Дело №2-240/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 мая 2012 года п.Матвеев- Курган Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Богатых О.П. при секретаре Федосовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Матвеево-Курганского района в интересах Печерского Н.И. к отделу социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, 3-и лица: Министерство труда и социального развития Ростовской области, Правительство Ростовской области, администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области об оспаривании действий отдела социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, установил: В Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области обратился прокурор Матвеево-Курганского района в интересах Печерского Н.И. с исковым заявлением к отделу социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, 3-и лица: Министерство труда и социального развития Ростовской области, Правительство Ростовской области, администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области об оспаривании действий отдела социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, ссылаясь на то, что прокуратурой Матвеево-Курганского района на основании обращения Печерского Н.И. о нарушении его социальных прав, выразившихся в отказе в принятии документов на присвоение ему звания «Ветеран труда», проведена проверка. В ходе проверки установлено, что Печерский Н.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района с заявлением о направлении представления для присвоения ему звания «Ветеран труда», так как он награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» и имеет трудовой стаж 40 лет. При этом им были представлены документы, подтверждающие трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда» и удостоверение к знаку «Победитель социалистического соревнования 1977 года», которым он был награжден от имени министерства и ЦК профсоюза. Отделом социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Печерскому Н.И. в направлении представления для присвоения ему звания «Ветеран труда» отказано, так как знак «Победитель социалистического соревнования» не относится к ведомственным знакам отличия в труде, а является общесоюзной наградой. Если удостоверение о награде выдано органом государственной власти бывшего СССР и при этом есть ссылка на решение этого государственного органа, то данный знак учитывается при присвоении звания «Ветеран труда». Из заявления и ксерокопии наградного удостоверения известно, что Печерский Н.И. награжден указанным знаком, сведения о приказе отсутствуют. Удостоверение подписано руководителем производственного предприятия сельского хозяйства Матвеево-Курганского района Ростовской области, есть печать этой организации. Вместе с тем, отказ отдела социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района является незаконным. Так, в соответствии с Областным законом от 18.09.2006 г. №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области» лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют в орган социальной защиты муниципального района (городского округа) по месту жительства следующие документы: письменное заявление о присвоении звания «Ветеран труда», паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы, подтверждающие наличие условий для присвоения звания «Ветеран труда». Документы, подтверждающие наличие условий для присвоения звания «Ветеран труда» для лиц, указанных в п. 1 ст. 2 настоящего Областного закона, являются: документы о награждении орденами или медалями, либо о присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо о награждении ведомственными знаками отличия в труде; документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Понятие «ведомственный знак отличия в труде» действующим законодательством не определен. Однако действующие на момент награждения Печерского Н.И., знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» нормы права рассматривали его как ведомственный знак отличия труда. Согласно п. 2 Положения о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования» 1977 г. и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 08 апреля 1977 г., награждение знаком «Победитель социалистического соревнования» от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения, как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года – за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств. Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком «Победитель социалистического соревнования» от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия, в связи с чем, вывод ОСЗН о том, что Печерский Н.И. не был в установленном порядке награжден ведомственным нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» нельзя признать правомерным. Согласно ч. 4 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В настоящее время порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области определяются Областным законом от 18.09.2006 г. №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области». В силу ст.7 ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные «ведомственными знаками отличия в труде…». Вместе с тем, сформулированной Конституционным судом РФ правовой позиции – изменения в действующем правовом регулировании не лишают граждан права, которое они приобрели по ранее действовавшему законодательству. Следовательно, если знаки, врученные заявителю, рассматривались как ведомственные знаки отличия в труде, таковыми они остаются и в настоящее время, что дает Печерскому Н.И. законные основания для присвоения звания «Ветеран труда». Вместе с заявлением Печерским Н.И. в отдел социальной защиты населения предоставлены все необходимые документы в установленном порядке, однако в нарушение требований закона отделом социальной защиты населения незаконно отказано в направлении представления для присвоения звания «Ветеран труда» Печерскому Н.И. Самостоятельно Печерский Н.И. не может обратиться в суд по состоянию здоровья, так как он перенес инсульт. Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ и вышеуказанные законы, просит признать незаконными действия отдела социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района по отказу в направлении представления о присвоении звания «Ветеран труда» Печерскому Н.И.. Обязать отдел социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района направить в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере защиты населения представление о присвоении звания «Ветеран труда» Печерскому Н.И. По результатам досудебной подготовки определением судьи Матвеево-Курганского районного суда от 05 марта 2012 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: администрация Матвеево-Курганского района, Министерство труда и социального развития РО, Правительство Ростовской области (л.