РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ гор. Могоча 26 июля 2011 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Казанцевой В.А., участием прокурора Подопригоры К.А., при секретаре Кравченко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора к Администрации городского поселения «Сбегинское» о признании бездействия незаконным и понуждению к выполнению противопожарных мероприятий, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в городском поселении ( далее - ГП ) «Сбегинское», которой установлены нарушения федерального законодательства. Так, в городском поселении «Сбегинское» отсутствуют звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, указатели источников противопожарного водоснабжения и направления движения к ним, минерализованная полоса на всей протяженности участков границ населенных пунктов ГП «Сбегинское» не очищена от мусора (листья, порубочные остатки), отсутствуют противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участков границ населенного пункта п. Кендагиры с лесными участками. Ссылаясь на положения действующего законодательства, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Сбегинское», выразившееся в ненадлежащем выполнении противопожарных мероприятий, обязать ее в срок до 01 апреля 2012 г. принять меры к очистке минерализованной полосы ГП «Сбегинское» от горючего мусора, установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации, указатели источников противопожарного водоснабжения, создать противопожарные разрывы установленной ширины на всей протяженности участков границ населенного пункта п.Кендагиры с лесными участками. Участвующий в деле процессуальный истец - помощник Могочинского межрайонного прокурора Подопригора К.А. исковые требования уменьшил, просил исключить из объема заявленных требований требования о создании противопожарных разрывов установленной ширины на всей протяженности участков границ населенного пункта п.Кендагиры с лесными участками, поскольку п. Кендагиры, согласно плану административно - территориального деления Забайкальского края, относится к городскому поселению «Ксеньевское». Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом указал, что п.Кендагиры относится к городскому поселению «Ксеньевское», возражений по другим заявленным требованиям не имеет. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав объяснения процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с п.п. 8-9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии с п.п. 27, 90, 112 Приказа МЧС РФ «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» № 313 от 18.06.2003 г., территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать». Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения. Судом установлено, что прокуратурой при проверке исполнения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности в сельском поселении «Сбегинское» выявлены нарушения, которые не способствуют оперативному принятию мер по тушению пожаров и ликвидаций иных чрезвычайных ситуаций, а также благоприятны для распространения пожаров, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-6). Согласно ст.3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3 ФКЗ « О чрезвычайном положении» к обстоятельствам, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, относятся чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникшие в результате аварий и иных бедствий, повлекшие ( могущие повлечь ) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Суд считает, что к таким ситуациям относятся отсутствие звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации, указателей источников противопожарного водоснабжения и направлений движения к ним, наличие неочищенных минерализованных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов сельского поселения с лесными участками, и в случае возникновения пожара могут быть человеческие жертвы, нанесен ущерб здоровью людей, понесены значительные материальные потери. Ответчиком меры по устранению нарушений федерального законодательства не принимаются, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения ; присуждение к исполнению обязанности в натуре ( ст.12 ГК РФ ). В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Суд считает, что иск Могочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к сельскому поселению «Сбегинское», (а не к городскому поселению, как это указано в исковом заявлении) о признании бездействия незаконным и понуждении совершить действия по исполнению федерального законодательства в сфере пожарной безопасности, является обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, и считает достаточным срок для устранения нарушений действующего законодательства до 01 апреля 2012 года, как об этом просит процессуальный истец. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Сбегинское», выразившееся в ненадлежащем выполнении противопожарных мероприятий. Обязать администрацию сельского поселения «Сбегинское» в срок до 01 апреля 2012 года во всех населенных пунктах поселения установить: звуковые системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации ; указатели источников противопожарного водоснабжения и направлений движения к ним. очистить минерализованные полосы от горючего мусора на всей протяженности участков границ населенных пунктов сельского поселения «Сбегинское» с лесными участками. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения. Судья В.А. Казанцева