решение о внеочередном предоставлении жилого помещения



Решение

Именем Российской Федерации

24 июня 2010 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе судьи Исаевой Н.К., с участием прокурора Подопригора К.А., при секретаре Ключевской О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г..Могоча гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Смирнова Игоря Валерьевича к Администрации муниципального района «Могочинский район». Правительству Забайкальского края, Министерству Финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

Установил:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Смирнова Е.В. с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

В ходе прокурорской проверки по обращению директора ГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>» установлено, что Смирнов И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать С.Н.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец С.В.А. находится в розыске. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Смирнов И.В. был помещен в детское государственное учреждение. Жилое помещение за ним не закреплялось в связи с его отсутствием. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смирнов И.В. находился в <данные изъяты>, после выпуска жильем не обеспечен, состоит на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жилой площадью под номером 70. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Смирнову И.В. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

Истец Смирнов И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что до 13 лет он проживал со своей матерью С.И.Г., отец-С.В.А. ушел из семьи, когда ему было 4 года. В последнее время они с матерью жили в <адрес>. После смерти матери он в течение года жил в указанной квартире вместе с братом, какое-то время жил у тетки, потом его поместили в детский центр в <адрес>. После этого он находился в <данные изъяты>, закончил там 9 классов. В настоящее время он проживает у своей тети П. в частном доме. Своего жилья у него нет, поэтому он согласен на любое жилое помещение, в котором бы он смог проживать самостоятельно.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, в письменном возражении исковые требования не признал, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, поскольку он является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Министерства Финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил/

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Могочинский район» Жадан Н.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Законом «О бюджете Забайкальского края на 2010 г.» №285-ЗЗК субвенция на обеспечение конкретного истца жилым помещением муниципальному району «Могочинский район» не предусмотрена, в связи с этим в районном бюджете на 2010 г. данные средства также не предусмотрены. Фактически Закон Забайкальского края «О наделений органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18.12.2009 г. №304 -ЗЗК не введен в действие в 2010 г. и, следовательно, администрация муниципального района «Могочинский район» не может быть обязана предоставлять жилое помещение Смирнову И.В.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместно ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Статьей 8 частью 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ с последующими изменениями «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст.57 ч.2 пунктом 2 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма.

В соответствии со ст.49,52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.

Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 г. №-304 -ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном

учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления
вышеуказанного государственного полномочия.

В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Смирнов Игорь Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом до 23 лет из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать несовершеннолетнего С.П.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец С.В.А. находится в розыске (розыскное дело от ДД.ММ.ГГГГ) Постановлением Главы муниципального района «Могочинский район» -а от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов И.В. был определен в детское государственное учреждение, жилое помещение за ним не закреплялось. Смирнов И.В. проходил обучение в <данные изъяты>» в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Смирнов И.В. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку после окончания пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ему не предоставлялось.

Ранее занимаемая Смирновым И.В. <адрес> в <адрес> была предоставлена в порядке обмена его бабушке Ш.Е.Д. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, куда был включен ее внук С.Е.А., сводный брат Смирнова И.В.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Смирнову И.В., как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма.

В конкретном случае таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район».

Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ- Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» №28 от 29 марта 2006 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское».

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Смирнову Игорю Валерьевичу жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающей санитарным и техническим требованиям за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение 10 дней.

Судья:                             Н.К.Исаева