решение об обязании принятия мер пожарной безопасности



    Дело № 2-167/2011 года

                                                     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Могоча                                                                                           17 мая 2011 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Каверина С.А.,

при секретаре судебного заседания Тузовой Н.П.,

с участием процессуального истца - старшего помощника Могочинского межрайонного прокурора Батоевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, интересов муниципального района «Могочинский район», к индивидуальному предпринимателю Матафонову Евгению Николаевичу об обязании принятия мер пожарной безопасности,

                    УСТАНОВИЛ:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Матафоновым Е.Н. исполнения требований федерального и регионального законодательства при осуществлении деятельности на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, с.Сбега, ул.Железнодорожная, 5, по результатам которой выявлены факты нарушений требований пожарной безопасности.

Так, в ходе указанной прокурорской проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Матафоновым Е.Н. на вышеуказанном объекте, расположенном по адресу: <адрес>, не соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313, а именно:

- не обеспечено прохождение противопожарного инструктажа работниками пункта приема и отгрузки древесины (нарушен п.7 ППБ 01-03);

- территория пункта приема и отгрузки древесины захламлена отходами от хранения древесины - древесной корой, а также строительным мусором и отходами (нарушен п.21 ППБ 01-03);

- не обустроены противопожарные разрывы между штабелями древесины на расстояние не менее 6 м. (нарушен п.509 ППБ 01-03);

- не разработан и не согласован с органами Государственного пожарного надзора план размещения штабелей (нарушен п.547 ППБ 01-03);

- территория и помещения предприятия не обеспечены необходимым количеством первичных средств пожаротушения (нарушен п.108 ППБ 01-03);

- не осуществляется контроль за техническим состоянием электросетей (нарушен п.57 ППБ 01-03);

- территория, где установлена емкость с горюче-смазочными материалами, пропитана остатками горюче-смазочных материалов (нарушен п.749 ППБ 01-03);

    - в зданиях, расположенных на территории пункта приема и отгрузки древесины, установлены металлические печи, не отвечающие требованиям пожарной безопасности (нарушен п.72 ППБ 01-03).

     Ссылаясь на положения действующего законодательства, процессуальный истец просит суд обязать ответчика - индивидуального предпринимателя Матафонова Е.Н. принять меры пожарной безопасности на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

- обеспечить прохождение противопожарного инструктажа работников пункта приема и отгрузки древесины;

- очистить территорию пункта приема и отгрузки древесины от сухой травы и горючих отходов - древесной коры, щепы, досок, обрезок древесины;

- обустроить противопожарные разрывы между штабелями древесины не менее 6 м;

- разработать и согласовать с органами Государственного пожарного надзора план размещения штабелей;

- обеспечить территорию и помещения предприятия необходимым количеством первичных средств пожаротушения в соответствии с ППБ 01-03;

- привести линии электросетей в технически исправное состояние в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике;

    - спланировать и благоустроить территорию пункта приема и отгрузки древесины, содержать ее в постоянной чистоте и оборудовать освещение в ночное время;

    - установить металлические печи, отвечающие требованиям пожарной безопасности.

Присутствующий в судебном заседании старший помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, интересов муниципального района «Могочинский район», поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенному в иске.

Ответчик - индивидуальный предприниматель Матафонов Е.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщил, и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

         Допрошенный в качестве свидетеля Чигидин И.А., главный государственный инспектор Могочинского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, требования процессуального истца и доводы, изложенные в иске, поддержал, по обстоятельствам дела суду показал, что 15 апреля 2011 года им, по результатам комиссионного обследования территории и зданий, принадлежащих ИП Матафонову Е.Н. и расположенных по адресу: <адрес>, в отношении индивидуального предпринимателя Матафонова Е.Н. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности), последнему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Уточнил суду, что до настоящего времени ИП Матафонов Е.Н. с предложением о проведении повторного обследования вышеуказанного пункта приема и отгрузки древесины на предмет подтверждения факта устранения ранее выявленных там нарушений требований пожарной безопасности, к нему не обращался.

