Решение о признании решения УФМС незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2011 г. п. Матвеев-Курган

Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе судьи Прокопенко И.Н., при секретаре Пивоваровой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петросян А.В., заинтересованное лицо: УФМС РФ по Ростовской области о признании решения УФМС РФ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Петросян А.В. в выдаче вида на жительства незаконным, обязании устранить допущенное нарушение закона

У С Т А Н О В И Л:

Петросян А.В. обратился в суд с заявлением о признании решения УФМС РФ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Петросян А.В. в выдаче вида на жительства незаконным, обязании устранить допущенное нарушение закона.

В обоснование своего заявления Петросян А.В. указал, что решение УФМС РФ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в выдаче вида на жительства является незаконным, так как данным решением нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. Заявителем были предоставлены доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, подтверждением чему явилась справка МО УФМС РФ по РО п. Матвеев-Курган от ДД.ММ.ГГГГ. Когда он сдавал документы в МО УФМС пос. Матвеев-Курган, то все документы соответствовали требованиям закона, только после истечения шести месяцев было выявлено, что им не представлены доказательства своего содержания. Он также предоставлял справку о доходах К., на иждивении которого он находится, согласие его на содержание заявителя, удостоверенное в нотариальном порядке. Супруга заявителя- М., является гражданкой РФ, обеспечивает себя сама. Ссылаясь на положения ст.ст.245-249,254-255,258 ГПК РФ, Петросян А.В. просит признать незаконным решение УФМС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в выдаче вида на жительства на основании п.п.8 п.1 ст. 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и обязать УФМС России по РО устранить допущенное нарушение закона.

Заявитель Петросян А.В. в судебное заседание явился, требования своего заявления поддержал, пояснив, что в настоящее время он не работает, его жена также не работает, занимается домашним хозяйством, просил заявление удовлетворить.

Представитель УФМС России по Ростовской области Землякова В.С. по доверенности № 228 от 14.12.2010 года сроком по 31.12.2011 года, возражала против удовлетворения заявления, указав, что принятое решение об отказе в выдаче Петросяну А.В. вида на жительство является законным и обоснованным.

Суд, выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при подготовке дела к судебному разбирательству в рамках гл. 25 ГПК РФ надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся соблюдение срока обращения с заявлением в суд и законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Следовательно, для признания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих незаконными необходимо одновременно наличие двух условий, а именно: несоответствие решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Исходя из общих правил распределения бремени доказывания, предусмотренных ст.56 ГПК РФ, а также доказательственных презумпций, содержащихся в гл. 25 ГПК РФ, обязанность по доказыванию упомянутых выше обстоятельств лежит на том лице, которое об этом утверждает, то есть на заявителе.

При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Петросян А.В. обратился в УФМС РФ по РО с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, приложив соответствующие документы (л.д.15-34).

Старший инспектор отдела оформления РВП и ВнЖ УФМС РФ по РО ДД.ММ.ГГГГ вынес заключение , о принятии положительного решения о выдаче разрешения на временное проживание гражданина Петросян А.В. (л.д.35).

ДД.ММ.ГГГГ Петросян А.В. было выдано разрешение на временное проживание на территории РФ и Петросян А.В. дал расписку в том, что ему разъяснено, что в соответствии с п.9. ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» он обязан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года до дня получения разрешения на временное проживание лично подавать в территориальный орган УФМС России по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода за очередной год (л.д.37).

ДД.ММ.ГГГГ Петросян А.В. обратился в УФМС РФ по Ростовской области с заявлением о выдаче ему вида на жительство, указав, что в строке семейное положение: женат, членами его семьи являются: отец – А. (умер в ДД.ММ.ГГГГ, бывший гражданин Армении), мать- Б. – гражданка Армении, проживает в <адрес>, дочь В.- гражданка Армении, проживает в <адрес>, сын С. – гражданин Армении, проживает в <адрес>, и жена М. – гражданка России, проживает в <адрес>. С мая 1992 года по январь 2001 года не работал, проживал в данный период в <адрес>, с января 2001 года по настоящее время, проживая в <адрес>, не работает. Доход отсутствует, находится на иждивении К. (л.д. 38-41).

