Дело № года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Могоча 08 августа 2011 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Каверина С.А., с участием процессуального истца - старшего помощника Могочинского межрайонного прокурора Щегловой Я.А., представителя заинтересованного лица - администрации городского поселения «Могочинское» Шестаковой Т.П., действующей по доверенности, при секретаре судебного заседания Бабенко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Могочинское» и обязании к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой, по результатам проведенной проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства, было установлено, что на территории городского поселения «Могочинское», в нарушение требований ст.ст.25, 39 Уголовно-исправительного кодекса РФ, не определены вид исправительных работ и объекты для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ. Администрацией городского поселения «Могочинское» каких-либо доказательств выполнения требований ст.ст.25, 39 Уголовно-исправительного кодекса РФ не представлено. Из ответа и.о главы администрации ГП «Могочинское» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, чтонормативно-правовые акты, определяющие места отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории ГП «Могочинское», в 2010-2011 годах не принимались, то есть требования закона ответчиком не выполнены. Бездействие администрации ГП «Могочинское» по определению вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, и мест отбывания исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское» нарушает права осужденных, проживающих в г.Могоча на отбытие наказания в виде обязательных работ и исправительных работ, создает препятствия в осуществлении основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Ссылаясь на нормы УК РФ, УИК РФ, ст.45 ГПК РФ, процессуальный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Могочинское» по невыполнению требований ст.ст.25, 39 Уголовно-исправительного кодекса РФ, в части определения вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, и мест отбывания исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское»; обязать администрацию городского поселения «Могочинское» определить вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, и места отбывания исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское» в соответствии с требованиями ст.ст.25, 39 УИК РФ, согласовав их с уголовно-исполнительной инспекцией №29 ФБУ «МР УИИ №3 УФСИН России по Забайкальскому краю». Присутствующий в судебном заседании старший помощник Могочинского межрайонного прокурора Щеглова Я.А. требования прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств по делу, уточнила, просит суд обязать администрацию городского поселения «Могочинское» в срок до одного месяца, с момента вступления решения суда в законную силу, определить вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, и места отбывания исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское» в соответствии с требованиями ст.ст.25, 39 УИК РФ, согласовав их с уголовно-исполнительной инспекцией №29 ФБУ «МР УИИ №3 УФСИН России по Забайкальскому краю». Уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам дела дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив, что исследованное в судебном заседании распоряжение заместителя главы городского поселения «Могочинское» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении мест для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ», фактически, является неработающим, и требует внесения соответствующих изменений. Представитель заинтересованного лица Шестакова Т.П., действующая по доверенности администрации городского поселения «Могочинское», с уточненными в судебном заседании процессуальным истцом требованиями согласилась, пояснив суду, что администрация городского поселения не бездействовала в указанном направлении, в целях исполнения возложенных законом обязанностей предпринимала меры к получению от руководителей организаций и предприятий, расположенных на ее территории, информации о возможности трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам, однако, положительных ответов от них не получила, что подтверждается приобщенной к делу копией соответствующей переписки. Указанный прокурором срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства считает разумным. Представитель заинтересованного лица - начальник Уголовно-исполнительной инспекции №29 ФБУ МР УИИ №3 УФСИН России по Забайкальскому краю Худорожкова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного заинтересованного лица. Выслушав доводы участвующего в деле прокурора, пояснения представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Как установлено судом из пояснений сторон, а также письменных материалов дела, Могочинской межрайонной прокуратурой, по результатам проведенной проверки соблюдения требований уголовно-исполнительного констатировано, что на территории городского поселения «Могочинское», в нарушение требований ст.ст.25, 39 Уголовно-исправительного кодекса РФ, фактически, не определены вид исправительных работ и объекты для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ. Из ответа и.о главы администрации городского поселения «Могочинское» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, чтонормативно-правовые акты, определяющие места отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское» в 2010-2011 годах не принимались, то есть требования закона ответчиком не выполнены. (л.д. 4) Из распоряжения заместителя главы городского поселения «Могочинское» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении мест для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ», исследованного в судебном заседании, следует, что в нем не определен вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское», а сам перечень указанных в нем организаций требует уточнения. Непринятие администрацией городского поселения «Могочинское» действенных мер по определению вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, а также конкретных мест отбывания исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское», нарушает права осужденных, проживающих в г.Могоча на отбытие наказания в виде обязательных работ и исправительных работ, создает препятствия в осуществлении основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии со ст.49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Статьей 50 УК РФ предусмотрено, что исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. В силу п.5 ст.16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации таким органом является уголовно-исполнительная инспекция. В соответствии с ч.1 ст.25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ допущенные администрацией городского поселения «Могочинское» нарушения подлежат устранению путем возложения на нее обязанности определить вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское» в соответствии с требованиями ст.ст.25, 39 Уголовно-исправительного кодекса РФ, согласовав их с уголовно-исполнительной инспекцией №29 ФБУ «МРУИИ №3 УФСИН России по Забайкальскому краю». В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В данном случае прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку определить круг лиц, которым судом будет назначено наказание в виде обязательных либо исправительных работ невозможно. Таким образом, заявление подано процессуальным истцом в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях пресечения нарушений требований уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, уточненные в судебном заседании, подлежат полному удовлетворению. Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения судебного решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, мнения представителя заинтересованного лица, и считает достаточным срок для устранения выявленных прокурором нарушений действующего законодательства в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу. В силу положений п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N374-ФЗ). На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: 1. Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. 2. Обязать администрацию городского поселения «Могочинское» определить вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, и места отбывания исправительных работ на территории городского поселения «Могочинское» в соответствии с требованиями ст.ст.25, 39 УИК РФ, согласовав их с уголовно-исполнительной инспекцией №29 ФБУ «МР УИИ №3 УФСИН России по Забайкальскому краю». Установить срок для исполнения решения суда - в течение одного месяца, с момента вступления решения суда в законную силу. 3. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения - с 09 августа 2011 года. Судья С.А. Каверин . . . . . . . . . . . . . . . . .н