ноября 2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД», от 07 марта 2006 года за №140 дсп «Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, и создают условия у несоблюдению прав подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ИВС, а также к возможности совершения правонарушений, преступлений и суицидов со стороны лиц, содержащихся в ИВС.

Для устранения выявленных недостатков требуется большое вложение материальных средств, однако, с учетом того, что собственником здания является Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», денежные средства из федерального бюджета на проведение необходимых работ не выделяются.

Разрешение возникшей ситуации возможно только при условии строительства нового здания ИВС по типовому проекту, что требует значительных капитальных вложений и не может быть реализовано на уровне Забайкальского УВДТ. (л.д. 25-29)

Из анализа вышеуказанных ответов следует, что начальник ЛОВД на ст.Могоча, а также руководство Забайкальского УВДТ МВД России, признавало факт наличия в помещении ИВС ЛОВД на ст.Могоча, входящего в систему органов внутренних дел Забайкальского УВДТ МВД России, конкретных нарушений требований действующего законодательства и ведомственных приказов МВД России, предъявляемых к порядку и условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, устранить которые требует Могочинский транспортный прокурор.

По информации заместителя начальника Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России от 18 мая 2010 года за №2213, адресованной руководству Забайкальского УВДТ МВД России, и которая представлена в копии в адрес суда представителем ответчика Валюковой О.Ю., следует, что Департамент, рассмотрев информацию о состоянии деятельности ИВС в ЛОВД на ст.Могоча, считает возможным, по причине недофинансирования на капремонт и строительство, инициировать вопрос сокращения вышеуказанного ИВС из общего штатного построения Забайкальского УВДТ.

Согласно позиции процессуального истца в судебном заседании установлено, что исковых требований к Забайкальской железной дороге – филиалу ОАО «РЖД», собственнику недвижимого имущества, расположенного в г.Могоча, по ул.Комсомольская, 2, Забайкальского края (здание ЛОВД на ст.Могоча), которое было передано по договору в безвозмездное пользование государственному учреждению Забайкальское управление внутренних дел на транспорте МВД РФ для использования под служебное помещение, он не имеет.

Статьей 695 ГК РФ предусмотрена обязанность ссудополучателя по содержанию вещи, включая осуществление текущего и капитального ремонта, несение всех расходов на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Из п.3.2.5 вышеуказанного Договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом ОАО «РЖД» от 29 сентября 2006 года, перезаключенного 01 января 2007 года, а также п.п.3.3.1, 3.3.4 п.3.3. Дополнительного соглашения к нему от 01 ноября 2009 года, обязательным условием Договора является возложение на ссудополучателя (Забайкальское УВДТ МВД России) затрат на содержание недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование, поддержание его в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В судебном заседании ответчик - начальник ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России Череско В.Д., представители ответчика Валюкова О.Ю., Нарышкин К.В., Овчинников Ю.И., Трофимова М.С., выступающие по доверенности, уточненные исковые требования Могочинского транспортного прокурора не признали, однако, из показаний сторон с достоверностью установлено, что факт нарушения в помещении ИВС ЛОВД на ст.Могоча требований действующего законодательства и ведомственных приказов МВД России, предъявляемых к порядку и условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, на которые указывает в иске процессуальный истец, имеет место, существование данных нарушений закона создает условия к несоблюдению прав подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ИВС, а также к возможности совершения правонарушений, преступлений и суицидов со стороны лиц, содержащихся под стражей.

Ответственность по соблюдению требований действующего законодательства и ведомственных приказов МВД России, предъявляемых к порядку и условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания органа внутренних дел, возлагается на начальника ЛОВД на ст.Могоча, как на вышестоящее должностное лицо по отношению к его заместителю – начальнику милиции общественной безопасности и начальнику ИВС.

Статья 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года №005, ратифицированная Федеральным законом от 30 марта 1998 года №54-ФЗ, определяет, что «Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции. Обязательный характер Конвенции применительно к Российской Федерации полностью подтверждается ее действующим правом.

