Иск о запрете размещения отходов



2 - 108 - 11 .

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2011 года село Майя

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Саввиной В. Ю., с участием заместителя прокурора Мегино-Кангаласского района Дьяконова Д. М. по поручению, при секретаре Санниковой Н. А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Якутского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Мегино-Кангаласский улус (район)» о запрете размещения отходов на объекте размещения отходов (свалке) села Майя,

у с т а н о в и л:

Якутский природоохранный прокурор Александров П. С. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МР «Мегино-Кангаласский улус (район)» о запрете размещения отходов на объект размещения отходов (свалке) села Майя, указав, что объект размещения отходов твердых бытовых отходов не зарегистрирован в Государственном реестре объектов размещения отходов и что по акту проверки Мегино-Кангаласской инспекции охраны природы от ___ № ___ установлено, что на территории села Майя Мегино-Кангаласского района эксплуатируется свалка, общей площадью 224 100 кв.м., расположенная на расстоянии 3 км. от села Майя, на территории которой размещаются отходы, образованные от жизнедеятельности населения, организаций и предприятий с. Майя.

Просит запретить размещение отходов на свалке, расположенной на расстоянии 3 км. от села Майя Мегино-Кангаласского района, до внесения данного объекта размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Заместитель прокурора Мегино-Кангаласского района Дьяконов Д. М. (по поручению Якутского природоохранного прокурора РС (Я)) в судебном заседании после заслушивания сторон и изучения материалов дела изменил исковые требования, отказавшись от требования запрета размещения отходов на свалке, расположенной на расстоянии 3 км. от села Майя Мегино-Кангаласского района, до внесения данного объекта размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов, принимая во внимание то обстоятельство, что на территории МО «Село Майя» не имеется другого объекта размещения отходов (свалки) и что запрет размещения отходов на действующей свалке повлечет еще большее ухудшение состояния окружающей среды и создаст угрозу здоровью и жизни людей села Майя. Дополнительно просит обязать администрацию МР «Мегино-Кангаласский улус (район)» в течении 1 года оформить разрешительные документы на объект размещения отходов (свалку), расположенный на расстоянии 3 км. от села Майя Мегино-Кангаласского района.

Представитель ответчика - администрации МР «Мегино-Кангаласский улус (район)» Егорова И. Н. по доверенности в суде частично признала исковые требования, пояснив, что в настоящее время проводятся работы по оформлению разрешительных документов на объект размещения отходов (свалку), расположенный на расстоянии 3 км. от села Майя Мегино-Кангаласского района. Кроме межевого дела, кадастрового учета земельного участка необходимо подготовить проект объекта с заключением экспертизы, на что требуется определенное время и финансовые затраты. Потому просит предоставить срок в течении 1 года для оформления разрешительных документов, а в части запрета размещения отходов на объект размещения отходов (свалке) села Майя просит отказать, принимая во внимание то обстоятельство, что на территории МО «Село Майя» не имеется другого объекта размещения отходов (свалки) и что запрет размещения отходов на действующей свалке повлечет еще более ухудшение состояния окружающей среды и создаст угрозу здоровью и жизни людей села Майя, так как жизнедеятельность людей с запретом не приостанавливается.

Представитель третьего лица на стороне ответчика МО «село Майя» Артемьев А. Ф. по доверенности в суде полностью поддержал представителя ответчика Егорову И. Н.

Суд, заслушав участников и изучив материалы дела, установил следующее:

Законом Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 688-3 № 267-IV «Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)» предусмотрено размещение твердых бытовых отходов на санкционированных свалках. Требования к санкционированным свалкам определены статьей 7 указанного закона.

В соответствии статье 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 688-3 № 267-IV размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов, при этом размещение отходов производится на полигонах или на санкционированных свалках.

Под объектами размещения отходов в соответствии статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

На территории села Майя Мегино-Кангаласского района эксплуатируется свалка, общей площадью 224 100 кв.м., расположенная на расстоянии 3 км. от села Майя. Объект размещения отходов огорожен, разрешительные документы на земельный участок имеются. На данной свалке размещаются отходы, образованные от жизнедеятельности населения, организаций и предприятий села Майя, что подтверждается актом проверки Мегино-Кангаласской инспекции охраны природы от ___ № ___.

Данный объект размещения отходов не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов, что подтверждается справкой Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РС(Я). Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения муниципального района, то есть указанные полномочия возложены на администрацию муниципального района «Мегино-Кангаласский улус (район)».

Согласно п. 9 ч. 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С 1 января 2010 года запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно данным Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) объект размещения отходов, расположенный на территории села Майя Мегино-Кангаласского района, не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, указанные нарушения являются недопустимыми и подлежат устранению, так как в суде установлено и доказано, что до настоящего времени со стороны администрации муниципального района «Мегино-Кангаласский улус (район)» не приняты соответствующие меры для внесения объекта размещения отходов на территории села Майя в Государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии ст. 39 ГПК РФ истец имеет право изменить исковые требования или дополнить исковые требования.

Прокурор Дьяконов Д. М. по поручению в суде изменил исковые требования, отказавшись от требования запрета размещения отходов на свалке, расположенной на расстоянии 3 км. от села Майя Мегино-Кангаласского района, до внесения данного объекта размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов, принимая во внимание то обстоятельство, что на территории МО «Село Майя» не имеется другого объекта размещения отходов (свалки) и что запрет размещения отходов на действующей свалке повлечет еще большее ухудшение состояния окружающей среды и создаст угрозу здоровью и жизни людей села Майя. Дополнительно просит обязать администрацию МР «Мегино-Кангаласский улус (район)» в течении 1 года оформить разрешительные документы на объект размещения отходов (свалку), расположенный на расстоянии 3 км. от села Майя Мегино-Кангаласского района.

Суд приходит к выводу, что изменением и дополнением исковых требований прокурор не нарушает чьи-либо интересы, и данное обстоятельство не противоречит требованиям закона, потому подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Якутского природоохранного прокурора РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Мегино-Кангаласский улус (район)» удовлетворить, обязав администрацию муниципального района «Мегино-Кангаласский улус (район)» в течении одного года оформить разрешительные документы на объект размещения отходов (свалку), расположенный на расстоянии 3 км. от села Майя Мегино-Кангаласского района. Срок считать со дня вынесения решения суда, то есть с 29 апреля 2011 года.

Решение суда может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Мегино-Кангаласский районный суд.

Судья: . Саввина В. Ю.

.