Дело Номер обезличен - Номер обезличен
копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
... Дата обезличена года
... суд ... (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И.Г., при секретаре Пинигиной А.С., с участием прокурора района Устинова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора района о признании бездействия администрации муниципального образования «Морукский наслег» незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Морукский наслег» незаконным, указав, что прокуратурой ... ... в ходе проведения проверки исполнения органами самоуправления ... законодательства о распоряжении муниципальной собственности установлено, что муниципальным образованием «Морукский наслег» меры по регистрации объектов недвижимости администрацией наслега не принимаются в нарушении Федерального закона от 06 октября 2003 года « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона РС(Я) от 30 ноября 2004 года 171-3 № 349-III «О местном самоуправления в Республике Саха (Якутия)», Закона РС(Я) от 25 апреля 2003 года 18-3 № 37-III «О разграничении предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия)».
Прокурор Устинов С.И. в судебном заседании полностью поддержал заявление.
Глава МО «Морукский наслег» Скрябин Н.Н. в суд не явился, хотя надлежаще извещен, причину неявки суду не известил, поэтому суд на основании части 4 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствии ответчика.
Суд, заслушав участников и изучив материалы дела, установил следующее:
Федеральный закон № 131 - ФЗ от 06.10.2010 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ-131) устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя гарантии его осуществления. Согласно ст. 1 вышеуказанного ФЗ-131 местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Пунктом 5 части 1 статьи 33 Устава МО «Морукский наслег» на наслежную администрацию возложены полномочия по управлению муниципальной собственностью муниципального образования, включая управление муниципальными учреждениями, предприятиями, а также учреждениями, предприятиями, переданными в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципального образования.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно части 1 статьи 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обремененная), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Согласно части 2 статьи 8, статей 130,131,132,164 ГК РФ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно единственным основанием для распоряжения им.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Как установлено в суде, на основании постановления тридцать третьей (внеочередной) сессии улусного собрания депутатом муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» от 15 декабря 2005 года № ПУС 33-4 «О безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности МО «Мегино-Кангаласский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность вновь образованных муниципальных образований» муниципальному образованию «Морукский наслег» переданы объекты жилого и производственного фонда.
Договором о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности муниципального образования «Мегино-Кангаласский улус (район)» РС(Я) в собственность муниципального образования «Морукский наслег» от 30 декабря 2005 года передано 5 объектов (строений), а последними в соответствии с пунктом 2.2.1. принято в муниципальную собственность по передаточному акту № 26 от 31 декабря 2005 года Номер обезличен объектов (строений):
- Здание администрации 1994 года постройки, находящееся по адресу ... ... Номер обезличен;
- Здание осеменаторов 1935 года постройки;
- Здание «Сахателеком» 1989 года постройки;
- СКЦ, находящийся по адресу: ..., по ...;
- Музей, находящийся по адресу: ..., по ....
Пунктом 2.2.2. указанного договора обязанность по регистрации права собственности на вышеперечисленные объекты (имущество) в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложена на МО «Морукский наслег».
Согласно данным УФС Государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в собственности МО «Морукский наслег» из приведенного выше перечня недвижимости по состоянию на Дата обезличена года ни один объект не зарегистрирован.
Бездействие органа местного самоуправления сельского поселения «Морукский наслег», в лице наслежной администрации выражается в неприятии мер государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, что в свою очередь исключает возможность собственника осуществлять жилищно-правовые полномочия и обязанности по отношению к жилому помещению, владения, пользования, а также нести бремя содержания жилых помещений.
Администрацией МО «Морукский наслег» не решаются определенные вопросы местного значения муниципального образования, тем самым нарушаются права граждан, проживающих на территории данного муниципального образования на осуществление местного самоуправления в полном объеме в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 131-ФЗ, гарантированные статьей 12 Конституции РФ.
Таким образом, указанные нарушения являются недопустимыми, так как неисполнение требований федерального законодательства государственной регистрации права собственности или иных вещных прав на объекты недвижимости нарушает интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженное в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, тем самым подлежат устранению. Заявление прокурора района является законным и обоснованным, бездействие администрации МО «Морукский наслег» в не регистрации объектов недвижимости, является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Муниципального образования «Морукский наслег», выразившееся в непринятии мер в государственной регистрации права собственности объектов муниципальной собственности незаконным.
Обязать администрацию Муниципального образования «Морукский наслег» в срок до Дата обезличена года произвести государственную регистрацию объектов
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд ... через ... суд ...
Судья: ... Билюкина И.Г.
...