решение о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий



                                   ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Могоча            15 ноября 2011 г.

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Казанцевой В.А.,

с участием прокурора Зененковой Н.И.,

при секретаре Кравченко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Амазарское» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий,

                                          УСТАНОВИЛ:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что по коллективному обращению жителей пос.Амазар прокуратурой совместно с начальником территориального отдела Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Могочинском и Тунгиро-Олекминском районах проведена проверка, которой установлено, что территории городского поселения «Амазарское» захламлены твердыми бытовыми отходами (далее ТБО), а именно: территория по ул.Почтовая, 10, прилегающая к надворному туалету, площадью приблизительно 5х5 м., территория по ул.Раковец, 3, прилегающая к огороду дома, площадью приблизительно 1х2 м, территория, прилегающая к дому № 17 по ул.Строительная, площадью приблизительно 3х4 м.

Емкости для сбора отходов - деревянные короба на вышеуказанных территориях отсутствуют.

Свалки, расположенные в границах населенного пункта, являются нарушением требований действующего законодательства, и представляют серьезный источник загрязнения окружающей среды и возникновения риска опасных заболеваний. Кроме того, ненадлежащей эксплуатацией свалок нарушается конституционное право жителей городского поселения на благоприятную окружающую среду.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, процессуальный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Амазарское» по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на улице Почтовая около дома № 10, улице Раковец около дома № 3, улице Строительная около дома № 17 в п.Амазар; обязать администрацию городского поселения «Амазарское» в срок до 01.01.2012г. ликвидировать свалки бытовых отходов, в этот же срок установить деревянные сборники для сбора ТБО по вышеперечисленным улицам.

08 ноября 2011 г. определением Могочинского районного суда Забайкальского края к производству принято заявление Могочинского межрайонного прокурора об уточнении исковых требований, в котором он просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов путем вывоза их на полигон твердых бытовых отходов и мусора, расположенный в трех километрах от пос.Амазар в урочище Осиповский ключ, установить деревянные сборники для сбора ТБО на улицах Почтовая, Раковец и Строительная.

В судебном заседании процессуальный истец-прокурор Зененкова Н.И. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации городского поселения «Амазарское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ч. 1 ст. 233 в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Процессуальный истец- участвующий в деле прокурор Зененкова Н.И. на рассмотрение дела в порядке заочного производства согласна.

Суд признает причину неявки представителя ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 233 ГПК РФ

Выслушав пояснения процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 18.07.2011 № 243-ФЗ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011 № 263-ФЗ), к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу ч. 1 ст. 37 ФЗ № 131, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.14 ФЗ № 131, ст. ст.7, 14, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 18.07.2011 № 243-ФЗ), ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. 18.07.2011 № 242-ФЗ), к вопросам местного значения поселения, связанным с охраной окружающей среды, относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичная норма закреплена в п.19 ст.8 Устава городского поселения «Амазарское» (л.д.12-19).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьями 4, 8, 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и другим требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

На основании п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», утвержденные Минздравом СССР от 05 августа 1988 года № 4690-88, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

В соответствии с п.8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Судом установлено, что прокуратурой Могочинского района совместно с начальником территориального отдела Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Могочинском и Тунгиро-Олекминском районах Горбатой Н.И., с участием директора ООО «Амазар» Прокопенко А.И. были проведены проверки санитарного состояния придомовых территорий в п.Амазар по улицам Раковец, 3, Почтовая, 10, Строительная, 17, при этом установлено, что территории захламлены твердыми бытовыми отходами на площадях 1х2 м., 5х5 м., 3х4 м. соответственно, емкости для сбора отходов - деревянные короба отсутствуют, что подтверждается актами и фототаблицами к ним (л.д.4-11).

Таким образом, суд считает бездействие администрации городского поселения «Амазарское» по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на улице Почтовая около дома № 10, улице Раковец около дома № 3, улице Строительная около дома № 17 в п.Амазар незаконным и нарушающим права и интересы неопределенного круга лиц - жителей городского поселения «Амазарское» на благоприятную окружающую среду, в связи с чем приходит к выводу, что исковые требования Могочинского межрайонного прокурора являются законными, обоснованными, и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

        Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

       РЕШИЛ:

Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Амазарское» по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных в пос.Амазар Могочинского района      около дома № 10 по улице Почтовая, около дома № 3 по улице Раковец, около дома № 17 по улице Строительная.

Обязать администрацию городского поселения «Амазарское» в срок до 01. 01. 2012 г. ликвидировать свалки бытовых отходов, распложенные в пос.Амазар Могочинского района Забайкальского края : около дома № 10 по улице Почтовая, площадью примерно 5х5 метров ; около дома № 3 по улице Раковец, площадью примерно 1х2 метра ; около дома №17 по улице Строительная, площадью примерно 3х4 метра, путем вывоза мусора и твердых бытовых отходов на полигон твердых бытовых отходов и мусора, расположенный в трех километрах от поселка Амазар в урочище Осиповский ключ общей площадью земельного участка 5,0 га.

Обязать администрацию городского поселения «Амазарское» в срок до 01. 01. 2012 г. установить деревянные сборники для сбора твердых бытовых отходов в пос.Амазар Могочинского района Забайкальского края: около дома № 10 по улице Почтовая, около дома № 3 по улице Раковец, около дома № 17 по улице Строительная.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 суток со дня получения его копии.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                        В.А. Казанцева