РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гор.Могоча 08 февраля 2011 г. Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Казанцевой В.А., с участием прокурора Шпинева А.В., при секретаре Кравченко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Черных Сергея Владимировича к администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что по обращению Черных С.В. проведена проверка соблюдения его жилищных прав, которой установлено, что Черных С.В. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 28 ноября 1991 г. по 08 апреля 2006 г. Черных С.В. находился в государственном учреждении - специальной коррекционной школе - интернате гор.Могоча. 15 декабря 2003 г. администрацией городского поселения «Могочинское» Черных С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Просит обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Черных С.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район», из бюджета Забайкальского края. В судебном заседании процессуальный истец - прокурор Шпинев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что по обращению Черных С.В. прокуратурой проведена проверка, при этом установлено, что Черных состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 15 декабря 2003 г., до настоящего времени его право не реализовано, собственного, а также иного, закрепленного за ним, жилья не имеет. Истец Черных С.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что его мать умерла,когда ему было 2 года, с 1991 г. по 2006 г. он проживал в детском государственном учреждении- коррекционной школе-интернате <адрес>, в настоящее время вынужден искать жилье, жить на условиях поднайма, поскольку собственного жилья не имеет. Представитель ответчика - глава муниципального района «Могочинский район» Кабак Н.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменные возражения по заявленным требованиям, ссылаясь на то, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год. В предоставлении жилья нуждается 213 детей-сирот, из них - 11 остро нуждающиеся в обеспечении жильем, предоставляемых субвенций для приобретения жилья недостаточно. Представитель ответчика- Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменные возражения по заявленным требованиям, указав, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой ( попечительством) не имеющим закрепленного жилья, вне очереди жилой площади по месту жительства не ниже установленных социальных норм, поскольку эти полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 г. № 450-ЗЗК « О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 г. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50 638,8 руб. В иске к Правительству Забайкальского края просила отказать. Представитель ответчика- Министерства Финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в отзыве на исковое заявление указала, что Министерство Финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем, эта обязанность возлагается на органы местного самоуправления. Кроме того, по ее мнению, истцом не предоставлены сведения о наличии либо отсутствии закрепленного за Черных С.В. права пользования жилой площадью. Просила в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Выслушав объяснения материального и процессуального истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма. В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст.3 указанного Закона, Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края ( ст.5 ЗЗК № 304 от 18.122009 г). Как установлено в судебном заседании, Черных С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является с ДД.ММ.ГГГГ года выпускником ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Могочинская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с отклонениями в развитии VІІІ вида (л.д.7) Мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д.5). После окончания пребывания в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение ему не предоставлялось. Администрацией городского поселения «Могочинское» ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ под № 59 (л.д. 6), до настоящего времени жильем не обеспечен. Таким образом, установлено, что обязанность по предоставлению жилого помещения Черных С.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и который до 23 лет жильем не был обеспечен, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае, таким органом является администрация муниципального района «Могочинский район». Указанная обязанность не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечению расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц, отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края, при этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан. При таких обстоятельствах исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Черных С.В., подлежат удовлетворению, при этом суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № 28 от 29 марта 2006 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское». Доводы представителя ответчика -Министерства Финансов Забайкальского края о том, что истцом не предоставлены сведения о наличии либо отсутствии закрепленного за ним права пользования жилой площадью, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку Черных С.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 15 декабря 2003 г., с учета не снят, что свидетельствует об отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. Данное обстоятельство администрацией муниципального района «Могочинский район» не оспаривается. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Черных Сергею Владимировичу жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение десяти дней с момента его вынесения. Судья В.А. Казанцева