Решение о назначении пенсии досрочно



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

03 февраля 2011 г. п. Матвеев-Курган

Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе судьи Прокопенко И.Н., при секретаре Пивоваровой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брагута Т.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области о признании действий по отказу в назначении трудовой пенсии по старости незаконным, назначении трудовой пенсии, включении в льготный стаж периода работы, взыскании судебных расходов

У С Т А Н О В И Л:

Брагута Т.Г. обратилась к Управлению Пенсионного фонда РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области о признании действий по отказу в назначении трудовой пенсии по старости незаконным, назначении трудовой пенсии, включении в льготный стаж периодов работы, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчик засчитал в льготном порядке как работу в хирургическом отделении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской райбольницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ. В календарном порядке ответчиком были засчитаны следующие периоды:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медсестрой терапевтического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- постовой медсестрой хирургического отделения МУЗ Матвеево-Курганской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медсестрой перевязочной гинекологического отделения МУЗ М-Курганской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой хирургического отделения МУЗ М-Курганской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой хирургического отделения МУЗ ЦРБ М-Курганского района; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой хирургического отделения МУЗ ЦРБ М-Курганского района; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой хирургического отделения МУЗ ЦРБ М- Курганского района. Из льготного стажа исключены курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истица, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 29.12.2002 года № 781, приказ Минздрава РФ от 29.01.1999 года № 28, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года, постановление Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25, считает отказ пенсионного фонда по отказу в назначении ей трудовой пенсии по старости незаконным, просила назначить ей пенсию с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и включить в льготный стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской райбольницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ, с применением по данным периодам двойного коэффициента 1 года за 1 год 9 месяцев; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медсестрой терапевтического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ в льготном порядке как 1 год за 1 год и 3 месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой хирургического отделения МУЗ ЦРБ М-Курганского района в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев; взыскать с ответчика государственную пошлину.

Определением Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 18 января 2010 года Брагута Т.Г. от иска в части включения в льготный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медсестрой терапевтического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ (в льготном порядке как 1 год за 1 год и 3 месяца) отказалась, отказ судом принят, и дело в данной части производством прекращено.

Определением Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 03 февраля 2011 года производство по данному делу в части исковых требований Брагута Т.Г. о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – медицинской сестрой хирургического отделения МУЗ ЦРБ М-Курганского района в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев прекращено по основаниям п. 3 ст. 220 ГПК РФ.

В настоящем судебном заседании истица Брагута Т.Г. настаивала на требованиях иска о назначении ей пенсии с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и включении в льготный стаж следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской райбольницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ, с применением по данным периодам двойного коэффициента 1 года за 1 год 9 месяцев и взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области по доверенности Шестакова И.Ф. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве и просила в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со п.п.11 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения назначается, если они проработали не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 3 ст. 28 вышеуказанного закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия, и Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления этих периодов работы.

В соответствии с пунктом 3 данных Правил в стаж работы для назначения пенсии засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений.

Указанный Список состоит из двух разделов: "Наименование должностей" и "Наименование учреждений". В первом разделе приведен перечень конкретных наименований должностей. Во втором разделе перечислены наименования учреждений, работа в которых дает право на зачет в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Следовательно, для права на пенсию в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001г. № 173 необходимым является выполнение одновременно двух условий: работа в определенных должностях, поименованных в разделе "Наименование должностей" вышеуказанного Списка, если она протекала в соответствующих учреждениях, перечисленных в разделе "Наименование учреждений" Списка.

Подпунктом «а» пункта 5 Правил от 29.10.2002г. предусмотрено, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселках городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В случае если лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществлялась только в сельской местности и поселках городского типа, досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии 25 лет стажа, и льготный порядок исчисления стажа, работы в сельской местности в этом случае не применяется.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил от 29.10.2002г. лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как 1 год 6 мес.

