решение о внеочередном предоставлении жилого помещения



    Дело № 2-164/2011 года

                                                  РЕШЕНИЕ

                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Могоча                                                                                           16 мая 2011 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Каверина С.А.,

с участием процессуального истца - старшего помощника Могочинского межрайонного прокурора Батоевой А.Д.,

истца Максимовой С.С.,

при секретаре судебного заседания Бабенко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Максимовой Светланы Сергеевны, к администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

                УСТАНОВИЛ:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой по обращению Максимовой Светланы Сергеевны проведена прокурорская проверка соблюдения ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что заявитель является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - М.Ж.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - М.С.В. скончался ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Максимова С.С. проживала и обучалась в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Могочинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии 8 вида, в настоящее время живет в <адрес> на съемной квартире, после выпуска из детского дома не обеспечена жильем органами местного самоуправления.

Администрацией городского поселения «Могочинское» Максимова С.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении под №182 с 29 ноября 2010 года.

На основании изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, процессуальный истец просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Максимовой С.С. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

Присутствующий в судебном заседании старший помощник Могочинского межрайонного прокурора Батоева А.Д. исковые требования прокурора, действующего в интересах Максимовой С.С., поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Истец Максимова С.С. в судебном заседание исковые требования прокурора, действующего в ее интересах, поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнив суду, что с 2007 года и по настоящее время проживает на съемной квартире в <адрес>, не работает, находится в декретном отпуске по уходу за малолетним сыном, собственного жилья не имеет, а приобрести его нет возможности, поскольку в семье работает только муж. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей органами местного самоуправления не предоставлялось.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Могочинский район» Мирина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменное возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска прокурора отказать.

Из содержания письменных возражений представителя ответчика Мириной Н.В. на исковое заявление прокурора следует, что в соответствии с Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 23.12.2010 года №450-33К, бюджетные ассигнования на предоставление дотаций в 2011 году бюджету муниципального района «Могочинский район» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью предусмотрены и выделены в размере 998,4 тысяч рублей. На данную сумму объявлен конкурс на приобретение жилья. В 2010 году муниципальному бюджету соответственно выделено 1700000 рублей, на которые приобретено всего четыре жилых помещений для детей указанной категории.

На данный период нуждающимися в предоставлении льготного жилья в районе числятся 214 детей-сирот, из них 11 детей-сирот являются остро нуждающимися в обеспечении жильем, так как уже не пребывают в государственных учреждениях, однако, обеспечить всех жильем на полученные в 2010 и 2011 годах бюджетные ассигнования, выделенные бюджету муниципального района «Могочинский район» на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация муниципального района не в состоянии. Фактически, Закон Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года №304-ЗЗК не введен в действие в 2011 году, и, следовательно, администрация муниципального района «Могочинский район» не может быть обязана в предоставлении жилого помещения Максимовой С.С.

Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В представленном в адрес суда письменном возражении исковые требования прокурора, действующего в интересах Максимовой С.С., не признал, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебное в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В письменном возражении исковые требования прокурора, действующего в интересах Максимовой С.С., не признала, указывая на то обстоятельство, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилья является соответствующий орган местного самоуправления. Ссылаясь на положения действующего законодательства, указала, что, в данном случае, предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью муниципального района «Могочинский район», а Максимова С.С. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления ей в порядке очередности жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, так как является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в жилом помещении. Просит суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

         Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

         В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

         В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

        Частью 1 ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

        Согласно ст.10 указанного Федерального закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

         В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма.

         В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.

         Статьей 1 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

         В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия.

          В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Максимова Светлана Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - М.Ж.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - М.С.В. скончался ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 6-7, 10, 14-16)

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Максимова С.С. проживала и обучалась в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Могочинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии 8 вида, в настоящее время живет в <адрес> на съемной квартире, после выпуска из детского дома не обеспечена жильем органами местного самоуправления. (л.д. 5, 11, 13)

Администрацией городского поселения «Могочинское» Максимова С.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении под №182 с 29 ноября 2010 года. (л.д. 8-9)

         Максимова С.С. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении, ей, как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлялось.

         Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Максимовой С.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма.

          В конкретном случае таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район».

        Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта Российской Федерации, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

         Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

         Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Максимовой С.С., подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» №28 от 29 марта 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское».

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                       РЕШИЛ:

1. Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Максимовой Светланы Сергеевны, удовлетворить.

2. Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Максимовой Светлане Сергеевне жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из     бюджета Забайкальского края.

3. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения - с 20 мая 2011 года.

Судья                                                                      С.А. Каверин

    .

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.н