         Выслушав доводы представителя процессуального истца, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

          В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как установлено в судебном заседании, Могочинской межрайонной прокуратурой 17 марта 2011 года, совместно с главным государственным инспектором Могочинского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Чигидиным И.А., была проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Матафоновым Е.Н. исполнения требований федерального и регионального законодательства при осуществлении деятельности на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес>, по результатам которой установлено следующее.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины, используется на основании договора аренды земельного участка от 27.01.2010 №4п-2, заключенного с администрацией муниципального района «Могочинский район». Данный участок предоставлен индивидуальному предпринимателю Матафонову Евгению Николаевичу для производственной деятельности. Площадь участка составляет 10687 кв.м. (л.д. 20-23)

Актом осмотра от 17 марта 2011 года установлено, что на данном участке на открытой площадке хранится древесина, а также имеются строения и объекты.

Согласно требованиям ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, руководители предприятий обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Согласно ст.1 данного Федерального закона, меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, по выполнению требований пожарной безопасности.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года за №313, утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (далее - ППБ 01-03).

Однако прокурорской проверкой установлено, что требования пожарной безопасности индивидуальным предпринимателем Матафоновым Е.Н. на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, не соблюдаются:

Территория пункта приема и отгрузки древесины, принадлежащая ИП Матафонову Е.Н., захламлена отходами от хранения древесины - древесной корой, а также строительным мусором и отходами, то есть нарушен п.21 ППБ 01-03;

Согласно п.21 ППБ 01-03, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Однако вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что указанная норма ИП Матафоновым Е.Н. на пункте приема древесины в <адрес>, не соблюдается.

Согласно п.509 ППБ 01-03, при хранении материалов на открытой площадке площадь одной секции (штабеля) не должна превышать 300 кв. м., а противопожарные разрывы между штабелями должны быть не мерее 06 м. Однако данное требование Правил пожарной безопасности ИП Матафоновым Е.Н. не соблюдается, противопожарные разрывы между штабелями древесины на момент проверки составляли менее 06 м. Кроме этого, планы размещения штабелей древесины ИП Матафоновым Е.Н. не разработаны и не согласованы с органами Государственного пожарного надзора, то есть нарушался п.547 ППБ 01-03.

Согласно п.7 ППБ 01.03, все работники предприятия должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа. Однако в нарушение данной нормы работники на пункте приема древесины, принадлежащем ИП Матафонову Е.Н., были допущены к работе без прохождения противопожарного инструктажа.

Территория и помещения предприятия не обеспечены необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные шиты), то есть нарушен п.108 ППБ 01-03).

Не осуществлялся контроль и за техническим состоянием электросетей, то есть нарушен п.57 ППБ 01-03.

     Территория, где установлена емкость с горюче-смазочными материалами, пропитана остатками горюче-смазочных материалов, то есть нарушен п.749 ППБ 01-03.

      В зданиях, расположенных на территории вышеуказанного пункта приема и отгрузки древесины, установлены металлические печи, не отвечающие требованиям пожарной безопасности, то есть нарушен п.72 ППБ 01-03.

Данные факты подтверждаются:

- актом комиссионной проверки соблюдения федерального законодательства от 17 марта 2011 года (л.д. 9);

- справкой по результатам обследования территории и зданий ИП Матафонова Е.Н. от 17 марта 2011 года, составленной Главным государственным инспектором Могочинского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Чигидиным И.А. (л.д. 7);

- объяснением индивидуального предпринимателя Матафонова Е.Н. от 22.03.2011 года, подтвердившего факт выявленных проверкой нарушений требований пожарной безопасности на вышеуказанном пункте приема и отгрузки древесины (л.д. 8)

Согласно ст.20 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жизнь.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на охрану здоровья.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; данное право закреплено также ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 года №7-ФЗ.

Согласно ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека игражданина в Российской Федерации гарантируется.

Однако нарушение ИП Матафоновым Е.Н. требований законодательства о пожарной безопасности на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес>, создает угрозу нарушения указанных прав граждан - неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся в <адрес>, а именно, в случае пожара создается угроза перехода огня с пункта приема и отгрузки древесины на населенный пункт и, следовательно, создается угроза жизни и здоровью граждан, проживающих и находящихся в указанном населенном пункте.

