№2-74 Решение по иску Маныч Е.Н. к администрации М-Курганского рйона , 3-е лицо: ООО `Успенское ХПП` о признании недействительным заключения районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий



Дело №2-74/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года п. Матвеев-Курган

Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Богатых О.П.

при секретаре Тищенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маныч Е.Н. к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, 3-е лицо: ООО «Успенское ХПП» о признании недействительным заключения районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> от 16 сентября 2010 года и постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> и администрации <адрес> восстановить нарушенные права Маныч Е.Н.

УСТАНОВИЛ:

Маныч Е.Н. обратился в суд с исковым заявлением о признании недействительным заключения районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> и администрации <адрес> восстановить нарушенные права Маныч Е.Н., ссылаясь на следующее. Согласно решению Матвеево-Курганского районного суда от 9 ноября 2000 года за его отцом установлены факты владения имуществом в виде: зерновой ссыпки, дома и двух флигелей, амбара, деревянного сарая, колодца, каретницы, зданий магазинов зернопродуктов, лесоматериалов, земледельческих машин, бакалейно-галантерейного, находившихся на <адрес>; жилого дома с пристройками на <адрес> <адрес>: лошадей - 86 гол., крупного рогатого скота - 44 гол., плугов -86 шт., букарей - 51 шт., рядовых садилок - 86 штук, борон железных - 11 шт., борон деревянных - 80 шт., бричных ходов - 59 шт., косилок - 77 шт., веялок - 16 шт., каменных катков - 142 шт., молотилок - 6 шт., локомобиля марки «Рынсомес» - 1 шт. Данным решением также установлен факт незаконной конфискации этого имущества при применении к семье Манычей политических репрессий в 1929 - 1930 г.г. в виде раскулачивания. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.4 заключения районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия считает возможным выплатить Манычу Е.Н. денежную компенсацию за утраченное в ходе политических репрессий имущество в размере 10 000 рублей. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена общая сумма денежной компенсации в размере 10 000 рублей и постановлено возмещение в пользу Маныча Е.Н. понесенного ущерба с выплатой денежной компенсации за незаконно конфискованное имущество в размере 10 000 рублей. Считает, что заключение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесены с существенным нарушением конституционных прав Маныча Е.Н. и в нарушение требований норм материального права. Так, в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение. При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. Однако мотивированная часть заключения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о сохранности (наличия или/отсутствия) имущества, в отношении которого постановлено решение Матвеево-Курганского районного суда от 09 ноября 2000 года. Кроме того, считает, что решение Комиссии является преждевременным, и Комиссия, определяя компенсацию в размере 10 000 рублей, фактически лишила Маныча Е.Н. сохранившегося имущества, принадлежащего Манычу Е.Н., что явно противоречит положениям ст. 35 Конституции РФ и ст. 1 Протокола №1 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», а также ст.ст. 301, 302, 1102-1104 ГК РФ.

В судебном заседании истец Маныч Е.Н. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

В связи с тем, что комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> не является юридическим лицом, следовательно, и надлежащим ответчиком, то в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя администрации <адрес> Жданова М.А. с согласия истца ненадлежащий ответчик был заменен надлежащим - администрацией <адрес> (л.д.104-106).

Ответчик - представитель администрации <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год Жданов М.А. (л.д.113) в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать, высказал позицию аналогичную изложенной в отзыве (л.д.23-25).

Ответчик - представитель администрации <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год Мазнева Т.В. (л.д.130) в судебном заседании исковые требования также не признала, просила в иске отказать.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчика-представителя администрации <адрес> Жданова М.А. в качестве 3-го лица привлечено ООО «Успенское ХПП» (л.д. 104-106).

3-е лицо - представитель ООО «Успенское ХПП» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ Михникевич О.Ф. (л.д.112) в судебном заседании исковые требования не поддержала, просила в иске отказать.

Суд, выслушав сторон, изучив представленные доказательства, материалы дела, приходит к следующему.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ районная комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> считает возможным выплатить Манычу Е.Н., как наследнику по закону первой очереди, денежную компенсацию за утраченное в ходе политических репрессий имущество, включая жилые дома, согласно ст. 16. 1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. №1761-1 ФЗ в размере 10000 руб. (л.д. 10).

Постановлением от 27.09.2010 г. №647 Главы администрации Матвеево-Курганского района утверждена общая сумма денежной компенсации в размере, установленном Комиссией – 10000 руб. (л.д. 9).

На основании ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно свидетельству о рождении Маныч Е.Н. является сыном Маныча Н.Г. (л.д. 55).

Как следует из свидетельства о смерти , Маныч Н.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).

Решением Матвеево-Курганского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт владения Манычем Н.Г., 1895 г.р., умершим в ДД.ММ.ГГГГ., в составе семьи Манычей, возглавляемой Манычем Г.Ф., умершим в 1934 г., имуществом в виде: зерновой ссыпки, дома и двух флигелей, амбара, деревянного сарая, колодца, каретницы, зданий магазинов зернопродуктов, лесоматериалов, земледельческих машин, бакалейно-галантерейного, находившихся на <адрес>; жилого дома с пристройками на <адрес> <адрес>; лошадей – 86 гол., крупного рогатого скота – 44 гол., плугов – 86 шт., букарей – 51 шт., рядовых садилок – 86 шт., борон железных – 11 шт., борон деревянных – 80 шт., бричных ходов – 59 шт., косилок – 77 шт., веялок – 16 шт., каменных катков – 142 шт., молотилок – 6 шт., локомобиль марки «Рынсомес» - 1 шт., а также установлен факт незаконной конфискации этого имущества при применении к семье (всей) Манычей политических репрессий в ДД.ММ.ГГГГ в виде раскулачивания (л.д. 12-14).