К данному заявлению были приложены копия паспорта, копия свидетельства о рождении, копия свидетельства о заключении брака, справка о доходах, согласие на содержание, копия паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации права, копия паспорта, согласие, медицинское заключение, сертификат ВИЧ, квитанция, фото (л.д. 42-62).

В ходе рассмотрения данного заявления Петросян А.В., начальником отдела оформления РВП и ВНЖ УФМС РФ по РО от ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос Министру труда и социального развития Ростовской области о проведении проверки и сообщение о наличии или отсутствии сведений, препятствующих оформлению иностранному гражданину разрешения вида на жительство (л.д.63).

Согласно ответа на данный запрос от ДД.ММ.ГГГГ, в базе данных получателей адресной социальной помощи министерства труда и социального развития области Петросян А.В. не значится (л.д.64).

Межрайонная инспекция ФНС России 1 по Ростовской области в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос УФМС РФ по РО указала, что Петросян А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес> состоит на налоговом учете (л.д.65).

Ст. инспектор по ОП отдела оформления РВП и ВЖ УФМС РФ по РО ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев все представленные Петросян А.В. документы о получение вида на жительство, вынесла заключение об отказе Петросян А.В.- гражданину Армении вида на жительство в РФ, на основании п.п.8, п. 1 ст. 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Принимая такое решение об отказе в выдаче Петросян А.В. вида на жительство, инспектор установил, что гражданин Армении Петросян А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Армении, имеет разрешение на временное проживание на территории РФ, состоит в браке с гражданкой России М., временно не работает, находится на иждивении К., степень родства с которым не установлена, справки о составе семьи К. не представлено, супруга заявителя не работает.

Петросян А.В. зарегистрирован по месту жительства на основании имеющегося разрешения на временное проживание в РФ по адресу: <адрес>, намерен проживать по тому же адресу в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его супруге М., гражданке РФ. Мотивом побудившее к оформлению вида на жительство является постоянное проживание в РФ.

Вместе с тем, установив, что Петросян А.В. в период проживания в РФ на основании разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность, не представил доказательств возможности содержать себя в РФ в пределах прожиточного минимума, что явилось основанием для отказа в выдаче вида на жительство (л.д.66).

Согласно ст. 8 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

1) имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии);

2) место проживания данного иностранного гражданина;

3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

Согласно п.п.8 п.1 ст. 9 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 принято «Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».

В соответствии с данным Положением вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации.

При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет в том числе и документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность (п.в п.6).

Территориальный орган Федеральной миграционной службы рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных статьей 9 Закона оснований для отказа в выдаче вида на жительство (п.12).

По результатам рассмотрения территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Согласно приказу ФМС РФ от 29.02.2008 N 41 (ред. от 14.10.2010) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации», в системе ФМС России государственная услуга по выдаче иностранным гражданам вида на жительство предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами).

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство, о продлении срока действия вида на жительство, а также об аннулировании вида на жительство принимается руководителями территориальных органов ФМС России или заместителями, которым данные полномочия делегированы в установленном порядке.

Функции приема, рассмотрения заявлений о выдаче вида на жительство, о продлении срока его действия, оформления и выдачи осуществляют территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения. Указанные полномочия закрепляются в Положении о территориальном органе ФМС России и Положении о структурном подразделении в соответствии с Приказом МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы».

В силу п. п. 38.3 вышеуказанного Регламента, документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение о получении алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность).

Указанные документы должны подтверждать наличие у заявителя средств на период, не превышающий одного года со дня получения вида на жительство.

Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин, также не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 04.02.2011 года № 42, прожиточный минимум за 4 квартал 2010 года составил для трудоспособного населения- 5797 рублей, на душу населения- 5442 рублей. За третий квартал 2010 года- для трудоспособного населения- 5542 рублей, на душу населения- 5207 рублей (постановление администрации Ростовской области от 25.10.2010 года № 257). За второй квартал 2010 года прожиточный минимум для трудоспособного населения составил- 5497 рублей, на душу населения- 5166 рублей (постановление администрации Ростовской области от 27.07.2010 года № 82). За 1 квартал 2010 года прожиточный минимум в Ростовской области составил для трудоспособного населения – 5336 рублей, на душу населения- 5011 рублей (постановление администрации Ростовской области от 22.04.2010 года № 240).

Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами закреплено, что иностранному гражданину выдается вид на жительство на территории РФ, также и в том случае, если иностранным гражданином представлены доказательства того, что он содержит себя в пределах прожиточного минимума, в том числе за счет помощи родственников или иной помощи, за исключением государственной.

При рассмотрении дела, установлено, что Петросян А.В. в настоящее время не работает, что им не отрицалось. В судебном заседании Петросян А.В. пояснил, что не работает в виду отсутствия рабочих мест в местности, где он фактически проживает. То обстоятельство, что заявитель в настоящее время не трудоустроен и не работает, подтверждается и представленной Петросян А.В. справкой ООО «<данные изъяты>» № 3 от 28.03.2011 года, в соответствии с которой Петросян А.В. работал в 1996, 1998, 1999, 2000, 2002-2003 годах в ООО «<данные изъяты>» (л.д.74). Сведений о трудовой деятельности в период проживания на территории РФ и получения заявителем доходов материалы дела не содержат.

При этом супруга Петросян А.В.- М.- гражданка РФ, также нигде не работает, что не оспаривалось заявителем. Из представленной заявителем справки, выданной администрацией Новониколаевского сельского поселения № 476 от 24.03.2011 года, следует, что М. имеет в наличии личное подсобное хозяйство, расположенное на земельном участке в <адрес> (л.д.72). Однако суд, оценивая данную справку, считает, что при том основании, что заявитель нигде не работает, данная справка не свидетельствует о наличии таких доходах его супруги, способных обеспечить ее и заявителя в пределах прожиточного минимума. Кроме того, данная справка выдана М. для предъявления на рынок.

То обстоятельство, что сын заявителя-С. работает с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и его заработок за октябрь 2010 года – февраль 2011 года составил <данные изъяты> рублей (л.д.73), не может быть принято судом во внимание, поскольку сын заявителя-С. гражданином РФ не является, и на данный момент имеет статус иностранного гражданина.

Ссылки заявителя на нахождении на иждивении у К. подлежат отклонению по следующим основаниям.

Действующее законодательство определяет понятие «иждивение» в ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой члены семьи умершего признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Между тем, допустимых и достаточных доказательств нахождения Петросян А.В. на полном содержании К. или получения Петросян А.В. помощи от К., которая была бы для Петросян А.В. постоянным и основным источником средств к существованию, суду не представлено, как и не представлено доказательств, подтверждающих степень родства с К. Как пояснил в судебном заседании Петросян А.В., ему иногда К., приходящийся другом семьи, помогает материально, то есть материальная помощь является для него непостоянным и неосновным источником средств к существованию заявителя.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 56 ГПК РФ, каких-либо доводов, а равно доказательств, которые могли бы повлечь признания незаконным принятое заключение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче вида на жительство в РФ гражданина Армении Петросян А.В. по основаниям п.п.8 п.1 ст. 9 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», представлено заявителем не было. Таких обстоятельств не установлено и судом. Старший инспектор по ОП отдела оформления РВП и ВЖ УФМС РФ по РО, подписывая данное заключение, которое утверждено в последствие зам. начальника УФМС России по РО, действовал в пределах своих полномочий, установленных приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 41 (ред. от 14.10.2010) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации», и никаким образом не нарушил прав и законных интересов заявителя. Данное заключение не противоречит действующим нормам закона.

При этом, в случае представление заявителем доказательств того, что он содержит себя в пределах прожиточного минимума, в том числе за счет помощи родственников или иной помощи, за исключением государственной, он не лишен возможности получить в последующем вид на жительство в РФ.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявления Петросян А.В. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Петросян А.В., заинтересованное лицо: УФМС РФ по Ростовской области, о признании решения УФМС РФ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Петросян А.В. в выдаче вида на жительства незаконным, обязании устранить допущенное нарушение закона – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Матвеево - Курганский районный суд.

Мотивированный текст решения изготовлен 01.04.2011 года.

Судья: И.Н. Прокопенко