решение о внеочередном предоставлении жилого помещения



                                                     РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2011 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Исаевой Н.К., с участием прокурора Подопригора К.Н., при секретаре Ключевской О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Могоча гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Тимофеевой Жанны Александровны к Администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

                     УСТАНОВИЛ:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Тимофеевой Ж.А., ссылаясь на следующее.

Межрайонной прокуратурой по обращению Тимофеевой Ж.А.     проведена прокурорская проверка соблюдения ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что Тимофеева Ж.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 находилась в ГУСО «Журавленок»» <адрес>. В настоящее время проживает у родственников в <адрес>. Состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в городском поселении «Давендинское» под №3. Жильем органами местного самоуправления не обеспечена, ее жилищные права нарушены. Поэтому просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Тимофеевой Ж.А. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края, поскольку установлен факт ненадлежащего финансирования из бюджета края расходов, связанных с обеспечением жильем детей вышеуказанной категории.

В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора Подопригора К.Н. исковые требования прокурора, действующего в интересах Тимофеевой Ж.А., поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Тимофеева Ж.А. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Могочинский район» Мирина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования не признает, о чем представила письменные возражения, в которых ссылается на то, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий год. В предоставлении жилья по району нуждается 219 детей-сирот. На перечисленные субвенции уже приобретено жилье, для приобретения жилья предоставляемых субвенций недостаточно.

         

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признал, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является финансовым органом. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.

         Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменных возражениях исковые требования не признала, ссылаясь на то, что предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью муниципального района «Могочинский район».

          С учетом мнения прокурора суд рассматривает дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.

         Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

         В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

         В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

        Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

         Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

         В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма.

         В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.

         Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

         В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия.

          В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Тимофеева Ж.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оба ее родителя умерли. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тимофеева Ж.А. находилась в ГУСО «Журавленок» п. Давенда на полном госудасртвенном обеспечении. После выбытия жильем не обеспечена, закрепленного жилья не имеет, нуждается в предоставлении жилого помещения. После окончания пребывания в детском учреждении жилое помещение ей не предоставлялось. В льготном списке на получение жилья стоит в Администрации городского поселения «Давендинское» под №3. Право на получение жилья до настоящего времени не реализовано. Проживает с родственниками в <адрес>, поскольку жить ей более негде.           

         Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Тимофеевой Ж.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма.

          В конкретном случае, таким органом является Администрация муниципального района «Могочинский район».

        Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

         Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

     Судом также не установлено, что размер перечисленных субвенций достаточен для обеспечения жильем нуждающихся в этом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Могочинского района.

         Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Тимофеевой Ж.А., подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № 28 от 29 марта 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское» и аналогичное постановление главы городского поселения «Давендинское» от 17 мая 2010 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                       РЕШИЛ:

         Обязать Администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Тимофеевой Жанне Александровне жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение десяти дней.

         Судья:                                   Исаева Н.К.