РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 мая 2012 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Исаевой Н.К., при секретаре Бабенко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Могоча гражданское дело по иску Логвиновой А.И. к администрации городского поселения «Могочинское», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Логвинова А.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Её мать Березняцкая (Логвинова) Л.В. решением Могочинского районного суда Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ администрации Сковородинского района Амурской области она имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Могочинского района гарантировало ей предоставление жилого помещения по достижении совершеннолетия. Но только ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет под №. Каких-либо жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма она не имеет. Среднюю школу она окончила в ДД.ММ.ГГГГ 18 лет исполнилось в ДД.ММ.ГГГГ. Просила суд обязать администрацию городского поселения «Могочинское» предоставить ей благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Могоча Забайкальского края, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным, техническим и противопожарным требованиям, заключив с ней договор социального найма. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить финансирование из бюджета Забайкальского края расходов администрации городского поселения «Могочинское» на предоставление ей жилого помещения. В связи с характером спорных правоотношений, в порядке подготовки дела к слушанию судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района «Могочинский район». В судебном заседании истец Логвинова А.И. исковые требования уточнила, просила суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить ей благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте поселения, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее техническим и санитарным требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. От исковых требований к администрации городского поселения «Могочинское» отказалась. Суду пояснила, что <данные изъяты>. Отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Когда ей исполнилось 6 лет, а брату один год, мать практически бросила их одних, злоупотребляла спиртными напитками, жила в этом же поселке, но по неизвестному им адресу. Чтобы их с братом не забрали в детский дом, она скрывала от соседей, что живут одни, выживали как придется. В возрасте 9 лет ее забрала к себе в <адрес> бабушка по линии матери. Ее брата мать скрывала, чтобы получать его пенсию по потере кормильца. Через год бабушка забрала и брата. В ДД.ММ.ГГГГ мать лишили родительских прав. В <адрес> она окончила 11 классов, после чего поступила в ЗабГГПУ. В настоящее время обучается на 4 курсе очного отделения, пользуется льготами, является внештатным корреспондентом в редакции газеты «Комсомольская Правда»-Чита. Около 4 лет проживала в студенческом общежитии, зарегистрирована в нем, однако в последнее время вместе с братом, который после окончания 9 класса учится в колледже, снимает жилье в <адрес>. О том, что нужно встать в очередь на получение жилья, узнала случайно, сразу же обратилась в администрацию городского поселения «Могочинское», где ее поставили в очередь под №. Никакого жилья у нее не имеется. Просит ее уточненные исковые требования удовлетворить. Представитель администрации городского поселения «Могочинское» Шестакова Т.П. в судебном заседании пояснила, что администрация ГП «Могочинское» не является надлежащим ответчиком по делу, таковым является администрация муниципального района «Могочинский район», которая и получает соответствующее финансирование из бюджета края в целях обеспечения жильем лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном возражении исковые требования не признал, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального района «Могочинский район», которая наделена государственным полномочием по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и на данные цели финансируется из бюджета края. Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил, о причине неявки не сообщил. Представитель ответчика администрации муниципального района «Могочинский район» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил, о причине неявки не сообщил. Свидетель Логвинова А.П. суду показала, что истец ее внучка. В 9-летнем возрасте она забрала ее из <адрес> и увезла к своему месту жительства в <адрес>, поскольку мать ее воспитанием и содержанием не занималась. После лишения матери родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ жилье за внучкой не закреплялось. Дом, где жила семья, сгорел. В муниципальном образовании выдали гарантийное письмо о том, что по достижении совершеннолетия внучка будет обеспечена жильем. В последующем она неоднократно обращалась туда с целью выяснения, поставлена ли внучка в очередь на получение жилья, однако ответа не получила. Подтверждает, что внучка собственного жилья не имеет. Сама она проживает у дочери в <адрес>, внучка жила сначала в общежитии, сейчас снимает жилье вместе со своим братом. Заслушав пояснения истца Логвиновой А.И., показания свидетеля Логвиновой А.П., исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 8 ч.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст. 10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма. В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 г. №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия. В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Логвинова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Березняцкая Л.В. решением Могочинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д.3). Отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Закрепленного за истцом Логвиновой А.И. жилья не имеется. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Отделом образования администрации <адрес>, Логвинова А.И. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.5). В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Могочинского района гарантировало Логвиновой А.И. предоставление жилого помещения по достижении совершеннолетия (л.д.6). ДД.ММ.ГГГГ Логвинова А.И. признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и включена в льготный список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма под № (л.д.7). Истец Логвинова А.И. с ДД.ММ.ГГГГ обучается в ЗабГГПУ. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Логвиновой А.И., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В конкретном случае, таким органом является администрация муниципального района «Могочинский район». Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Судом также не установлено, что размер перечисленных субвенций достаточен для обеспечения жильем нуждающихся в этом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Могочинского района. Полагая уточненные исковые требования Логвиновой А.И. подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское» муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Логвиновой А.И. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение месяца со дня вынесения. Судья: Исаева Н.К.