решение о внеочередном предоставлении жилья



    Дело № 2-134/2011 года

                                                     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Могоча                                                                                     26 апреля 2011 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Каверина С.А.,

с участием процессуального истца - старшего помощника Могочинского межрайонного прокурора Батоевой А.Д.,

истца Коленко (Живенок) Т.А.,

при секретаре судебного заседания Бабенко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Коленко (Живенок) Татьяны Алексеевны, к администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

                  УСТАНОВИЛ:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой по обращению Коленко (Живенок) Татьяны Алексеевны проведена прокурорская проверка соблюдения ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что заявитель является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - Ж.Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коленко (Живенок) Т.А. находилась в государственном учреждении - специальной коррекционной школе - интернат г.Могоча, сейчас проживает на съемной квартире, поскольку до настоящего времени орган местного самоуправления не обеспечил ее жильем, нарушив ее жилищные права.

Администрацией городского поселения «Могочинское» Коленко (Живенок) Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении под №70 с 11 февраля 2005 года.

На основании изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, процессуальный истец просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Коленко (Живенок) Т.А. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

Присутствующий в судебном заседании старший помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в интересах Коленко (Живенок) Т.А., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дал суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Истец Коленко (Живенок) Т.А. в судебное заседание исковые требования прокурора, действующего в ее интересах, поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнив суду, что в настоящее время проживает с мужем в съемной квартире в <адрес>, указанное жилье неблагоустроенное; воспитывают двух малолетних детей, живут на заработную плату мужа, работающего монтером пути в ПМС-28.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Могочинский район» Мирина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменное возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска прокурора отказать.

Из содержания письменных возражений представителя указанного ответчика Мириной Н.В. на исковое заявление прокурора следует, что в соответствии с Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 23.12.2010 года №450-33К, бюджетные ассигнования на предоставление дотаций в 2011 году бюджету муниципального района «Могочинский район» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью предусмотрены и выделены в размере 998,4 тысяч рублей. На данную сумму объявлен конкурс на приобретение жилья. В 2010 году муниципальному бюджету соответственно выделено 1700000 рублей, на которые приобретено всего 4 жилых помещений для детей данной категории.

На данный период нуждающимися в предоставлении льготного жилья в районе числятся 213 детей-сирот, из них 11 детей-сирот являются остро нуждающимися в обеспечении жильем, так как уже не пребывают в государственных учреждениях, однако, обеспечить всех жильем на полученные в 2010 и 2011 году бюджетные ассигнования, выделенные бюджету муниципального района «Могочинский район» на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация района не в состоянии. Фактически, Закон Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года №304 -ЗЗК не введен в действие в 2011 году, и, следовательно, администрация муниципального района «Могочинский район» не может быть обязана в предоставлении жилого помещения Коленко (Живенок) Т.А.

          Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном возражении исковые требования прокурора, действующего в интересах Коленко (Живенок) Т.А., не признал, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

         Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

         В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

        Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

        Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

         В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма.

         В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.

         Статьей 1 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

         В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия.

          В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Коленко (Живенок) Татьяна Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать - Ж.Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. (л.д. 6, 11)

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коленко (Живенок) Т.А. находилась в государственном учреждении - специальной коррекционной школе - интернат г.Могоча, сейчас проживает с мужем и двумя малолетними детьми на съемной неблагоустроенной квартире, поскольку до настоящего времени орган местного самоуправления не обеспечил ее жильем, нарушив ее жилищные права.

Администрацией городского поселения «Могочинское» Коленко (Живенок) Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении под №70 с 11 февраля 2005 года. (л.д. 13)

         Коленко (Живенок) Т.А. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении ей, как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлялось.

         Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Коленко (Живенок) Т.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма.

          В конкретном случае таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район».

        Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

         Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

         Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Коленко (Живенок) Т.А., подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» №28 от 29 марта 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское».

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                       РЕШИЛ:

1. Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Коленко (Живенок) Татьяны Алексеевны, удовлетворить.

2. Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Коленко (Живенок) Татьяне Алексеевне жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

3. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения - с 29 апреля 2011 года.

Судья                                                                      С.А. Каверин

    .

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.н