Решение о внеочередном предоставлении жилого помещения



      РЕШЕНИЕ

                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Могоча        04 апреля 2012 г.

Могочинский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующей судьи Казанцевой В.А.,

с участием прокурора Батоевой А.Д.,

при секретаре Кравченко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Ивановой Л.А. к администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

       УСТАНОВИЛ:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что по обращению Ивановой Л.А. проведена проверка соблюдения её жилищных прав, при этом установлено, что Иванова Л.А., имеющая добрачную фамилию Соколова, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - Соколова Н.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Соколов А.В. лишен родительских прав на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией городского поселения «Ксеньевское» Иванова Л.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. под номером 24. После окончания школы Иванова Л.А. обучалась в училище п. Чернышевск, ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с Ивановым А.С., с присвоением ей фамилии мужа. После выпуска из училища и до настоящего времени органами местного самоуправления жильем не обеспечена.

Просит обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Ивановой Л.А. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте городского поселения «Ксеньевское», размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.

В судебном заседании процессуальный истец - прокурор Батоева А.Д. исковые требования поддержала, суду пояснила, что истец Иванова Л.А. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ под состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени её право на получение жилья не реализовано, собственного, а также иного закрепленного за ней жилья, Иванова не имеет.

Истец Иванова Л.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ её мать умерла, отец лишен родительских прав. После окончания 9 классов школы пос.Ксеньевка, получала образование в училище п. Чернышевск, после окончания которого возвратилась в пос.Ксеньевка, вынуждена проживать в жилом помещении на условиях поднайма, закрепленного и собственного жилья не имеет. Супруг, с которым она состоит в браке с ДД.ММ.ГГГГ, закрепленного либо собственного жилья также не имеет.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Могочинский район» Жигмитова Д.Д. исковые требования признала, суду пояснила, что Иванова Л.А действительно является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживая в пос.Ксеньевка, закрепленного и собственного жилья не имеет, состоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, жильем будет обеспечена по мере продвижения очереди из числа детей-сирот, которым администрация обязана предоставить жилье на основании судебных решений, а также поступления субвенций из бюджета Забайкальского края.

Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края Зотов Д.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения по заявленным требованиям, указав, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком, поскольку не наделено полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эти полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 23. 12. 2010 г. № 611 -ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 г. и плановый период 2012 и 2013 г.» в 2012 г. на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50 638, 8 тыс. руб., из которых бюджету муниципального района «Могочинский район» предусмотрено 1 501, 5 тыс. руб. Полагая, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком, просил в иске отказать.

Представитель ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. просила рассмотреть дело в её отсутствие, в отзыве на исковое заявление указала, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком, поскольку не уполномочено предоставлять жилье гражданам, нуждающимся в нем, эта обязанность возлагается на органы местного самоуправления. Кроме того, по её мнению, истцом не предоставлены доказательства, что Иванова действительно является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не имеет закрепленного за ней жилья, в том числе на условиях договора социального найма или на праве собственности. Учитывая, что средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 г., включающие как субвенции краевого бюджета, так и субсидии федерального бюджета, в бюджет муниципального района «Могочинский район» направлены в полном объеме, тем самым обязательства Забайкальского края этой категории 2011 г. исполнены надлежащим образом, просила в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Выслушав объяснения материального и процессуального истцов, представителя администрации муниципального района «Могочинский район», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства.

         В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

        Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

         Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

         В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма.

         В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.

         Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

         В силу ст.3 указанного Закона, Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края ( ст.5 ЗЗК № 304 от 18.12.2009 г).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Соколова Л.А. родилась 30. 10. 1988 г. ( л.д.12 ), ее мать - Соколова Н.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9); отец - Соколов А.В. лишен родительских прав на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7-8). Согласно свидетельству о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ Соколова Л.А. вступила в брак с Ивановым А.С., и после заключения брака ей присвоена фамилия «Иванова» (л.д.11).

По сообщению главы городского поселения «Ксеньевское», Иванова (Соколова) Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в льготной очереди как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ, очередь , свободного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам, для предоставления Ивановой Л.А. не имеется (л.д.10). В настоящее время вместе с супругом она проживает на условиях поднайма в жилом помещении по адресу <адрес>, закрепленного жилья не имеет.

Таким образом, судом установлено, что обязанность по предоставлению жилого помещения Ивановой Л.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и которая до 23 лет жильем не была обеспечена, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с лицами, нуждающимися в жилых помещениях, договоры социального найма. В данном случае, таким органом является администрация муниципального района «Могочинский район».

Указанная обязанность не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.

Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц, отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края, при этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушенных или оспариваемых социальныхправ, свобод и законных интересов граждан.

При таких обстоятельствах исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ивановой Л.А., подлежат удовлетворению, при этом суд учитывает нормы предоставления жилого помещения, действующие на территории городского поселения «Ксеньевское» ( л.д.6 ).          

Доводы представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края о том, что процессуальным и материальным истцами не предоставлены доказательства принадлежности Ивановой Л.А. к категории детей-сирот, наличия либо отсутствия закрепленного за ней права пользования жилой площадью, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку Иванова Л.А. родителей не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 29.09. 2008 г., с учета не снята, что свидетельствует о ее принадлежности к категории детей-сирот, а также об отсутствии закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство администрацией муниципального района «Могочинский район» не оспаривается.

         Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Ивановой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте городского поселения «Ксеньевское», размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район», из бюджета Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения.

Судья                             В.А. Казанцева