Дело №2-218/2011 решение по иску прокурора района о демонтаже рекламной конструкции



Дело №2-218/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2011г. п. Матвеев-Курган

Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Гриценко Н.В.,

с участием пом.прокурора Матвеево-Курганского района Петренко О.О.,

при секретаре судебного заседания Нечуевой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Матвеево-Курганского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП Фомину А.П. о демонтаже рекламной конструкции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Матвеево-Курганского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Фомину А.П. о демонтаже рекламной конструкции, ссылаясь на то, что прокуратурой Матвеево-Курганского района 26.01.2011г. совместно с представителями ОГИБДД ОВД по Матвеево-Курганскому району проведена проверка исполнения законодательства РФ в части установления наружной рекламы на автомобильных дорогах. Проверкой установлено, что по адресу <адрес>, на пересечении <адрес> и ул. <адрес> размещен рекламный щит «<данные изъяты>», принадлежащий индивидуальному предпринимателю Фомину А.П., высота от края щита до земли 1м 80 см, расстояние от края щита до проезжей части 5 м 70 см, что является нарушением п.6.1 ГОСТ(а)Р 52044-2003. Также установлено, что по адресу: <адрес>, ул.<адрес> размещен щит «<данные изъяты>», принадлежащий ИП Фомину А.П., высота от края щита до земли 1 м 90 см, расстояние от края щита до проезжей части 5 м 60 см, что является нарушением п.6.1 ГОСТ(а)Р 52044-2003. Ссылаясь на п.п. 1, 5,6, 15 ст. 3, ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.1 ст. 3, ч.ч. 1, 3,4,9, 10 ст. 19 ФЗ «О рекламе», п.п. 6.1, 6.2 ГОСТ (а) Р 52044-2003, ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать ИП Фомина А.П. демонтировать принадлежащие ему рекламные конструкции, расположенные на пересечении ул. <адрес> и ул. <адрес> в <адрес> с названием «<данные изъяты>» и на ул. <адрес> в п. <адрес> с названием «<данные изъяты>".

В судебном заседании помощник прокурора Матвеево-Курганского района Петренко О.О. исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске, просил исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

ИП Фомин А.П. в судебном заседании по поводу заявленных требований возражал, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, просил в иске отказать.

Представитель третьего лица – ОВД по Матвеево-Курганскому району Чайка Н.Ф. в судебном заседании считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Матвеево-Курганского района Ростовской области 26.01.2011г. совместно с представителями ОГИБДД ОВД по Матвеево-Курганскому району Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства РФ в части установления наружной рекламы на автомобильных дорогах. В ходе указанной проверки установлено, что по адресу: <адрес>, на пересечении ул. <адрес> и ул. <адрес> размещен рекламный щит «<данные изъяты>», принадлежащий индивидуальному предпринимателю Фомину А.П., высота от края щита до земли 1м 80 см, расстояние от края щита до проезжей части 5 м 70 см. Также установлено, что по адресу: <адрес>, ул.<адрес> размещен рекламный щит «<данные изъяты>», принадлежащий ИП Фомину А.П., высота от края щита до земли 1 м 90 см, расстояние от края щита до проезжей части 5 м 60 см.

В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Пункт 4 ст. 19 ФЗ "О рекламе" определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Пунктами 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, предусмотрено, что контроль, в том числе за соблюдением стандартов, в области безопасности дорожного движения осуществляют органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В силу п.5 ч.3 ст.25 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.

В соответствии с ч.1 ст.46 ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с нею процессам монтажа, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". Согласно раздела 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Из материалов дела следует, что рекламные щиты «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», принадлежащие ИП Фомину А.П., установлены на основании разрешения на установку рекламных конструкций от 03.12.2007г. №RU 61521000-01 и от 19.11.2007 №RU 61521000-11 в соответствии с согласованной схемой размещения рекламного щита в придорожной полосе автомобильной дороги местного значения.

Разрешение ИП Фомину А.П. на установку рекламных щитов было выдано в период действия ГОСТа Р 52044-2003, введенного в действие с 01.09.2005г. в качестве национального стандарта приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2005г. № 170-с и содержащего общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения.

Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательно применять в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2007г. № 184-ФЗ. Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.

