РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 апреля 2011 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Исаевой Н.К., с участием прокурора Батоевой А.Д., при секретаре Ключевской О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Могоча гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Ветровой Ольги Петровны к Администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Ветровой О.П. с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Межрайонной прокуратурой по обращению Ветровой О.П. проведена прокурорская проверка соблюдения ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что Ветрова О.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - Т.Т.А. решением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец В.П.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ветрова О.П. находилась в государственном образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>». В настоящее время проживает на съемной квартире в <адрес>, намерена проживать в <адрес>, после выпуска из детского дома органами местного самоуправления жильем не обеспечена. Ветрова О.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в городском поселении «Могочинское» под №173 с 17 августа 2010 г. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Ветровой О.П. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в интересах Ветровой О.П., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Истец Ветрова О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что ее мать умерла в декабре 2005 года, до этого она была лишена родительских прав, отец умер раньше. Она воспитывалась в детском доме <адрес>, закончила там 9 классов. После некоторое обучалась в училище на швею, однако не закончила его, поскольку не нравилась профессия. В последующем она закончила курсы кондитеров, работает по специальности. Проживает в Чита на съемной квартире вместе с мужем, однако намерена подать на развод. Желает жить в <адрес>, поскольку раньше проживала здесь, как и все ее родственники. Представитель ответчика Администрации муниципального района «Могочинский район» Кабак Н.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признал, ссылаясь на то, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год. Предоставленных субвенций для приобретения жилья недостаточно. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признал, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей вышеуказанной категории жилой площадью, выделяются в полном объеме. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, как к ненадлежащему ответчику. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признала, указывая на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, так как не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на органы местного самоуправления. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма. В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия. В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Ветрова О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Т.Т.А. решением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец В.П.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлась воспитанницей Черновского детского дома-школы. Закрепленного за нею жилья не имеется, поскольку таковое у ее матери отсутствовало. Собственного жилого помещения у нее также не имеется. Ветрова О.П. нуждается в предоставлении жилого помещения. После окончания пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ей не предоставлялось. В льготном списке на получение жилья стоит с 17.08.2010 года под №173. Право на получение жилья до настоящего времени не реализовано. Проживает с мужем в съемном жилом помещении в г.Чита. В дальнейшем желает проживать в г. Могоча, где проживают ее родственники. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Ветровой О.П., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В конкретном случае, таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район». Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Судом также не установлено, что размер перечисленных субвенций не достаточен для обеспечения жильем нуждающихся в этом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Могочинского района. Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Ветровой О.П., подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № 28 от 29 марта 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Ветровой Ольге Петровне жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение десяти дней. Судья: Исаева Н.К.