Абзацем 2 подпункта «б» пункта 5 Правил 2002 года предусмотрена возможность применения двух льгот по исчислению стажа, как по подпункту «а», так и по подпункту «б» пункта 5 Правил в случае, если работа протекала в городе, в сельской местности и в поселках городского типа (рабочем поселке).

Судом при рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Брагута Т.Г. обратилась с заявлением в УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области о назначении пенсии по старости лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Однако в назначении трудовой пенсии по старости истице было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Ответчик в льготном отношении как 1 год за 1 год и 6 месяцев засчитал следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской районной больниц; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-постовой медсестрой хирургического отделения М-Курганской ЦРБ.

Истица с таким порядком исчисления не согласна, указывая, что данные периоды должны быть засчитаны ответчиком не как 1 год за 1 год и 6 месяцев, а с применением двойного коэффициента- 1 год за 1 год и 9 месяцев.

Однако с такими доводами истицы суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) республики Саха (Якутия), Думы Чукотского Автономного округа и жалобами ряда граждан», признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.

В данном постановлении Конституционного суда указано, что вышеизложенная данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Вопросы пенсионного обеспечения медицинских работников до 01.01.2002г. регулировались постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066.

Согласно абз. 1 п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитывались в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (с последующими изменениями и дополнениями).

Указанным Списком право на пенсию за выслугу лет предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.

В соответствии с абз. 1 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 работникам здравоохранения, указанным в Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 мес.

Согласно абз.2 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 право на льготное исчисление стажа (1 год работы за 1 год 6 месяцев) предоставлено врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

При этом при зачете в стаж периодов работы после 1 ноября 1999г. применяется Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 (с учетом изменений и дополнений). Указанный Список состоит из двух разделов: "Наименование должностей" и "Наименование учреждений".

В соответствии с п. 2 Правил от 22.09.1999г. врачам и среднему медперсоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом 1 год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

В соответствии с п. 3 Правил от 22.09.1999г. врачам и среднему медперсоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, 1 год работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как 1 год 6 мес.

Таким образом, с учетом наличия Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, существует две методики подсчета при назначении досрочной трудовой пенсии.

По первому варианту, при подсчете стажа трудовой деятельности применяется Постановление РФ от 29.10.2002г. № 781, то есть действующее законодательство, которое применяется ко всем периодам работы. И второй вариант, согласно которому с учетом положений постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года, применяется законодательство, действовавшее в момент трудовой деятельности, в данном случае это постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.

При этом только Правилами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в п. 5 содержится правило о льготном суммировании стажа лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа (1,3) и одновременно работающих в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню (1,6).

Управление Пенсионного Фонда в Матвеево-Курганском районе, в интересах заявителя - истицы по делу, для реализации ее права на пенсионное обеспечение, при подсчете льготного стажа учитывало постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, и периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской районной больниц; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- постовой медсестрой хирургического отделения Матвеево-Курганской ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- постовой медсестрой хирургического отделения М-Курганской ЦРБ, были засчитаны в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев. В результате такого подсчета данных периодов, а также с учетом других периодов работы льготный стаж истицы и составил 20 лет 7 месяцев 2 дня.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оснований для перерасчета спорных периодов с применением двойных коэффициентов из расчета 1 год за 1 год и 9 месяцев, не имеется.

С учетом вышеизложенного, ссылки истицы на судебную практику подлежат отклонению, как несостоятельные и не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.

Принимая во внимание, что необходимого льготного стажа Брагуты Т.Г. для назначения досрочной трудовой пенсии по ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» недостаточно, то отсутствуют и правовые основания для удовлетворения иска о признании действий по отказу в назначении трудовой пенсии по старости незаконным и назначении трудовой пенсии.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ, поскольку не имеется оснований для удовлетворения основных исковых требований, то и требования истицы о взыскании с ответчика судебных расходов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Брагута Т.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области о признании действий по отказу в назначении трудовой пенсии по старости незаконным, назначении трудовой пенсии, включении в льготный стаж периода работы, взыскании судебных расходов- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

Мотивированный текст решения изготовлен 08.02.2011 года.

Судья: И.Н. Прокопенко