Дело № 2-450-2010 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Могоча 23 ноября 2010 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Каверина С.А., с участием процессуального истца - старшего помощника Могочинского межрайонного прокурора Батоевой А.Д., истицы Лоскутниковой И.Г., при секретаре судебного заседания Бабенко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Лоскутниковой Ирины Григорьевны, к администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой по обращению Лоскутниковой Ирины Григорьевны проведена прокурорская проверка соблюдения его жилищных прав, в ходе которой установлено, что заявитель является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец – Л.Г.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, у матери Л.Л.Н. решением Петровск-Забайкальского горнарсуда <адрес> в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию и содержанию детей отобраны трое детей, в том числе Л.И.Г.. Решением исполнительного комитета Балягинского поселкового Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Л.И.Г. определена в государственное детское воспитательное учреждение. Постановлением Главы администрации городского поселения «Могочинское» от № с ДД.ММ.ГГГГ Лоскутникова И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Лоскутникова И.Г. летом 2010 года окончила Государственное учреждение специальной коррекционной школы-интернат <адрес>, до настоящего времени не обеспечена жильем органами местного самоуправления. Ссылаясь на положения ст.45 ГПК РФ просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Лоскутниковой И.Г. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. Присутствующий в судебном заседании старший помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в интересах Локутниковой И.Г., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив, что истица после окончания летом 2010 года Государственного учреждения специальной коррекционной школы-интернат г.Могоча избрала местом своего жительства г.Могоча, устроилась на работу, не желает возвращаться к месту своей первичной постановки на учет в очередь для внеочередного получения жилья как лица, оставшегося без попечения родителей. Истица Лоскутникова И.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора, действующего в ее интересах, поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела суду пояснила, что, действительно, летом 2010 года окончила Государственное учреждение специальной коррекционной школы-интернат <адрес>, после чего изъявила желание проживать на территории районного центра, с указанного времени снимает жилье по адресу: <адрес>, сохраняя прописку по месту прежнего обучения. Кроме того, она трудоустроилась уборщицей в Могочинский МСО СУ СК при прокуратуре РФ по <адрес>, однако, ее заработная плата, составляющая ежемесячно около 4000 рублей, не позволяет ей самостоятельно приобрести жилье в собственность. Денежные средства для приобретения жилья по месту ее первоначальной постановки на учет, а именно на территории <адрес>, ей не выделялись, в указанный район возвращаться она не собирается. Представитель ответчика – и.о. Главы администрации муниципального района «Могочинский район» Ильин В.Я., действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, в письменном возражении исковые требования прокурора, действующего в интересах Лоскутниковой И.Г., не признал, указывая на то, что в соответствии с Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 03 декабря 2009 года №285-33К, субвенция на обеспечение конкретного истца жилым помещением муниципальному району «Могочинский район» не предусмотрена, в связи с этим в районном бюджете на 2010 год данные средства также не предусмотрены. На данный период нуждающимися в предоставлении льготного жилья в районе числятся 206 детей-сирот, из них 8 детей-сирот являются остро нуждающимися в обеспечении жильем, так как уже не пребывают в государственных учреждениях, однако, обеспечить всех жильем на полученные в 2010 году 1700000 рублей бюджетных ассигнований, выделенных бюджету муниципального района «Могочинский район» на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация района не в состоянии. Фактически, Закон Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года №304 –ЗЗК не введен в действие в 2010 году, и, следовательно, администрация муниципального района «Могочинский район» не может быть обязана в предоставлении жилого помещения Лоскутниковой И.Г. Представитель соответчика - Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в письменном возражении исковые требования прокурора, действующего в интересах Лоскутниковой И.Г., не признала, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Просила суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель соответчика - Министерства финансов Забайкальского края Филипенко Д.С., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, в письменном возражении исковые требования не признал, указывая на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья является соответствующий орган местного самоуправления. Ссылаясь на положения действующего законодательства, указал на то обстоятельство, что Лоскутникова И.Г. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления ей жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать, дело рассмотреть в его отсутствие. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, а также просивших о рассмотрении иска без их участия. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма. В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Статьей 1 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года №-304 –ЗЗК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия. В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Лоскутникова Ирина Григорьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д. 10) Ее отец – Л.Г.А. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), у матери Л.Л.Н. решением Петровск-Забайкальского горнарсуда <адрес> в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию и содержанию детей отобраны трое детей, в том числе истица (л.д. 11-12). Решением исполнительного комитета Балягинского поселкового Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Лоскутникова Ирина Григорьевна определена в государственное детское воспитательное учреждение. (л.д. 9) Постановлением Главы администрации городского поселения «Могочинское» от №126 с 10.06.2008 года Лоскутникова И.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. (л.д.14) Лоскутникова И.Г. летом 2010 года окончила Государственное учреждение специальной коррекционной школы-интернат <адрес>, до настоящего времени органами местного самоуправления не обеспечена жильем. Согласно паспорта истицы Лоскутниковой И.Г. следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, и по настоящее время. (л.д. 10) Как пояснила истица Лоскутникова И.Г. в судебном заседании, с лета 2010 года она проживает в съемном частном доме по адресу: <адрес>, и избрала постоянным местом жительства <адрес>, а возвращаться в <адрес> не намерена. Таким образом, судом установлено, что Лоскутникова И.Г. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент возвращения из образовательного учреждения летом 2010 года не имела закрепленного за ней жилого помещения. Постоянным и единственным местом жительства истицы является с лета 2010 года и по настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании изложенного суд приходит к выводу, что Лоскутникова И.Г. нуждается в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на одного человека не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по месту своего жительства, поскольку после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении жилое помещение ей не предоставлялось. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Лоскутниковой И.Г., как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В конкретном случае таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район». Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. При принятии решения суд учитывает, что по месту первичной постановки Лоскутниковой И.Г. по Петровск-Забайкальскому муниципальному району Забайкальского края в очередь для внеочередного получения жилья как лица, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, денежные средства для приобретения жилья не предоставлялись, так как истица после окончания образовательного учреждения к месту регистрации в Петровск-Забайкальский район Забайкальского края не возвратилась, местом постоянного жительства избрала Могочинский район Забайкальского края, желания возвратиться в Петровск-Забайкальский район не выражала. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Лоскутникова И.Г. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Лоскутниковой И.Г., подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» №28 от 29 марта 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: 1. Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Лоскутниковой Ирины Григорьевны, удовлетворить. 2. Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Лоскутниковой Ирине Григорьевне жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. 3. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение десяти дней с момента получения копии мотивированного решения. Судья С.А. Каверин