Решение Именем Российской Федерации 20 августа 2012 года Могочинский районный суд Забайкальского края в составе судьи Исаевой Н.К., с участием прокурора Зененковой Н.И., при секретаре Еремеевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Могоча гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Бумажкина А.А. к администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству Финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, Установил: Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Бумажкина А.А. с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе прокурорской проверки по обращению Бумажкина А.А. установлено, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Бумажкина Л.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Бумажкин А.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца Бумажкин А.А. до совершеннолетия находился под опекой тети Гизатулиной О.В. Администрацией городского поселения «Могочинское» Бумажкин А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении под номером № ДД.ММ.ГГГГ. После прекращения опеки органами местного самоуправления жилье ему не предоставлено. Просит обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Бумажкину А.А. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. Истец Бумажкин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что родился в п. Ксеньевка Могочинского района. Жил с родителями и сестрами по <адрес>. Вначале умерла мать, затем отец. После смерти отца переехал жить в г. Могочу к тете Гизатулиной О.В. Закончив 9 классов, поступил в училище в г. Чите, затем был в армии и вновь вернулся в Могочу, живет у тети до настоящего времени в однокомнатной квартире. Вместе с ними проживает дочь тети с ребенком и мужем. Дома, где он проживал с родителями, уже нет. Он работает в вагонном депо, намерен и в дальнейшем проживать в г. Могоча. Участвующий в деле прокурор Зененкова Н.И. в судебном заседании требования Могочинского межрайпрокурора в интересах истца Бумажкина А.А. поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края по доверенности Зотов Д.А. в судебное заседание не явился, в письменном возражении исковые требования не признал, указывая на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, поскольку он является ненадлежащим ответчиком. Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просил о рассмотрении дела без его участия. Представитель ответчика Министерства Финансов Забайкальского края по доверенности Каменева Л.В. в судебное заседание не явилась, в письменном возражении исковые требования не признала, указывая на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу. Муниципальному району «Могочинский район» за счет средств федерального и краевого бюджетов на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, предусмотрены субвенции в размере 1 500 000 руб. Распределение денежных средств находится в компетенции главы администрации муниципального района «Могочинский район». Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика администрации муниципального района «Могочинский район» Жигмитова Д.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала. Заслушав истца, представителя ответчика администрации муниципального района «Могочинский район», заключение прокурора Зененковой Н.И., полагавшей иск удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместно ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 8 частью 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ с последующими изменениями «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст.57 ч.2 пунктом 2 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма. В соответствии со ст.49,52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 г. №-304 -ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия. В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Как установлено судом, Бумажкин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оба родителя - отец Бумажкин А.Г. и мать Бумажкина Л.А. умерли (л.д.11,12). Бумажкин А.А. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку после достижения 18-летнего возраста жилое помещение ему не предоставлялось, какого-либо жилья он не имеет, стоит в льготной очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ под №. Постановлением главы администрации городского поселения «Ксеньевское» № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление главы администрации Ксеньевского поселкового округа № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилого помещения за Бумажкиным А.А. по адресу: <адрес>, поскольку жилого дома по данному адресу не существует. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Бумажкину А.А., как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В конкретном случае таким органом является администрация муниципального района «Могочинский район». Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ- Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Полагая заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское». Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Бумажкину А.А. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения общей площадью не менее 25 квадратных метров, отвечающей санитарным и техническим требованиям за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение месяца. Судья: Исаева Н.К.