Решение о назначении пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011 г. п. Матвеев-Курган

Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе судьи Прокопенко И.Н., при секретаре Пивоваровой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жегловой Н.Г. к УПФР в Матвеево-Курганском районе об обязании назначить пенсию по старости с момента получения вида на жительство с выплатой за шесть месяцев назад,

У С Т А Н О В И Л:

Жеглова Н.Г. изначально обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе Ростовской области об обязании произвести перерасчет пенсии в соответствии с нормами международного права, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе с заявлением о том, что процедура назначения ей пенсии совершена с нарушением требований и норм международного права. Она приехала в Российскую Федерацию на постоянное место жительства из Украины – государства, которое связывают договорные обязательства с Россией в отношении пенсионного обеспечения граждан.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, переселяющихся между Российской Федерацией и Украиной, урегулирован «Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года, в ст. 7 Соглашения закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство – участник Соглашения.

Порядок пенсионного обеспечения в государствах – участниках Соглашения растолкован в решениях Экономического суда СНГ № 01-1/6-04 от 07.04.2005г., №01-1/2-07 от 26.03.2008г. Данный порядок подтверждается в письме № 559/Ж-5 от 18.04.2011 г. Главного Управления Пенсионного Фонда Украины во Львовской области, где так же ссылаясь на статью Соглашения разъяснено, что выплата пенсии по прежнему месту жительства ей была прекращена на законных основаниях, так как пенсия того же вида – инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрено п.п. 2 п. 1 ст. 10 Закона РФ № 166 – ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Подробно о порядке начисления говорится в письме Министерства социальной защиты населения Российской Федерации № 1-369-18 от 31.01.1994 года, где в п. 5 определен момент, с которого наступает право пенсионера на начисление пенсии в Российской Федерации.

Однако ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе при назначении ей пенсии основывалось только на внутриведомственном порядке, тем самым, нарушив п. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающий примат международного договорного права над внутригосударственным. Так же ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе не выполнило требований предусмотренных п.п. 2 ст.ст. 1Федеральных законов № 166-ФЗ от 15.12.2001 года и №173-ФЗ от 17.12.2001 года, закрепляющих конституционное положение о приоритете норм международных договоров РФ по отношению к национальному законодательству и в случае противоречий правил нормативных правовых актов РФ правилам международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, по каким-либо вопросам, органы осуществляющие пенсионное обеспечение должны следовать исключительно правилам соответствующего договора.

ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе должно было произвести перерасчет суммы, назначенной истице раньше пенсии в соответствии с российским законодательством и продолжить ее выплату с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, при условии ее регистрации на территории РФ, а не назначать ее вновь.

В результате неправомерных действий ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., она, как инвалид, была лишена средств к существованию, что является нарушением Конституции РФ, ст. ст. 22, 25, 29 Всеобщей декларации прав человека 1948г., п. 2 Декларации о правах инвалидов от 09.12.1975г., ст. 40 Хартии социальных прав и гарантий граждан Независимых государств от 29.10.1994 г.

В связи с чем, Жеглова Н.Г. вынуждена обратиться в суд, и просит суд обязать ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе произвести перерасчет назначенной ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе трудовой пенсии по старости в соответствии с нормами международного права – на пенсию инвалида 1 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с момента ее регистрации на территории РФ, то есть с августа 2009 года.

При рассмотрении дела истицей были изменены предмет исковых требований, и она просила суд обязать ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе Ростовской области назначить ей трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ- с момента получения вида на жительство, с выплатой пенсии за 6 месяцев назад, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование таких исковых требований Жеглова Н.Г. указала, что она является инвалидом 1 группы, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФР в Матвеево-Курганском районе Ростовской области с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости, поскольку в соответствии с ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» с изменениями вступившими в законную силу с 01.01.2010 года назначения пенсии по инвалидности ей не предусмотрено, так как на момент обращения в пенсионный фонд ей исполнилось 59 лет. С ДД.ММ.ГГГГ года истице была назначена трудовая пенсия по старости. Однако она первый раз обратилась с заявлением к ответчику в 2009 году, когда действовала предыдущая редакция Закона. Истица полагает, что она имеет право на пенсионное обеспечение с момента получения вида на жительство, которое она получила ДД.ММ.ГГГГ. При этом в письме Минсоцзащиты РФ № 1-369-18 от 31.01.1994 г. указано, что при переселении гражданина получаемого пенсию в одном из государств СНГ, пенсия того же вида назначается с месяца следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до момента регистрации по месту жительства РФ в установленном законом порядке.

Истица в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, с участием ее представителя по доверенности Жеглова В.А. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истицы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года Жеглов В.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Редичкина Т.Ю., действующая на основании надлежащей доверенности, в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в отзыве и просила в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют также и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

В силу ст. 3 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством.

Право каждого члена общества на пенсионное обеспечение нашло отражение и в ст. 22,25, 29 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года.

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из данной статьи во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина», а также общепризнанными принципами и нормами международного права, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

В силу норм «Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного в г. Москве 13.03.1992, и действующего, в том числе и между такими государствами как Украина и Россия, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1).

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (ст. 6 Соглашения).

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (ст. 7 Соглашения).

Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», согласно которым пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В судебном заседании установлено, что Жеглова Н.Г., являясь гражданкой Украины, в августе 2009 года выехала с республики Украина на постоянное место жительства в Россию. ДД.ММ.ГГГГ была временно зарегистрирована в пос. Матвеев-Курган. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано разрешение на временное проживание на территории РФ, что подтверждается копией паспорта Жегловой Н.Г. (л.д. 7-8), копией справки о переводе (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ Жегловой Н. был выдан вид на жительство в РФ, и она была зарегистрирована по месту проживания в п. Матвеев-Курган до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Жеглова Н.Г. неоднократно обращалась в УПФР в Матвеево-Курганском районе Ростовской области с заявлениями о назначении пенсии, первое ее обращение имело место в 2009 году.

ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Именно с даты обращения истицы в пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и была назначена трудовая пенсия по старости. Данное обстоятельство подтверждается ответом УПФР в Матвеево-Курганском районе (л.д.21). Также данные обстоятельства сторонами не оспаривались и не отрицались, в том числе и представителем пенсионного фонда.

Истица в настоящее время, обращаясь в суд, указывает, что пенсионным фондом не было учтено то, что в данном случае пенсия должна быть ей назначена с момента получения вида на жительства, с выплатой за 6 месяцев назад, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая данные доводы искового заявления, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» иностранным гражданином признается лицо, имеющее вид на жительство.

Согласно п. 16 Постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития РФ N 16 и Пенсионного фонда РФ N 19 «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданин, обратившийся за назначением пенсии, в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории РФ, с заявлением предъявляет вид на жительство, выданный органами внутренних дел РФ.

Исходя из содержания приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов, пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство.

С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, и установив, что истица обращалась с заявлениями в пенсионный фонд о назначении ей пенсии с 2009 года, вид на жительство истица получила ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Жегловой Н.Г. об обязании назначить пенсию по старости с момента получения вида на жительство с выплатой за шесть месяцев назад являются законными и обоснованными, а, следовательно, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ГУ УПФ РФ в Матвеево-Курганском районе Ростовской области назначить Жегловой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ - момента получения вида на жительство, с выплатой за шесть месяцев назад, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

Мотивированный текст решения изготовлен 03.10.2011 года.

Судья: И.Н. Прокопенко