решение о признании незаконным бездействия по непринятию нормативно-правового акта об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на муниципальных пригородных и междугородних маршрутах и понуждении к совершению действий



    Дело года

                                        ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Могоча                                                                                    22 августа 2011 года

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Каверина С.А.,

при секретаре судебного заседания Бабенко Л.В.,

с участием процессуального истца - заместителя Могочинского межрайонного прокурора Шпинева А.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Данилова А.Р., действующего по доверенности управления Государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» о признании незаконным бездействия по непринятию нормативно-правового акта об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на муниципальных пригородных и междугородних маршрутах и понуждении к совершению действий,

                  УСТАНОВИЛ:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой, согласно поступившего обращения Управления Государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАДН по Забайкальскому краю) о состоянии транспортного обслуживания населения на территории муниципального района «Тунгиро-Олекминский район», было установлено, что в соответствии с «Планом проведения комплексных мероприятий по контролю за выполнением транспортного законодательства при организации и осуществлении пассажирских перевозок автотранспортом в муниципальных районах Забайкальского края на 2011 год», начальником отдела AT и АДН Даниловым А.Р., начальником отдела транспорта Министерства территориального развития Забайкальского края Юровко Л.П. ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по контролю за выполнением транспортного законодательства при организации и осуществлении пассажирских     перевозок в МР «Тунгиро-Олекминский район».

Констатировано, что в состав муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» входят 2 сельских поселения (всего населенных пунктов 5).

В ходе мероприятий по контролю установлено, что нормативные акты местного значения, регламентирующие организацию перевозок пассажиров автобусами по территории данного муниципального района, отсутствуют. Обследование и изучение пассажиропотоков, технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрутов не проводилось.

Нормативный документ, утверждающий реестр пригородных и междугородних автобусных маршрутов и количество графиков на них отсутствует. Конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автобусами не проводился, перевозки осуществляются на основании договоров на транспортное обслуживание населения с администрацией муниципального района.

Необходимые условия для обслуживания пассажиров на маршрутах пригородного и междугороднего сообщения в полном объеме не созданы. На конечных и промежуточных остановочных пунктах отсутствуют автостанции с предоставлением услуг по предварительной продаже билетов, обслуживанию пассажиров. Павильоны (навесы) оборудованы не на всех остановочных пунктах. Билеты реализуются по приходу автобусов на остановочные пункты водителями.

В нарушение пункта 4.15 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 - с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, не производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

Ссылаясь на положения действующего законодательства, ст.45 ГПК РФ, процессуальный истец просит суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» по непринятию нормативно-правового акта об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на муниципальных пригородных и междугородних маршрутах.

2. Обязать ответчика в срок до 01 октября 2011 года:

- провести обследование и изучение пассажиропотоков на всех автобусных маршрутах, а в соответствии с полученными данными разработать оптимальную маршрутную сеть регулярных автобусных перевозок, определить категории и классы автобусов по пассажировместимости;

- провести работы по обустройству остановочных пунктов в соответствии с требованиями «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года №112, в том числе, обеспечить информационное обеспечение остановочных пунктов.

3. Обязать ответчика, в соответствии с требованием п.4.15 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08 января 1997 года №2, с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения обеспечить обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду).

Присутствующий в судебном заседании заместитель Могочинского межрайонного прокурора Шпинев А.В. заявленные требования прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме, по обстоятельствам дела дал суду пояснения, аналогичные изложенному в заявлении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Данилова А.Р., действующий по доверенности управления Государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заявленные процессуальным истцом исковые требования поддержал, по обстоятельствам дела суду пояснил, что в июне 2011 года он лично принимал участие в проведении мероприятий по контролю за выполнением транспортного законодательства при организации транспортного обслуживания населения муниципального района «Тунгиро-Олекминский район», в соответствии с утвержденным «Планом проведения комплексных мероприятий по контролю за выполнением транспортного законодательства при организации и осуществлении пассажирских перевозок автотранспортном в муниципальных районах Забайкальского края на 2011 год». Оценка состояния транспортного обслуживания населения данного муниципального района края была отражена в составленной ими справке от ДД.ММ.ГГГГ, которая, в соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, направлена для контроля в адрес Могочинского межрайонного прокурора. Согласно позиции участвующего при проведении вышеуказанных мероприятий по контролю первого заместителя Главы администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» Самандаева Д.Х., ему стало известно, что администрация данного муниципального района планирует устранить выявленные нарушения транспортного законодательства при организации транспортного обслуживания населения их района.

