Дело № год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча 27 августа 2012 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Каверина С.А.,
при секретаре судебного заседания Бабенко Л.В.,
с участием процессуального истца - и.о. Могочинского межрайонного прокурора Шпинева А.В.,
ответчика - представителя администрации муниципального района «Могочинский район» Жигмитовой Д.Д., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Серосекова В.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Могочинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что межрайонной прокуратурой по обращению Серосекова В.С. проведена прокурорская проверка соблюдения его жилищных прав, в ходе которой установлено, что заявитель является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать - Серосекова О.Г., скончалась ДД.ММ.ГГГГ, отец - Серосеков С.М., решением <данные изъяты> лишен родительских прав.
На основании постановления главы администрации Могочинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, над Серосековым В.С. учреждена опека, его опекуном была назначена Астафьева В.С.
После окончания школы Серосеков В.С. поступил в техникум г.Тында, Амурской области, потом проходил военную службу, а затем вернулся в с.Сбега, трудоустроился в ЭЧ-3 ст.Талдан Амурской области.
В настоящее время Серосеков В.С. не имеет своего жилья, намерен устроиться на работу в г.Могоча, в связи с чем, нуждается в предоставлении жилья в черте г.Могоча.
По информации администрацией муниципального района «Могочинский район» Серосеков В.С. состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении под № 247.
На основании изложенного, ссылаясь на нормы действующего законодательства, процессуальный истец просит суд обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Серосекову В.С. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения «Могочинское», размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.
Присутствующий в судебном заседании и.о. Могочинского межрайонного прокурора Шпинев А.В., исковые требования процессуального истца, действующего в интересах Серосекова В.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнив, что до настоящего времени органами местного самоуправления истец жильем не обеспечен.
Истец Серосеков В.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном заседании полностью поддержал заявленные прокурором, в его интересах, исковые требования, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что собственного жилья в собственности не имеет, какое-либо жилье за ним ранее не закреплялось. В настоящее время он зарегистрирован в с.Сбега у своего деда Астафьева Г.А., по распределению трудоустроился электромонтером в ЭЧ-3 Сковородинской станции электроснабжения Амурской области, однако, в дальнейшем желает вернуться в г.Могочу, для чего ему необходимо жилье. Связь со своим отцом Серосековым С.М. не поддерживает с 1995 года, а других родственников у него нет.
Представитель ответчика Жигмитова Д.Д., действующая на основании доверенности администрации муниципального района «Могочинский район», исковые требования прокурора, заявленные в интересах Серосекова В.С., признала в полном объеме, по существу дела суду пояснила, что из-за недостаточного выделения администрации муниципального района «Могочинский район» бюджетных ассигнований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчик в настоящее время не может исполнить заявленные прокурором требования. Уточнила, что в 2012 году администрации муниципального района «Могочинский район» перечислены денежные средства на осуществление государственного полномочия по приобретению жилья детям-сиротам в размере 1500000 рублей, из которых администрация района освоила 1000000 рублей, а на оставшиеся денежные средства приобрести жилье, отвечающее соответствующим требования, не представляется возможным. Ежемесячно ответчик предоставляет в адрес Правительства Забайкальского края заявки о необходимости выделения финансовых средств на вышеуказанные цели. В настоящее время нуждающимися в предоставлении льготного жилья в районе числятся 263 детей-сирот, из них 30 детей-сирот являются остро нуждающимися в обеспечении жильем, так как уже не пребывают в государственных учреждениях, однако, обеспечить всех жильем на полученные в 2012 году бюджетные ассигнования, выделенные бюджету муниципального района «Могочинский район» на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация района не в состоянии. По мере выделения из бюджета Забайкальского края необходимых субвенций, ответчик, в порядке имеющейся очередности, готов предоставить Серосекову В.С. соответствующее жилье.
Представитель ответчика - Правительства Забайкальского края, Зотов Д.А., действующий на основании доверенности, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном возражении ответчика на иск прокурора, действующего в интересах Серосекова В.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отражено, что заявленные исковые требования ответчик не признал, мотивируя позицию тем, что, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм, а также не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Поскольку местом жительства истца Серосекова В.С. является Могочинский район Забайкальского края, он должен быть обеспечен жилым помещением на территории указанного муниципального образования края; считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация данного муниципального района. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.
Представитель ответчика - Министерства финансов Забайкальского края, Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном возражении на иск заявленные требования прокурора, действующего в интересах Серосекова В.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не признала, указывая на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу.
В соответствии с ч.ч.4-5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей вышеуказанных ответчиков.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Часть 3 ст.123 Конституции РФ гласит, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с положениями ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Частью 1 ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ст.10 указанного Закона судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения вышеуказанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма.
В соответствии со ст.ст.49, 52 ЖК РФ ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося.
Статьей 1 Закона Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению вышеуказанной категории детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.3 указанного Закона Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия.
В силу статьи 5 этого же Закона Забайкальского края, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению данной категории детей жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Как установлено судом, Серосеков В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать - Серосекова О.Г., скончалась ДД.ММ.ГГГГ, отец - Серосеков С.М., решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении истца. (л.д. 5, 10, 11-12)
На основании постановления главы администрации Могочинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, над Серосековым В.С. учреждена опека, его опекуном была назначена Астафьева В.С. (8, 13-14)
После окончания школы истец Серосеков В.С. поступил в техникум г.Тында, Амурской области, потом проходил военную службу, а затем вернулся в с.Сбега, трудоустроился электромонтером в ЭЧ-3 ст.Талдан Амурской области. (л.д. 1-4)
Как следует из информации администрации сельского поселения «Сбегинское» (л.д. 9), а также пояснений в судебном заседании истца Серосекова В.С., последний не имеет в собственности жилого помещения, в дальнейшем желает работать в г.Могоча, в связи с чем, нуждается в предоставлении жилья в черте городского поселения «Могочинское».
По информации администрации муниципального района «Могочинский район», Серосеков В.С., на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении под №. (л.д. 14)
Таким образом, по состоянию на отчетный период истец Серосеков В.С. зарегистрирован по месту проживания своего родственника в <адрес>, нуждается в предоставлении жилого помещения, однако, до настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района жильем не обеспечен, чем нарушены его жилищные права. (л.д. 8-9)
Серосеков В.С. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации ему, как лицу до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение не предоставлялось.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения Серосекову В.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом его позиции по делу - официального обращения в прокуратуру Забайкальского края за защитой своих жилищных прав, возложена на органы местного самоуправления по месту пребывания (регистрации), которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма.
В конкретном случае таким органом является администрация муниципального района «Могочинский район».
Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ, либо на финансовый орган субъекта РФ, поскольку они не наделены компетенцией на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья.
Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилых помещений вышеуказанной категории лиц отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета Забайкальского края, и отсутствие финансирования не может являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
Полагая заявленные исковые требования прокурора, действующего в интересах Серосекова В.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащими удовлетворению, суд учитывает решение Совета городского поселения «Могочинское» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского поселения «Могочинское» муниципального района «Могочинский район»».
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Серосекова В.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» предоставить Серосекову В.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной применительно к данному населенному пункту квартиры, расположенной в черте поселения «Могочинское», размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального района «Могочинский район» из бюджета Забайкальского края.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения - с 28 августа 2012 года.
Судья С.А. Каверин