Согласно ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Часть 4 ст.15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, подписанные Российской Федерацией, образуют неотъемлемую составную часть ее правовой системы.

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» от 15 июля 1995 года за №103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст.15 Федерального закона от 15 июля 1995 года за №103-ФЗ, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно п.9 ст.17 Федерального закона от 15 июля 1995 года за №103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать медико-санитарное обеспечение.

В силу ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 года за № 103 -ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 15 июля 1995 года за № 103-ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно.

Согласно п.14 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года за №950, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

Размещение больных производится по указанию медицинского работника медицинского пункта ИВС. Лица, в отношении которых имеются подозрения на наличие инфекционных заболеваний, размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется по медицинским показаниям (п. 17 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за № 950).

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (п.42 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за № 950).

Камеры ИВС оборудуются, в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности (п.45 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за № 950).

Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п.47 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за № 950).

Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (п. 122 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за №950).

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС (п. 123 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за №950).

С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах (п. 124 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за №950).

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Статья 2 указанного Закона содержит положение, согласно которому санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Пунктом 3 Приказа Министерства Внутренних дел РФ от 22 ноября 2005 года за № 950, организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Изолятор временного содержания ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (подозреваемых, обвиняемых), состав которого постоянно меняется. Поскольку определить точный круг лиц, чьи прав и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, исковое заявление Могочинским транспортным прокурором подано в интересах неопределенного круга лиц.

На основании исследованных в судебном заседании в своей совокупности доказательств, представленных сторонами, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения в полном объеме уточненных исковых требований Могочинского транспортного прокурора об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», а также требований ведомственных приказов МВД России.

При этом суд исходит из того, что имеющиеся в ИВС ЛОВД на ст.Могоча нарушения требований действующего законодательства и ведомственных приказов МВД России, существенно ущемляют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Права подозреваемых и обвиняемых на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены и санитарии, предписаны Федеральным законом «О содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей» от 15 июля 1995 года, поэтому нарушение указанных прав подлежит устранению путем вынесения решения суда.

Доводы ответчика и его представителей, выступающих по доверенности, о том, что устранение всех выявленных Могочинской транспортной прокуратурой недостатков и приведение условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ЛОВД на ст.Могоча в соответствие с требованиями действующего законодательства невозможно, так как из федерального бюджета не выделяются для этого необходимые денежные средства по причине того, что собственником ЛОВД является Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», признаны судом несостоятельными, поскольку отсутствие финансирование из федерального бюджета не исключает обязанность ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России соблюдать требования Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Кроме того, их доводы о том, что Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», как собственник здания, в котором размещено ЛОВД на ст.Могоча, а также изолятор временного содержания, на протяжении длительного времени не проводит капитальный ремонт указанного здания, что в свою очередь препятствует им устранить часть выявленных Могочинской транспортной прокуратурой нарушений закона, судом также признаны несостоятельными, так как процессуальный истец в уточненных исковых требованиях не требует возложить на начальника ЛОВД на ст.Могоча обязанность по содержанию помещения ИВС ЛОВД на ст.Могоча, а просит суд, фактически, возложить на ответчика обязанность устранить существенное ущемление прав и законных интересов неопределенного круга лиц - подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, и считает достаточным срок для устранения выявленных Могочинским транспортным прокурором нарушений требований действующего законодательства и ведомственных приказов МВД России, предъявляемых к порядку и условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, до 01 сентября 2012 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Могочинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие начальника ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России, выраженное в несоблюдении установленного законом порядка и условий содержания в изоляторе временного содержания ЛОВД на ст.Могоча, незаконным.

Обязать начальника ЛОВД на ст.Могоча Забайкальского УВДТ МВД России в срок до 01 сентября 2012 года осуществить следующие:

1) принять в штат медицинского работника для проведения медицинских обследований задержанных;

2)     установить дезинфекционную камеру;

3)     организовать санпропускник;

4) установить санитарные узлы в камерах с соблюдением необходимых требований приватности.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения – с 23 мая 2010 года.

Судья С.А. Каверин