Ответчик - представитель администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом посредством почтовой и факсимильной связи, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении заявления в его отсутствие не просил.

В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Участвующий в деле прокурор, представитель третьего лица согласны на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Суд признает причину неявки ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.233 ГПК РФ.

Изучив доводы процессуального истца, выслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Часть 3 ст.123 Конституции РФ гласит, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании из материалов дела, а также пояснений сторон, что ДД.ММ.ГГГГ представителем управления Государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Даниловым А.Р., начальником отдела транспорта Министерства территориального развития Забайкальского края Юровко Л.П., в присутствии представителя ответчика, в соответствии с утвержденным «Планом проведения комплексных мероприятий по контролю за выполнением транспортного законодательства при организации и осуществлении пассажирских перевозок автотранспортном в муниципальных районах Забайкальского края на 2011 год», проведены мероприятия по контролю за выполнением транспортного законодательства при организации транспортного обслуживания населения муниципального района «Тунгиро-Олекминский район. Оценка состояния транспортного обслуживания населения данного муниципального района края была отражена в составленной ими справке от ДД.ММ.ГГГГ, которая, в соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, направлена для контроля в адрес Могочинского межрайонного прокурора. (л.д. 6-11)

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2006 №131-Ф3 и п.п. 5, 6 ч.1 ст.9 Устава муниципального района «Тунгиро-Олекминский район», вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района «Тунгиро-Олекминский район», осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а так же создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района - отнесены к вопросам местного значения.

В ходе вышеуказанных мероприятий по контролю констатировано, что в состав муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» входят 2 сельских поселения (всего населенных пунктов 5), что нормативные акты местного значения, регламентирующие организацию перевозок пассажиров автобусами по территории данного муниципального района, отсутствуют. Обследование и изучение пассажиропотоков, технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрутов не проводилось.

Нормативный документ, утверждающий реестр пригородных и междугородних автобусных маршрутов и количество графиков на них отсутствует. Конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автобусами не проводился, перевозки осуществляются на основании договоров на транспортное обслуживание населения с администрацией муниципального района.

Необходимые условия для обслуживания пассажиров на маршрутах пригородного и междугороднего сообщения в полном объеме не созданы. На конечных и промежуточных остановочных пунктах отсутствуют автостанции с предоставлением услуг по предварительной продаже билетов, обслуживанию пассажиров. Павильоны (навесы) оборудованы не на всех остановочных пунктах. Билеты реализуются по приходу автобусов на остановочные пункты водителями.

В нарушение пункта 4.15 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 - с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, не производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

Согласно Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года №257-ФЗ:

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 ст.3 Закона);

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Закона);

осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 3 ст.15 Закона).

Таким образом, согласно вышеуказанным нормам законодательства, обследование автобусных маршрутов, проходящих по автомобильным дорогам местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, должны также осуществлять органы местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2006 №131-Ф3, Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.4 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, Глава муниципального образования в пределах полномочий представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (п.1), обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п.5).

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В данном случае прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального района «Тунгиро-Олекминский» Забайкальского края, количество которых, по объективным причинам, регулярно изменяется.

Бездействие со стороны ответчика, выразившееся в невыполнении вышеизложенных полномочий, установленных федеральным законодательством, существенно ущемляет законные права и интересы граждан данного муниципального района.

Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежит полному удовлетворению.

Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

         

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения судебного решения, в части удовлетворения п.п. 2 и 3 исковых требований, с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, и считает достаточным срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства до 01 октября 2011 года.

В силу положений п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N374-ФЗ).

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

                       РЕШИЛ:

1. Заявление Могочинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» по непринятию нормативно-правового акта об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на муниципальных пригородных и междугородних маршрутах.

2. Обязать администрацию муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район» провести обследование и изучение пассажиропотоков на всех автобусных маршрутах, а в соответствии с полученными данными разработать оптимальную маршрутную сеть регулярных автобусных перевозок, определить категории и классы автобусов по пассажировместимости.

Обязать администрацию муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район» провести работы по обустройству остановочных пунктов в соответствии с требованиями «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года №112, в том числе, обеспечить информационное обеспечение остановочных пунктов.

Установить срок для исполнения пункта 2 решения суда до 01 октября 2011 года.

3. Обязать администрацию муниципального образования «Тунгиро-Олекминский район», в соответствии с требованием п.4.15 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08 января 1997 года №2, с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения обеспечить обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду).

4. Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 суток со дня получения его копии.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                           С.А. Каверин