д.40). Пом.прокурора прокуратуры Матвеево-Курганского района Ростенко М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить. Печерский Н.И. в судебное заседание, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.51). Дело в отношении Печерского Н.И. рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Представитель Печерского Н.И., по надлежащей доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, Печерская Е.В. (л.д.67), в судебном заседании поддержала требования искового заявления, просила иск удовлетворить. Ответчик - представитель отдела социальной защиты администрации Матвеево-Курганского района, действующая по надлежащей доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Гарницкая И.И. (л.д.52), в судебном заседании возражала по поводу заявленных исковых требований, просила в иске отказать. Представитель третьего лица - администрации Матвеево-Курганского района, по надлежащей доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Симко О.Ю. (л.д.53), в судебном заседании возражала по поводу заявленных исковых требований. Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития РО, надлежащим образом извещенный в судебное заседание не явился, в представленном заявлении возражали по поводу заявленных требований, просили в иске отказать и рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д.46-49). Дело в отношении представителя третьего лица рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Представитель третьего лица - Правительства Ростовской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д.72), в судебное заседание не явился. Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства, выслушав участников процесса, участвующих в деле, приходит к следующему. Согласно Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «в»), защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальная защита, включая социальное обеспечение,- предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б» и «ж» части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения- издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2). Из приведенных положений статей 71 и 72 Конституции РФ в их взаимосвязи с положениями её статей 1 (часть 1) и 7 (часть 1), определяющих Российскую Федерацию, как правовое социальное государство, а также статьи 2, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту- обязанностью государства, и статьи 18, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, следует, что защита прав и свобод человека и гражданина, установление и надлежащее функционирование правовых механизмов, гарантирующих их реализацию, как и осуществление конституционной обязанности государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности должны обеспечиваться и органами государственной власти Российской Федерации, и органами государственной власти каждого из её субъектов. По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции РФ, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998г. №1-П, Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.1997г. №13-О). Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществлении ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. При этом законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (статья 76 часть 5 Конституции РФ). В соответствии со ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными законами отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Как следует из п. 4 указанной статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В соответствии с п.1 ст.2 Областного закона Ростовской области от 18.09.2006г. №541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» » в Ростовской области» звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В силу ст. 3 указанного Областного закона при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются: ордена, медали почетные звания СССР или Российской Федерации, являющиеся государственными наградами; Почетная грамота Правительства РФ; Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания РФ, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания РФ «За выслугу в развитии парламентаризма», Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания РФ, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания РФ «За заслуги в развитии парламентаризма», иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетная грамота Администрации Ростовской области, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области «За заслуги в воспитании детей», Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области, а также почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы. Согласно п.п.5-9 ст. 4 вышеназванного закона орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) в десятидневный срок осуществляет проверку представленных документов и направляет в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения представление о присвоении звания "Ветеран труда". В представлении о присвоении звания "Ветеран труда" должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, имеющего право на присвоение звания "Ветеран труда", адрес регистрации указанного лица по месту жительства, сведения о наличии условий для присвоения звания "Ветеран труда". Решение о присвоении звания "Ветеран труда" принимается Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области и оформляется распоряжением Администрации Ростовской области. Проект распоряжения Администрации Ростовской области о присвоении звания "Ветеран труда" готовится органом исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения в десятидневный срок со дня поступления представления, указанного в части 6 настоящей статьи. Распоряжение Администрации Ростовской области о присвоении звания "Ветеран труда" в пятидневный срок со дня его подписания направляется органом исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения в соответствующий орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа). Органом социальной защиты населения муниципального района (городского округа) в пятидневный срок со дня поступления распоряжения Администрации Ростовской области о присвоении звания "Ветеран труда" лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", выдается удостоверение установленного образца. Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 г., награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств. Как следует из Решения Верховного Суда РА от 22.12.2008 г. № 3-12/2008 общеизвестным фактом является, что высшие государственные, партийные, комсомольские, профсоюзные органы в силу их статуса до прекращения действия СССР имели право принимать различные общеобязательные для исполнения на всей территории государства «постановления», «положения», в том числе и о поощрении за особые успехи в труде, в том числе и совместные, в целях выполнения программных задач экономического и политического развития существовавшей общественно-правовой формации. Также решения о награждении ведомственными знаками особо отличившихся в труде лиц принимались по инициативе трудовых коллективов, администрации профсоюзного комитета организации, в которой состоял работник. В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Также в решении Верховного Суда РА от 22.12.2008г. указано, что в правовом и социальном государстве должны соблюдаться положения, из которых вытекает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе и социальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требований о том, что в РФ не должны издаваться нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение ранее установленных и действующих правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему права и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, в частности по вопросам социальной защиты и поддержки отдельных категорий жителей Адыгеи. В соответствии с федеральным законодательством субъект РФ не может произвольно отказываться от выполнения ранее взятых на себя публично-правовых обязательств, вносить изменения в ранее принятый им нормативный правовой акт, то есть в ранее установленные и проверенные временем правила, касающиеся условий возникновения и порядка реализации прав граждан, и в случае изменения ранее принятого и действовавшего во времени нормативного правового акта предусмотреть в обязательном порядке надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Печерский Н.И. обратился в отдел социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района с заявлением о направлении представления для присвоения ему звания «Ветеран труда», предоставив все необходимые документы, (л.д.14), однако Печерскому Н.И. было отказано в направлении представления для присвоения ему звания «Ветеран труда», удостоверение подписано руководителем предприятия сельского хозяйства Матвеево-Курганского района Ростовской области, есть печать этой организации и отсутствуют сведения о приказе (л.д.18-19). Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ Печерский Н.И. награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» от имени Министерства и ЦК профсоюза. Знак учрежден Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. На указанном удостоверении имеется печать Производственного предприятия сельского хозяйства Матвеево-Курганского района Ростовской области (л.д.15). В трудовой книжке Печерского Н.И. имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ, что он является победителем социалистического соревнования (л.д.23). Также из данной трудовой книжки усматривается, что Печерский Н.И. имеет трудовой стаж 40 лет (л.д. 20-23). Таким образом, согласно п.2 Положения о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования» 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 08 апреля 1977 года, награждение знаком «Победитель социалистического соревнования» от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзному комитету предприятия, в связи с чем, доводы ответчика о том, что печать на удостоверении от ДД.ММ.ГГГГ о награждении Печерского Н.И. знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» от имени Министерства и ЦК профсоюза должна быть федерального органа исполнительной власти или бывших органов власти и управления СССР, а производственное предприятие сельского хозяйства Матвеево-Курганского района Ростовской области к данным органам не относится, следовательно, данный знак отличия не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и направления представления в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения о присвоении звания «Ветеран труда», несостоятельны. Кроме того, решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области и оформляется распоряжением Администрации Ростовской области. Ответчик ссылается на письмо Министерства труда и социального развития от 27.04.2007 г. №11-ОВ-21 в котором указано, что к ведомственным знакам отличия в труде федеральных органов государственной власти и органов власти и управления СССР относятся награды, учрежденные в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти или бывшими органами власти и управления СССР. Награждение конкретного лица должно быть произведено руководителем (его заместителем) федерального органа государственной власти (министерства, службы, агентства, ведомства, государственного комитета, либо иной структуры, входящей или входившей в систему федеральных органов власти), а также бывших органов власти и управления СССР. Однако следует отметить, что данное разъяснение носит рекомендательный характер, поскольку разъяснения Министерства труда и социального развития администрации Ростовской области не являются нормативным правовым актом и Министерство труда и социального развития администрации Ростовской области не наделено правом давать разъяснения по применению Федерального закона «О ветеранах». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия отдела социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района по отказу в направлении представления о присвоении звания «Ветеран труда» Печерскому Н. И. являются незаконными и необоснованными, а исковые требования прокурора Матвеево-Курганского района действующего в интересах Печерского Н. И., подлежащими удовлетворению, и отделу социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района необходимо направить в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере защиты населения представление о присвоении звания «Ветеран труда» Печерскому Н. И. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Исковые требования прокурора Матвеево-Курганского района в интересах Печерского Н.И. к отделу социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, 3-и лица: Министерство труда и социального развития Ростовской области, Правительство Ростовской области, администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области об оспаривании действий отдела социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области – удовлетворить. Признать незаконными действия отдела социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области по отказу в направлении представления о присвоении звания «Ветеран труда» Печерскому Н.И.. Обязать отдел социальной защиты населения администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области направить в орган исполнительной власти Ростовской области в сфере социальной защиты населения представление о присвоении звания «Ветеран труда» Печерскому Н.И.. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированный текст решения изготовлен 10.05.2012 г. Судья О.П. Богатых