07 февраля 2012 года с. Куйбышево Судья Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области РФ Коркишко А.И. с участием помощника прокурора Куйбышевского района Федоренко А.В., при секретаре Сидоровой С.В., рассмотрев в помещении Куйбышевского судебного состава Матвеево-Курганского районного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Куйбышевского района о признании незаконным решение администрации Куйбышевского сельского поселения Куйбышевского района об отказе в признании семьи Скакуновой Марии Ивановны нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, У С Т А Н О В И Л: И.о. прокурора Куйбышевского района обратился в районный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление №324 администрации Куйбышевского сельского поселения Куйбышевского района «Об отказе в признании семьи Скакуновой Марии Ивановны нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях». В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 01.11.2011 года главой администрации Куйбышевского сельского поселения издано постановление №324 «Об отказе в признании семьи Скакуновой Марии Ивановны нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях». Согласно данному постановлению Скакуновой М.И. отказано в постановке на учет в соответствии с ч.1 ст.54 ЖК РФ и пунктом 1 подпунктом 2 статьи 3 Областного закона от 07.10.2005 года №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», а также на основании протокола заседания жилищной комиссии Куйбышевского сельского поселения от 01.11.2011 года №24. В нарушение требований жилищного законодательства в вышеуказанном постановлении в качестве основания указана общая норма ч.1 ст.54 ЖК РФ без ссылки на конкретный подпункт части 1 статьи 54 ЖК РФ. Из материалов учетного дела Скакуновой М.И. следует, что основанием для отказа послужил акт обследования жилищных условий гражданина от 01.11.2011 года. Скакунова М.И. зарегистрирована в с. Куйбышево, ул. Миусская, д.63. В материалах учетного дела имеется договор найма жилого помещения между Фоменко Н.Н. и Скакуновой М.И. от 23.12.2010 года. Фактов намеренного ухудшения Скакуновой М.И. в течение 5 лет, предшествовавших подаче заявления, своих жилищных условий не установлено. Обследование проводилось в отсутствие собственника или его представителя, а также в отсутствие Скакуновой М.И. или ее представителя. Члены комиссии в жилое помещение, расположенное в с. Куйбышево, ул. Миусская, 63, не входили, ограничились внешним осмотром домовладения и прилегающей территории, в связи с чем оценить жилищно-коммунальные условия не имели возможности, однако в акте обследования содержатся сведения о благоустройстве квартиры и состоянии комнат, тем самым данные сведения не подтверждены, а основаны на предположении. Данные обстоятельства свидетельствуют о недействительности акта обследования жилищных условий Скакуновой М.И. от 01.11.2011 года, следовательно, принятое 01.11.2011 года решение на заседании жилищной комиссии Куйбышевского сельского поселения является незаконным, так как оно основано на указанном акте обследования. Из материалов учетного дела следует, что Скакунова М.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, не имеет в собственности жилых помещений, что позволяет сделать вывод о том, что Скакунова М.И. вправе претендовать на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как вдова ветерана Великой Отечественной войны и как гражданин, не имеющий в собственности жилого помещения. Данные обстоятельства при рассмотрении обращения Скакуновой М.И. не были приняты во внимание. При изучении предоставленных Скакуновой М.И. документов, проведении проверки по ее заявлению, проведения заседания жилищной комиссии и издании постановления не были учтены существенные обстоятельства, имеющие значение для объективного и всестороннего рассмотрения заявления о постановке на учет. Таким образом, постановление главы Куйбышевского сельского поселения №324 от 01.11.2011 года «Об отказе в признании семьи Скакуновой Марии Ивановны нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях» противоречит действующему законодательству. Прокурор просит суд признать незаконным постановление №324 «Об отказе в признании семьи Скакуновой Марии Ивановны нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях» и обязать администрацию Куйбышевского сельского поселения Куйбышевского района устранить допущенные нарушения при рассмотрении обращения Скакуновой М.И. В судебном заседании помощник прокурора Федоренко А.В. заявленные требования поддержал по указанным в заявлении доводам и основаниям, просил их удовлетворить. Поскольку Скакунова М.И. в силу своего возраста не в состоянии защитить свои права и законные интересы, полагал, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту ее прав и законных интересов. Заинтересованное лицо Скакунова М.И. в судебное заседание не явилась, извещалась судом по последнему известному адресу, однако адресат фактически по адресу регистрации не проживает, место ее пребывания неизвестно. Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке ст.167 ГПК РФ. Представитель заинтересованного лица, чье решение обжалуется, администрации Куйбышевского сельского поселения Куйбышевского района Курин В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения требования прокурора не возражал. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требование прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в п.13 отметил, что на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в ст.255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Учитывая возраст Скакуновой Марии Ивановны, 12 декабря 1924 года рождения, суд считает, что прокурор был вправе обратиться в суд в порядке главы 25 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов Скакуновой М.И. В судебном заседании установлено, что 17.10.2011 года Скакуновой М.И. подано заявление на имя главы Куйбышевского сельского поселения о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приложив к заявлению соответствующий пакет документов. Согласно акту обследования жилищных условий гражданина от 01.11.2011г. жилищной комиссией были обследованы жилищные условия Скакуновой М.И., проживающей по ул. Миусской, д. №63 в с. Куйбышево. Данное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Фоменко Н.Н., состоит из 1 комнаты, общей площадью 29,9 кв.м., в котором отсутствует водопровод, канализация, горячая вода, ванная, газ. По результатам обследования комиссией сделано заключение – факт проживания гражданки Скакуновой М.И. не установлен. Протоколом №24 заседания комиссии Куйбышевского сельского поселения от 01.11.2011 года утвержден акт обследования жилищных условий Скакуновой М.И. от 01.11.2011г. и принято единогласное решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи Скакуновой М.