Дело № 2-502/2010 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Могоча 23 декабря 2010 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Каверина С.А., с участием процессуального истца - помощника Могочинского межрайонного прокурора Зененковой Н.И., истицы Ващенко Т.Н., представителя ответчика - ООО «Тепловодоканал» Малеевой Е.А., по доверенности, при секретаре судебного заседания Бабенко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ващенко Тамары Нагабетовны, к Обществу с Ограниченной Ответственностью «Тепловодоканал» об обязании обеспечить надлежащее теплоснабжение <адрес>, и произвести перерасчет за ненадлежащее предоставление коммунальной услуги, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что по заявлению Ващенко Т.Н. Могочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения ее жилищных прав, выразившихся в предоставлении ООО «Тепловодоканал» коммунальных услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества. В ходе проверки установлено, что Ващенко Т.Н. проживает по адресу: <адрес>, квартира принадлежит ей на праве собственности, задолженности по оплате за отопление не имеется. Согласно протоколу №16 от 26 ноября 2010 года, составленному по результатам измерений метеорологических факторов, температура воздуха в квартире Ващенко Т.Н. составляла 16,2 oС - 17,1 oС. Ссылаясь на положения ст.45 ГПК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года за №307, просит суд обязать ООО «Тепловодоканал» обеспечить надлежащее теплоснабжение в пределах установленных законом норм в <адрес>, принадлежащей Ващенко Т.Н., а также произвести перерасчет за ненадлежащее предоставление коммунальной услуги - отопления с начала отопительного сезона 2010-2011 годов. Присутствующий в судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора Зененкова Н.И. исковые требования прокурора, действующего в интересах Ващенко Т.Н., уточнила, просит суд обязать ООО «Тепловодоканал» обеспечить надлежащее теплоснабжение в пределах установленных законом норм в <адрес>, принадлежащей Ващенко Т.Н., а также произвести перерасчет за ненадлежащее предоставление коммунальной услуги - отопления с начала отопительного сезона 2010-2011 годов, а именно с 25 сентября, и до 28 ноября 2010 года, включительно. Уточненные исковые требования прокурора, действующего в интересах Ващенко Т.Н., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске. Истица Ващенко Т.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора, действующего в ее интересах, поддержала в полном объеме, суду пояснила, что с начала отопительного сезона 2010-2011 года в ее квартире, расположенной по адресу: <адрес>, температура воздуха действительно была ниже нормы, что вызвано ненадлежащим предоставлением ответчиком коммунальной услуги - отопления. Данный факт зафиксирован и в акте Роспотребнадзора от 26 ноября 2010 года. В сентябре, октябре и декабре текущего года с требованием о перерасчете платы за отопление ее жилища в ООО «Тепловодоканал» она не обращалась. Добавила, что радиаторы в ее квартире стали горячими с 29 ноября 2010 года, то есть, именно с указанного времени в ее квартире стало тепло. Факт комиссионного осмотра ее жилого помещения представителями ООО УО «Коммунальник» и ООО «Тепловодоканал» 25 октября и 30 ноября 2010 года, когда была зафиксирована температура воздуха в жилище соответствующая установленной норме, не отрицала. Представитель ответчика - ООО «Тепловодоканал» Малеева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора, действующего в интересах Ващенко Т.Н., не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск, при этом, ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года за №307, суду пояснила, что основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. Истица действительно обращалась в ноябре текущего года в ООО «Тепловодоканал» с письменным заявлением о перерасчете размера платы за отопление за октябрь 2010 года. Согласно акта, составленного совместно с управляющей организацией, температура в жилом помещении истицы составила 19,9 градусов, в связи с чем, перерасчет ей ответчиком произведен не был. Так как ни истица, ни представители межрайонной прокуратуры не обращались в сентябре и октябре 2010 года с заявлением о ненадлежащем оказании коммунальной услуги - отопления, следовательно, ответчик не мог предпринять никаких действий по установлению факта ненадлежащего предоставления указанной коммунальной услуги конкретному жильцу, ни действий относительно перерасчета платы за отопление квартиры. Считает, что процессуальным истцом и истицей не представлено суду доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем предоставлении ответчиком коммунальной услуги - отопления квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с начала отопительного сезона 2010-2011 года. Доводы истицы о том, что тепло в ее квартире появилось с 29 ноября 2010 года, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались. Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, по заявлению Ващенко Т.Н. Могочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения ее жилищных прав, выразившихся в предоставлении ООО «Тепловодоканал» коммунальных услуг по теплоснабжению ненадлежащего качества. В ходе проверки установлено, что Ващенко Т.Н. проживает по адресу: <адрес>, квартира принадлежит ей на праве собственности, задолженности по оплате за отопление не имеется. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному по результатам измерений метеорологических факторов, температура воздуха в квартире Ващенко Т.Н. составляла 16,2 oС - 17,1 oС. (л.