РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Могоча 06 мая 2010года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Казанцевой В.А., при секретаре Кравченко А.Ю., с участием заявителя Ахметовой Н.А., участвующего в деле прокурора Батоевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Могоча гражданское дело по заявлению главы сельского поселения «Тупикское» Ахметовой Натальи Александровны о признании незаконными действий Могочинского межрайонного прокурора по внесению представления об устранений нарушений жилищного законодательства, УСТАНОВИЛ: Глава сельского поселения «Тупикское» Ахметова Н.А. обратилась в суд в порядке главы 25 ГПК РФ, ссылаясь на то, что в результате проверки, проведенной Могочинской межрайонной прокуратурой по жалобе Федоровой Ю.С., в адрес Главы сельского поселения «Тупикское» межрайонным прокурором 16 марта 2010 г. направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Требуя принять меры к недопущению и устранению нарушений закона, прокурор ссылается на Закон Забайкальского края № 309, которым следовало руководствоваться при разрешении жалобы Федоровой. С представлением прокурора не согласна, поскольку Закон Забайкальского края № 298, на который она ссылалась при разрешении обращения Федоровой, был применен ею правильно, при этом с материалами проверки по жалобе Федоровой Ю.С. в прокуратуре ее не ознакомили. Заявитель Федорова Ю.С. вместе со своей семьёй зарегистрирована и проживает в с. Заречное Тунгиро-Олекминского района, никаких заявлений от нее в администрацию сельского поселения «Тупикское» не поступало. Просит признать представление Могочинского межрайонного прокурора незаконным, отменить его рассмотрение и принятие мер по устранению нарушений прав семьи Федоровых. В судебном заседании заявитель Ахметова Н.А. утверждала, что требования прокурора не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, оснований для удовлетворения обращения Федоровой не имелось. В случае постановки ее на учет для получения жилого помещения будут нарушены права и законные интересы администрации и жителей сельского поселения «Тупикское», представление прокурора является незаконным. Участвующий в деле прокурор Батоева А.Д. требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что представление, которым главе администрации сельского поселении «Тупикское» предлагается принять меры к недопущениюи устранению нарушений закона, является законным и обоснованным. Проверкой установлено, что главой администрации сельского поселения «Тупикское» по результатам рассмотрения и разрешения обращения Федоровой был дан ответ, что на учет для получения жилого помещения по договору социального найма ее семья не может быть поставлена, поскольку на основании Закона Забайкальского края № 298 «О предоставлении жилых помещений жилого фонда Забайкальского края по договорам социального найма» гражданам жилое помещение предоставляется только по месту их жительства. Федорова зарегистрирована по месту жительства в с.Заречное Тунгиро-Олекминского района, следовательно, там она и может встать на очередь на улучшение жилищных условий. Ответ не отвечает требованиям ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно которой Ахметова должна была обеспечить объективное и всестороннее рассмотрение обращения Федоровой, дать ей письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Вместо того, чтобы предложить заявительнице представить пакет документов, предусмотренных ст.2 Закона Забайкальского края № 309, и лишь после этого разрешить обращение по-существу, Ахметова фактически отказала Федоровой в постановке на учет на улучшение жилищных условий. Предлагая главе администрации принять меры по недопущению и устранению нарушений закона, прокурором под устранением нарушений предполагалось направить Федоровой Ю.С. подробный ответ с указанием законных оснований отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, под недопущением - не отказывать в постановке на учет при предоставлении полного пакета документов по основаниям отсутствия у нее регистрации в с.Тупик. Выслушав доводы главы сельского поселения «Тупикское» Ахметовой Н.А. и участвующего в деле прокурора Батоевой А.Д., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: Как следует из имеющегося в материалах дела представления от 16.03.2010 г. «Об устранении нарушений жилищного законодательства»,-подписанного Могочинским межрайонным прокурором, в ходе проверки обращения Федоровой Ю.С. установлено, что Федорова и ее семья -граждане Российской Федерации, проживают и работают в селе Тупик, прописки (регистрации) с. Тупик не имеют. Администрация сельского поселения «Тупикское» незаконно отказала семье Федоровых в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма по основаниям отсутствия регистрации в селе Тупик. Администрации сельского поселения «Тупикское» предлагалось безотлагательно рассмотреть представление прокурора, принять меры по недопущению и устранению выявленных нарушений прав семьи Федоровых; о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в межрайонную прокуратуру в установленный законом срок ( л.