Согласно п.6.1 ГОСТ (а) Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшить габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:

- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2м;

- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) – в населенных пунктах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10м или менее 5м над уровнем проезжей части.

В соответствии с п. 6.2 ГОСТ (а) Р 52044-2003 на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений – на высоте не менее 4,5 м.

Как установлено проведенной 26.01.2011г. прокуратурой Матвеево-Курганского района Ростовской области совместно с представителями ОГИБДД ОВД по Матвеево-Курганскому району проверкой высота рекламного щита «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, на пересечении ул. <адрес> и ул. <адрес> от края щита до земли -1м 80 см, расстояние от края щита до проезжей части 5 м 70 см, а высота рекламного щита по адресу: <адрес>, ул.<адрес> от края щита до земли- 1 м 90 см, расстояние от края щита до проезжей части 5 м 60 см.

При даче разрешения ИП Фомину А.П. на установку указанных рекламных щитов в сельском поселении и при установке спорных рекламных щитов не было учтено, что нижний край рекламных щитов размещен на высоте менее 4,5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, что не соответствует требованиям п. 6.2 ГОСТа Р 52044-2003.

Как следует из заключений главного архитектора администрации Матвеево-Курганского района от 21.03.2011г. №931 и №932 разрешения на установку рекламных конструкций были выданы с нарушением ФЗ «О рекламе», а в частности были нарушены статьи 4,5,12 указанного Федерального закона. Размещение рекламных конструкций не соответствует (п.п. 6.1, 6.2) общим техническим требованиям к средствам наружной рекламы (правила размещения ГОСТ Р 52044-2003).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что рекламные конструкции, расположенные на пересечении ул. <адрес> и ул. <адрес> в <адрес> с названием «<данные изъяты>» и на ул. <адрес> в <адрес> с названием «<адрес>", установлены с нарушением требований государственного стандарта ( п.6.2 ГОСТа Р 52044-2003), что само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.

Специалист Соболева О.Г., допрошенная в судебном заседании, дала заключение о том, что средства наружной рекламы Фомина А.П., расположенные на ул. <адрес> и ул.<адрес> в <адрес>, соответствуют по высоте своему типу рекламных конструкций и не относятся к конструкциям, регулируемым п. 6.2 Гост 52044-2003, соответствуют СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», соответствуют пропорциям по эстетике восприятия, реклама не располагается в треугольнике видимости согласно СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Согласно ГОСТ Р 52044-2003 (п. 6.1) не ограничивает видимость технических средств организации дорожного движения и не уменьшает габариты инженерных сооружений. То есть своими размерами, высотой и размещением не может мешать безопасному дорожному движению. Специалист Соболева О.Г. также ссылается на то, что ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» носит рекомендательный характер, может приниматься только на добровольной основе, стандарта рекламного поля не существует, тем не менее, согласно общепринятым техническим условиям изготовителей рекламных конструкций по площади рекламного поля отдельно стоящие рекламные конструкции подразделяются на разные категории.

Суд не может согласиться с заключением специалиста Соболевой О.Г., т.к. она выдавала ИП Фомину А.П. разрешения на установку спорных рекламных конструкций, указанные разрешения были выданы в нарушение действующих требований, следовательно, она является заинтересованным в исходе дела лицом. Кроме того, требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательно применять при установке и эксплуатации рекламных конструкций.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени рекламные конструкции ИП Фоминым А.П. не демонтированы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что иск прокурора Матвеево-Курганского района подлежит удовлетворению.

Прокурор Матвеево-Курганского района освобожден от уплаты госпошлины, поэтому в соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлину в федеральный бюджет необходимо взыскать с ответчика в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Матвеево-Курганского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП Фомину А.П. о демонтаже рекламной конструкции удовлетворить.

Обязать ИП Фомина А.П. демонтировать принадлежащие ему рекламные конструкции, расположенные на пересечении ул. <адрес> и ул. <адрес> в <адрес> с названием «<данные изъяты>», и на ул. <данные изъяты> в <адрес> с названием «<данные изъяты>".

Взыскать с ИП Фомина А.П. в доход государства госпошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2011 года.

Судья Н.В. Гриценко