д. 6-9) Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ. В соответствии с частями 1, 2, 5 ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передавать потребителю товар (выполнять работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Согласно п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «коммунальные услуги надлежащего качества» - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства РФ, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством РФ и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями - п.5 Правил. В соответствии с п.6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: - отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления и т.д. Согласно п.9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течении отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. В силу п.49 Правил исполнитель обязан: предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством РФ и договором. В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством РФ. Согласно п.15 Приложения № 1 к Правилам, в жилых помещениях должна быть обеспечена температура воздуха не ниже + 18 °С, в угловых комнатах - + 20 °С; в районах наиболее холодной пятидневки с температурой - 31 градус и ниже - не ниже +20 °С, в угловых комнатах - + 22 °С. В соответствии с п.5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27.09.2003 года №170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму и т.д. Согласно п. 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации, Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. В соответствии со ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Согласно п.37 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Из пояснений истицы Ващенко Т.Н. в судебном заседании следует, что в сентябре, октябре и декабре 2010 года с требованием о перерасчете платы за отопление ее жилища в ООО «Тепловодоканал» она не обращалась. Радиаторы в ее квартире стали горячими с 29 ноября 2010 года, то есть, именно с указанного времени в ее жилище стало тепло. Факт комиссионного осмотра ее жилого помещения представителями ООО УО «Коммунальник» и ООО «Тепловодоканал» 25 октября и 30 ноября 2010 года, когда была зафиксирована температура воздуха в жилище соответствующая установленной норме, истица не отрицала. Из письменной информации директора ООО УО «Коммунальник» Полетучего В.А. от 23.12.2010 года за исх. №236, предоставленной в судебное заседание участвующим в деле прокурором, следует, что в жилом <адрес>, за период с августа по сентябрь 2010 года производился капитальный ремонт инженерных сетей с заменой радиаторов. 27 ноября 2010 года выполнены работы по утеплению чердачного перекрытия. 30 ноября 2010 года после запуска дополнительного котла на котельной КЕ ООО «Тепловодоканал», комиссионно была обследована <адрес> установлено, что радиаторы в ней горячие. Температура воздуха в квартире прогрелась до +17 градусов в зале и +20 градусов в кухне. Инженерные сети в квартире находятся в исправном состоянии и не являлись причиной низкой температуры в указанном жилище. Пунктами 64-65, 67, 70-71 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в соответствии с которым, в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. (п.71 Правил) Как следует из протокола от 26.11.2010 года, составленного по результатам замеров микроклимата в <адрес>, в <адрес>, температура воздуха в данной квартире не соответствовала установленным нормам. (л.д. 6) Таким образом, согласно положениям п.п. 70-71 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, датой начала предоставления истице Ващенко Т.Н. коммунальных услуг ненадлежащего качества является именно 26 ноября 2010 года, а датой окончания периода предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, исходя из пояснений истицы в судебном заседании, является именно 28 ноября 2010 года. Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что ООО «Тепловодоканал» не были приняты в вышеуказанный период меры по надлежащему предоставлению коммунальной услуги - отопления, в результате чего были нарушены права потребителя коммунальных услуг - Ващенко Т.Н., проживающей по адресу: <адрес>. Учитывая установленный в судебном заседании факт надлежащего предоставления ООО «Тепловодоканал» истице коммунальной услуги - отопления с 29 ноября 2010 года, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора, действующего в интересах Ващенко Т.Н., частично, а именно по п.2 искового заявления, в части обязания ответчика произвести перерасчет платы за отопление квартиры истицы за период с 26 ноября 2010 года по 28 ноября 2010 года, включительно. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Ващенко Т.Н., является пенсионером, инвалидом второй группы по общему заболеванию, обратилась в Могочинскую межрайонную прокуратуру с письменным заявлением о защите ее жилищных прав, поскольку, в силу состояния здоровья и юридической неграмотности самостоятельно не может защитить свои права. С учетом данных обстоятельств, прокурор счел необходимым обратиться в суд с исковым заявлением в ее интересах. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: 1. Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ващенко Тамары Нагабетовны, удовлетворить частично. 2. Обязать ООО «Тепловодоканал» произвести перерасчет за ненадлежащее предоставление коммунальной услуги - отопления <адрес>, принадлежащей Ващенко Тамаре Нагабетовне, с 26 ноября 2010 года по 28 ноября 2010 года, включительно. В остальной части исковых требований отказать. 3. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение десяти дней с момента получения копии мотивированного решения. Судья С.А. Каверин . . . . . . . . . . . . . . . . . .н