д. 5-6). Ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202 -1 « О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена такая мера прокурорского реагирования на нарушения закона, как представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Таким образом, представление прокурора непосредственно затрагивает Как следует из ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены её права и свободы. Часть 1 статьи 249 ГПК РФ распределяет обязанности по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений. Согласно данной норме, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагаются на орган, который принял оспариваемое решение или совершил оспариваемые действия (бездействие). Как указано в представлении прокурора, администрация сельского поселения «Тупикское» незаконно отказала семье Федоровых в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, ссылаясь на то, что у них отсутствует регистрация по месту жительства на территории сельского поселения «Тупикское». В связи с тем, что вышеуказанный ответ был дан в нарушение требований ст. 54 ЖК РФ, поскольку отсутствие регистрации в с.Тупик не входит в перечень оснований, исключающих возможность постановки Федоровой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также в нарушение требований ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в адрес администрации сельского поселения «Тупикское» 16.03.2010 г. внесено представление, которым предлагалось принять меры к устранению нарушений законодательства в виде направления ответа Федоровой Ю.С. с указанием законных оснований для отказа ей и ее семье в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, недопущению разрешения обращений Федоровой вопреки федеральным законам и законам Забайкальского края. Каких -либо иных требований, не основанных на законе, в том числе требований в обязательном порядке поставить Федорову и ее семью на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на администрацию сельского поселения «Тупикское» представлением прокурора не возлагалось,поэтому оснований согласиться с доводами заявителя о том, что нарушены права и законные интересы администрации и граждан сельского поселения «Тупикское», суд не находит. Вместе с тем, соглашаясь с доводами прокурора, изложенными в представлении, суд считает, что отсутствие регистрации Федоровой в селе Тупик, при условии предоставления ею полного пакета документов, предусмотренных ст.2 Закона Забайкальского края № 309 ЗЗК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», не может являться законным основанием для отказа в постановке семьи Федоровых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, так как сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. Согласно ст. 2 указанного Закона РФ «О праве граждан Российской Исходя из смысла ч. 2 ст. 3 вышеназванного Закона, регистрация не входит в понятие «место жительства», и является лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания (жительства), следовательно, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Как следует из обращения Федоровой Ю.С, поступившего для рассмотрения и разрешения в администрацию сельского поселения «Тупикское» из администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район», она и ее семья более двух лет проживают в границах сельского поселения «Тупикское» на основании договора аренды жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, что позволяет ей оценивать это как свое место жительства, и реализовать право, предоставленное Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъекта Федерации, на обращение в администрацию сельского поселения «Тупикское» с целью постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. При таких обстоятельствах, суд считает представление прокурора обоснованным, права и свободы администрации и граждан сельского поселения «Тупикское»- не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения требований заявителя Ахметовой Н.А. не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-199, ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Ахметовой Натальи Александровны о признании незаконными действий Могочинского межрайонного прокурора по внесению представления «Об устранении нарушений жилищного законодательства» в адрес Главы сельского поселения «Тупикское», отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированной форме. Судья В.А.Казанцева. В мотивированной форме решение изготовлено 18 мая 2010 года
права органа, которому оно адресовано, и возлагает на него определенные
обязанности, и в случае несогласия с ним подлежит обжалованию в порядке
главы 25 ГПК РФ.
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации», местом жительства является жилой
дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома
(общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специализированный дом для одиноких престарелых, дом -интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.