Кроме этого, при переходе огня на лес в случае пожара создается угроза уничтожения данного леса, следовательно, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года №68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Нарушение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает, в случае возникновения на объекте пожара и перехода его на лес и населенный пункт с.Сбега, угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. В соответствии со ст.14 указанного Федерального закона, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, к основным принципам охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться хозяйственная деятельность лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, относятся соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст.34 данного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Вместе с тем, нарушение ИП Матафоновым Е.Н. требований в области пожарной безопасности на пункте приема и отгрузки древесины, которые создают угрозу уничтожения огнем леса, свидетельствует о том, что им не принимаются меры к охране окружающей среды.

Статьей 35 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии с частью первой данной статьи Федерального закона, при размещении зданий, строений, сооружении и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдения приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Однако деятельность индивидуального предпринимателя Матафонова Е.Н. по приему древесины и размещению штабелей древесины с нарушением правил пожарной безопасности создает угрозу уничтожения огнем леса. Таким образом, нарушается установленное ст.35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требование соблюдения приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

Кроме этого, в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона «Об отходах
производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Ответчик - индивидуальный предприниматель Матафонов Е.Н. нарушает данную норму законодательства, поскольку при осуществлении деятельности по приему и хранению древесины создается угроза уничтожения леса, а также угроза возникновения пожара в населенном пункте с.Сбега, который может привести к человеческим жертвам.

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст.56 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответчик - ИП Матафонов Е.Н. при даче объяснений сотруднику Могочинской межрайонной прокуратуры не отрицал, что факты нарушения им требований действующего законодательства, выявленные в ходе прокурорской проверки и изложенные в иске, имели место, обязался устранить их. (л.д. 8)

Однако доказательства, подтверждающие факт устранения выявленных нарушений требований Правил пожарной безопасности (акты комиссионного осмотра, заключения представителей контролирующих органов, и т.д.), ответчиком в адрес суда не представлено.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В данном случае прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, интересов муниципального района «Могочинский район».

Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, интересов муниципального района «Могочинский район».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковое заявление Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, интересов муниципального района «Могочинский район», подлежит полному удовлетворению.

Согласно ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно ч.4 указанной статьи ГПК РФ, при обращении в суд с заявлением, содержащих несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований - невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде обшей юрисдикции.

      В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения судебного решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, и считает достаточным срок для устранения выявленных прокурором нарушений требований действующего законодательства в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу положений п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N374-ФЗ).

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, в котором она подлежала уплате процессуальным истцом, если бы он не был освобожден от ее уплаты.

По требованию о обязании принять меры пожарной безопасности процессуальный истец должен был уплатить 200 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).

Таким образом, взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального района «Могочинский район» подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                       РЕШИЛ:

1. Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, интересов муниципального района «Могочинский район», удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Матафонова Евгения Николаевича принять меры пожарной безопасности на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить прохождение противопожарного инструктажа работниками пункта приема и отгрузки древесины;

- очистить территорию пункта приема и отгрузки древесины от сухой травы и горючих отходов - древесной коры, щепы, досок, обрезок древесины;

- обустроить противопожарные разрывы между штабелями древесины не менее 06 м;

- разработать и согласовать с органами Государственного пожарного надзора план размещения штабелей;

- обеспечить территорию и помещения предприятия необходимым количеством первичных средств пожаротушения в соответствии с ППБ 01-03;

- привести линии электросетей в технически исправное состояние в соответствии с нормативными документами по электроэнергетике.

    - спланировать и благоустроить территорию пункта приема и отгрузки древесины, содержать ее в постоянной чистоте и оборудовать освещение в ночное время;

    - установить металлические печи, отвечающие требованиям пожарной безопасности.

Установить срок для исполнения решения суда - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Матафонова Евгения Николаевича в доход бюджета муниципального района «Могочинский район» государственную пошлину в размере 200 рублей.

3. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения - с 18 мая 2011 года.

Судья                           С.А. Каверин

    .

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.н