В соответствии с положением о районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, Комиссия самостоятельно решает вопросы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, рассматривает заявления реабилитированных жертв политических репрессий, на основании собранных и представленных документов и материалов готовит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации (л.д. 26 об.).

Указанное положение является приложением к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в котором утвержден состав Комиссии (л.д. 26).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым, Комиссия в соответствии с возложенными на нее функциями: 1) самостоятельно решает вопросы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий; 2) рассматривает заявления реабилитированных жертв политических репрессий; 3) оказывает помощь заявителям в розыске необходимых документов и материалов, для чего направляет просьбы в органы прокуратуры, внутренних дел безопасности, запросы в архивные учреждения и другие организации о предоставлении документов и материалов, проведении проверок и установлении фактов, имеющих значение для решения вопросов по восстановлению прав реабилитированных; 4) дает рекомендации органам управления и общественным организациям, в компетенцию которых входит исполнение требований законодательства о предоставлении льгот и восстановлении прав; 5) разъясняет реабилитированным их права и порядок получения денежной компенсации, полагающихся им льгот; 6) ведет учет выплат денежных компенсаций и возмещения материального ущерба реабилитированным на основе данных, полученных из соответствующих органов, осуществляющих такие выплаты; 7) совместно с общественными организациями и органами общественной самодеятельности граждан проводит обследование материально-бытовых условий лиц, пострадавших от репрессий, и принимает меры по оказанию им необходимой помощи; 8) организует ведение книг памяти, публикацию списков и сообщений о реабилитации конкретных лиц в местных официальных средствах массовой информации; 9) на основании собранных и представленных документов и материалов Комиссия готовит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации (л.д. 27).

Следовательно, Комиссия в соответствии с вышеуказанным постановлением только оказывает помощь заявителям в розыске необходимых документов и материалов, и на основании собранных и представленных документов и материалов готовит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (л.д. 41-45) Маныч Е.Н. уточнил, что он желает вернуть имущество, указанное в решении Матвеево-Курганского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14).

Как усматривается из протокола заседания районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ Маныч Е.Н. отметил, что имущество, указанное в решении Матвеево-Курганского суда от 09.11.2000 г. на <адрес> ныне вошедшее в Успенское ХПП в качестве производственных и подсобных помещений и на <адрес> жилой дом, в настоящий момент принадлежащий частному лицу, чем подтвердил, что сохранившееся спорное имущество принадлежит ООО «Успенское ХПП» и физическому лицу (л.д. 43).

Согласно актам приема-передачи , и расшифровке Основных средств ООО «Успенское ХПП» (л.д.138-144) сохранившееся имущество, которое находилось на <адрес>, а именно здания магазинов, жилой дом, два флигеля, колодец, каретница, в качестве производственных и подсобных помещений принадлежит ООО «Успенское ХПП».

На основании свидетельства о государственной регистрации ООО «Успенское ХПП» зарегистрировано в качестве юридического лица в Межрайонной инспекции МНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.134).

Основной целью деятельности общества с ограниченной ответственностью «Успенское хлебоприемное предприятие» в соответствии с Уставом является получение прибыли (л.д.145-191), следовательно, данное общество является коммерческой организацией.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Успенское ХПП» является действующим юридическим лицом (л.д.135-137).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом по <адрес> зарегистрировано за Лопаткиным А.В. (л.д.132).

На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок по <адрес> зарегистрировано за Петришко И.Ю. (л.д.131).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 №1761-1 возмещение материального вреда, причиненного в связи с репрессиями, производится реабилитированным лицам и их наследникам.

Об этом же говорится в п. 2 положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещение его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 12.08.94 N 926.

Так, в соответствии со ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 г. № 1761 -1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

Не подлежит возврату, возмещению или компенсации: имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем; имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий; земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы; имущество, изъятое из гражданского оборота.

Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004. № 122-ФЗ.

Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ).

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ).

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ).

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ).

(статья 16.1 введена Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1).

Так, ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" регулируется порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации. Здесь же предусмотрено, что в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Также следует отметить, что ссылки истца на ст.ст. 301, 302, 1102-1104 ГК РФ являются необоснованными, так как исковые требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об истребовании имущества от добросовестного приобретателя, а также о возвращении неосновательного обогащения в натуре, истцом не заявлялись.

Целью Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761 -1 «О реабилитации жертв политических репрессий», постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. N 926 "Об утверждении положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" является восстановление прав жертв политических репрессий, следовательно, к заявленным исковым требованиям применяются положения указанного законодательства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что имущество, которое сохранилось, и на возврат которого претендует истец, не принадлежит государственным и общественным организациям.

На основании вышеизложенного, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что заключение районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не противоречат Закону Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761 -1 «О реабилитации жертв политических репрессий», постановлению Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. N 926 "Об утверждении положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" и соответствуют действующим нормам материального и процессуального права, а, следовательно, являются законными и обоснованными.

Кроме того, Комиссия действовала в пределах полномочий, закрепленных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах, в иске Маныч Е.Н. о признании недействительным заключения районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> и администрации <адрес> восстановить нарушенные права Маныч Е.Н., следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В иске Маныч Е.Н. к администрации <адрес>, 3-е лицо: ООО «Успенское ХПП» о признании недействительным заключения районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации <адрес> и администрации <адрес> восстановить нарушенные права Маныч Е.Н. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Матвеево-Курганский районный суд после изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 9 марта 2011 года.

Судья О.П. Богатых