21 июня 2011 г. п. Матвеев-Курган Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе судьи Прокопенко И.Н., при секретаре Туболевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиновой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области о признании действий по отказу в назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включении в льготный стаж периодов работы, назначении трудовой пенсии досрочно У С Т А Н О В И Л: Литвинова Л.И. обратилась к Управлению Пенсионного фонда РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области о признании действий по отказу в назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включении в льготный стаж периодов работы, назначении трудовой пенсии досрочно, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Однако ответчик отказал в назначении досрочной трудовой пенсии, не установив наличия специального 25-летнего стажа работы. Истица не согласна с действиями ответчика, так как они не основаны на действующем законодательстве и лишают ее конституционного права на пенсионное обеспечение. Ответчик засчитал в льготный стаж истицы периода работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения 23 года 1 месяц 23 дня. И не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>. Свой отказ, ответчик мотивировал тем, что перечисленные выше должности «фельдшер наркологического кабинета» не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения и не предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года и № 781 от 29.10.2002 года. Однако, истица с данными доводами пенсионного фонда не согласна, и указывает на то, что она работала лишь в одной медицинской организации в одной и той же должности. Кроме того, должность фельдшера предусмотрена как Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года и Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. С учетом вышеизложенного, истица просила суд признать действия УПФР в Матвеево-Курганском районе об отказе в назначении ей трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, незаконным, и назначить ей пенсию с момента обращения в УПФР в Матвеево-Курганском районе, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, включить в льготный стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>. В судебном заседании истица Литвинова Л.И. настаивала на заявленных исковых требованиях, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Редичкина Т.Ю. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве и просила в иске отказать. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истица Литвинова Л.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. Однако в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Ответчиком не были засчитаны, в том числе и такие периоды работы, как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес> - так как списком льготных профессий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года и Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года не поименована должность «фельдшер наркологического кабинета». Комиссия посчитала, что страховой стаж истицы составил: 23 года 6 месяцев 6 дней, льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях» у истицы составляет 23 года 1 месяц 23 дня, что недостаточно для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с чем, истице и было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии (л.д.11-13). Однако суд считает, что отказ истице в назначении пенсии по вышеуказанным основаниям является незаконным и нарушающим ее права. В соответствии со п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ трудовая пенсия лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения назначается, если они проработали не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья », установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты- в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим Постановлением. Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФС от 06 сентября 1991 года № 464, работникам здравоохранения и санитарно –эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца. При этом в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья засчитывается время работы, в частности, в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год и 6 месяцев, работа в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара (больницы), подлежит зачету в стаж в льготном порядке 1 год работы за 1 год 6 месяцев (Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066). В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления этих периодов работы. Согласно п. 3 данных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в писке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно записям трудовой книжки, Литвинова Л.И. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера наркологического кабинета поликлинического отделения <адрес> (<данные изъяты>
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУЗ «ЦРБ» <адрес> Литвинова Л.И. работает в МУЗ ЦРБ <адрес> на полную ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении больницы- наркологическом кабинете (л.д.30).
В соответствии с должностной инструкцией фельдшера наркологического кабинета для обслуживания населения <адрес>, утвержденной Главным врачом МУЗ ЦРБ <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности фельдшера наркологического кабинета входит: подготавливать перед амбулаторным приемом врача психиатра-нарколога рабочее место, контролируя наличие необходимой медицинской документации, оборудования, инвентаря и средств оргтехники; принимать участие в проведении амбулаторного приема, вести учет пациентов; следить за своевременным получением результатов исследований и расклеивать их в медицинские карты амбулаторных больных; изучать по заданию врача быт и условия учебы (труда) пациентов, приглашать их на примем к врачу; своевременно оформлять установленную документацию; помогать врачу психиатру-наркологу в осуществлении взаимодействия со всеми заинтересованными ведомствами и службами; систематически повышать свою квалификацию; участвовать в проведении санитарно-просветительной работы среди населения; обеспечивать надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние кабинета, участвовать в проведении противоэпидемических мероприятий; соблюдать трудовую дисциплину (л.д.23).
В соответствии со штатными расписаниями за ДД.ММ.ГГГГ в штате МУЗ ЦРБ <адрес> числилась должность фельдшер наркологического кабинета (л.д.15-18).
В соответствии с представленными лицевым счетам о начислении заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, Литвинова Л.И. работала в должности фельдшера наркологического кабинета (л.д. 19-22).
Согласно записям в трудовой книжке, на основании приказа № К от ДД.ММ.ГГГГ, Литвинову Л.И. считать фельдшером в наркологическом кабинете поликлинического отделения в связи с приведением в соответствии со штатным расписанием с соответствующей оплатой труда (л.д.7).
Истица при рассмотрении дела пояснила, что она работала фельдшером в наркологическом кабинете поликлинического отделения МУЗ ЦРБ <адрес>, как на момент действия списков наименований должностей, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, так и на момент действия списков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, ее характер работ не менялся, и она выполняла те же функциональные обязанности согласно должностной инструкции.
Таким образом, учитывая, что функциональные обязанности Литвиновой Л.И. по должности фельдшера наркологического кабинета соответствуют функциональным обязанностям фельдшера в наркологическом кабинете поликлинического отделения, суд считает, что спорные периоды работы незаконно УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области не были засчитаны в специальный стаж истицы.
Отказывая во включении в льготный период истицы периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>, ответчик указал, что данная должность не указана в Списках льготных профессий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Между тем с данными доводами УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области, суд не может согласиться, поскольку несоответствие наименования должности, в которой работала истицы в оспариваемые периоды работы, а именно «фельдшер наркологического кабинета», не может порождать для нее неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию у истца зависит от вида деятельности, а не от наименования должности. Такое положение истца недопустимо с точки зрения требований ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению его права на социальное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции РФ). При этом, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает ухудшение положения истца, существовавшего до его введения.
С учетом изложенного, анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения в УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, истица имела специальный стаж работы не менее 25 лет, а значит и право на досрочное назначение трудовой пенсии. Поэтому суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение комиссии ГУ УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Литвиновой Л.И. в назначении досрочной трудовой пенсии.
Обязать ГУ УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области включить в льготный трудовой стаж Литвиновой Л.И. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера наркологического кабинета <адрес>.
Обязать ГУ УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области назначить Литвиновой Л.И. досрочную трудовую пенсию, как лицу, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.
Мотивированный текст решения изготовлен 24.06.2011 года.
Судья: И.Н. Прокопенко