И. в соответствии с п.1 пп.2 ст.3 Областного закона от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» - предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 01.11.2011 года главой Куйбышевского сельского поселения издано постановление №324 «Об отказе в признании семьи Скакуновой Марии Ивановны нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях». Основанием для отказа послужили ссылки на часть 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, подпункт 2 пункта 1 статьи 3 Областного закона от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» и протокол жилищной комиссии Куйбышевского сельского поселения от 01.11.2011 года №24. В силу ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно статьи 14 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений, к которым относятся в частности: ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания. Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований; - являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч.1 ст.1 Областного закона от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. В части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ приведены основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом такой отказ допускается, если: - не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы; - представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; - не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок. В силу части 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Аналогичные положения содержатся в статье 3 Областного закона от 07.10.2005 № 363-ЗС, при этом решение об отказе в принятии на учет оформляется правовым актом органа местного самоуправления и должно содержать мотивированные основания такого отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. С учетом вышеприведенных норм жилищного законодательства решение органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на установленные нарушения. В силу статьи 5 Жилищного кодекса РФ в сфере жилищного законодательства Жилищный кодекс РФ имеет большую юридическую силу, нежели Областной закон Ростовской области. Таким образом, отсутствие в постановлении №324 от 01.11.2011 года главы Куйбышевского сельского поселения ссылки на конкретное нарушение, которые перечислены в части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, является незаконным, что влечет незаконным само постановление органа местного самоуправления, поскольку имеющаяся в данном акте вышеуказанная неопределенность нарушает право обратившегося лица знать основание, послужившее препятствием для осуществления им своего права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, судом принято во внимание, что по результатам обследования жилищных условий Скакуновой М.И. комиссией констатирован лишь факт не проживания на момент обследования заявителя Скакуновой М.И. в вышеуказанном доме, без заключения о пригодности либо непригодности данного жилого помещения для проживания. Согласно ч.10 ст.1 Областного закона от 07.10.2005 № 363-ЗС рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина и составляет акт по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. В процессе рассмотрения настоящего дела установлено, что жилищные условия Скакуновой М.И. комиссией администрации Куйбышевского сельского поселения фактически не проверялись, поскольку в жилом помещении, расположенном в с. Куйбышево, ул. Миусская, 63, комиссия не находилась, поэтому не могла сделать вывод о пригодности жилого помещения и возможности проживания в нем. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются. Доказательств тому, что при рассмотрении обращения Скакуновой М.И. администрацией Куйбышевского сельского поселения предпринимались меры для приглашения к участию в обследовании жилищных условий Скакуновой М.И. по вышеуказанному адресу собственника жилого дома Фоменко Н.Н. или ее представителя, а также заявителя Скакунову М.И. либо ее представителя, суду не представлено. Учитывая изложенное, суд считает, что утвержденный протоколом №24 от 01.11.2011 года акт обследования жилищных условий Скакуновой М.И. от 01.11.2011 года является необоснованным, влекущим его недействительность, поскольку составлен без фактического обследования жилищных условий гражданина, тем самым права и законные интересы Скакуновой М.И. при разрешении ее обращения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении были нарушены. Жилищной комиссией при рассмотрении обращения Скакуновой М.И. оставлено без внимание то обстоятельство, что в жилом помещении, состоящем из одной комнаты, общей площадью 29,9 кв.м, помимо Скакуновой М.И., зарегистрирована собственник жилого дома Фоменко Н.Н., однако оценка обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого зарегистрированного согласно учетной нормы не была дана, в акте обследования и в протоколе заседания комиссии не отражена. Кроме того, принимая решение об отказе в удовлетворении обращения Скакуновой М.И., жилищной комиссией администрации Куйбышевского сельского поселения не дана оценка тому, что Скакунова М.И., будучи гражданкой Российской Федерации, зарегистрированной в Ростовской области, Куйбышевском районе, с. Куйбышево, ул. Миусская, 63, является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, которая в силу Федерального закона РФ от 12 мая 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. (в редакции Указа № 30 от 09.01.2010 года) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеет право на получение мер социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (погибших (умерших)), в числе которых обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ и ч.7 ст.1 Областного закона от 07.10.2005 № 363-ЗС законодателем предоставлена возможность гражданину, имеющему право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным или областным законом категории), по своему выбору быть принятым на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. При таких изложенных выше обстоятельствах, обжалуемое постановление №324 от 01.11.2011 года главы Куйбышевского сельского поселения Куйбышевского района «Об отказе в признании семьи Скакуновой Марии Ивановны нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях» не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить, возложив на администрацию Куйбышевского сельского поселения обязанность устранить нарушения закона при рассмотрении обращении Скакуновой М.И. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявленные требования и.о. прокурора Куйбышевского района удовлетворить. Признать незаконным постановление №324 от 01.11.2011 года главы Куйбышевского сельского поселения Куйбышевского района «Об отказе в признании семьи Скакуновой Марии Ивановны нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях». Обязать администрацию Куйбышевского сельского поселения Куйбышевского района устранить допущенные при рассмотрении обращения Скакуновой М.И. нарушения. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Куйбышевский судебный состав Матвеево-Курганского районного суда либо через Матвеево-Курганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2012 года Судья А.И. Коркишко