ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ г. Могоча 26 июля 2011 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Казанцевой В.А., с участием прокурора Подопригоры К.А., при секретаре Кравченко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора к Администрации городского поселения «Давендинское» о признании бездействия незаконным и понуждению к выполнению противопожарных мероприятий, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в городском поселении «Давендинское», которой установлены нарушения федерального законодательства. Так, в городском поселении «Давендинское» отсутствуют звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации, указатели источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним, имеющаяся минерализованная полоса с. Кудеча не очищена от горючих материалов (сухая трава, опавшие листья и т.д.), Ссылаясь на положения действующего законодательства, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Давендинское», выразившееся в ненадлежащем выполнении противопожарных мероприятий, обязать администрацию городского поселения «Давендинское» в срок до 01 апреля 2012 г. принять меры по очистке от горючего мусора минерализованной полосы села Кудеча, во всех населенных пунктах поселения установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации, указатели источников противопожарного водоснабжения. Участвующий в деле процессуальный истец - помощник Могочинского межрайонного прокурора Подопригора К.А. исковые требования поддержал, при этом уточнил, что бездействием администрации городского поселения «Давендинское», которая обязана заблаговременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, создается угроза нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Представленный ответчиком акт о выполнении мероприятий по очистке минерализованной полосы по периметру границы села Кудеча является недопустимым доказательством, поскольку составлен не уполномоченными лицами. Представитель ответчика, с надлежаще оформленными полномочиями, предусмотренными ст.53 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Процессуальный истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства. Суд считает причину неявки представителя ответчика не уважительной и считает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 233 ГПК РФ Выслушав объяснения процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с п.п. 8-9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии с п.п. 27, 90, 112 Приказа МЧС РФ «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» № 313 от 18.06.2003 г., территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать». Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения. Судом установлено, что прокуратурой при проверке исполнения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности в городском поселении «Давендинское» выявлены нарушения, которые не способствуют оперативному принятию мер по тушению пожаров и ликвидаций иных чрезвычайных ситуаций, а также благоприятны для распространения пожаров, что подтверждается актом проверки от 29 апреля 2011 г. (л.д. 4-6). Согласно ст.3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3 ФКЗ « О чрезвычайном положении» к обстоятельствам, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, относятся чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникшие в результате аварий и иных бедствий, повлекшие ( могущие повлечь ) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Суд считает, что к таким ситуациям относится отсутствие звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации, указателей источников противопожарного водоснабжения и направления к ним, наличие не очищенной от мусора минерализованной полосы по периметру границы села Кудеча, и в случае возникновения пожара могут быть человеческие жертвы, нанесен ущерб здоровью людей, понесены значительные материальные потери. Ответчиком меры по устранению нарушений федерального законодательства не принимаются, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Представленный ответчиком акт о выполнении мероприятий по очистке от горючего мусора минерализованной полосы по периметру границы села Кудеча суд не принимает как доказательство исполнения требований в добровольном порядке, поскольку он составлен не уполномоченным на то лицом. Способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения ; присуждение к исполнению обязанности в натуре ( ст.12 ГК РФ ). В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Суд считает, что иск Могочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к городскому поселению «Давендинское» о признании бездействия незаконным и понуждении совершить действия по исполнению федерального законодательства в сфере пожарной безопасности, является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233, 235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Давендинское», выразившееся в ненадлежащем выполнении противопожарных мероприятий. Обязать администрацию городского поселения «Давендинское» в срок до 01 апреля 2012 г. очистить от горючего мусора минерализованную полосу села Кудеча, в населенных пунктах городского поселения «Давендинское» установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации, указатели источников противопожарного водоснабжения. Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 суток со дня получения его копии. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья В.А. Казанцева