РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 мая 2011 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Исаевой Н.К., с участием прокурора Батоевой А.Д., при секретаре Ключевской О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Могоча гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Сваткова Евгения Владимировича к Администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Сваткова Е.В. с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Межрайонной прокуратурой по обращению Сваткова Е.В. проведена прокурорская проверка соблюдения его жилищных прав, в ходе которой установлено, что Сватков Е.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сватков Е.В. находился в государственном учреждении «Шилкинский детский дом-школа». В настоящее время в связи с обучением в высшем учебном заведении проживает на съемной квартире в г. Чите. В июле 2011 года он заканчивает ЧГУ, однако не имеет возможности вернуться в г. Могоча, поскольку до настоящего времени органом местного самоуправления жильем не обеспечен. Сватков Е.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в городском поселении «Ключевское» под №9 с 30 ноября 2006 года, ранее закрепленное за ним жилье непригодно для проживания, так как разрушено. Выделить жилое помещение администрация поселения не имеет возможности из-за отсутствия свободного жилого фонда. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Сваткову Е.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в интересах Сваткова Е.В., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Истец Сватков Е.В. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает (л.д.5). Представитель ответчика Администрации муниципального района «Могочинский район» Кабак Н.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признал, ссылаясь на то, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год. Предоставленных субвенций для приобретения жилья недостаточно. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, возражений по иску не представил. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признала, указывая на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, так как не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагается на органы местного самоуправления. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма. В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия. В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Сватков Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Сваткова Л.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д.13). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шилкинский детский дом-школа» (л.д.8). Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за Сватковым Е.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Ключевский Могочинского района (л.д.11). Администрация ГП «Ключевское» не имеет возможности предоставить жилье Сваткову Е.В., просит решения вопроса на уровне администрации муниципального района «Могочинский район» (л.д.7). Собственного жилого помещения у Сваткова Е.В. не имеется. Сватков Е.В. нуждается в предоставлении жилого помещения. После окончания пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ему не предоставлялось. В льготном списке в администрации ГП «Ключевское» на получение жилья стоит с 30.11.2006 года под №9. Право на получение жилья до настоящего времени не реализовано. Проживает в г. Чита по месту учебы, после окончания высшего учебного заведения планирует проживать у знакомых в г. Шилка. В дальнейшем желает проживать в Могочинском районе (л.д.6). Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Сваткову Е.В., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В конкретном случае, таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район». Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Судом также установлено, что размер перечисленных субвенций не достаточен для обеспечения жильем нуждающихся в этом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Могочинского района. Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Сваткова Е.В. подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № 28 от 29 марта 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Сваткову Евгению Владимировичу жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение десяти дней. Судья: Исаева Н.К.